1

В 1921 г. флот заказал Мицубиси разработку трех типов самолетов: палубного истребителя, палубного разведчика и палубного бомбардировщика-торпедоносца. Эти самолеты должны были составит вооружение первого японского авианосца "Хосо" ("Hosho"), который планировали спустить на воду в 1922 г. Мицубиси обратилась к бывшему конструктору фирмы "Сопвич" инженеру Герберту Смиту, с предложением спроектировать все три самолета при помощи японских конструкторов. Смит привез с собой еще семь британских авиационных специалистов. С такой командой Смит и приступил к работе.

Первые два самолета, истребитель Мицубиси 1MF1-5 и разведчик Мицубиси 2MR, получились очень удачными машинами, которые оставались в производстве и на вооружении длительное время. Третий самолет не смог разделить этого успеха. Этим самолетом стал 1MT1N. Чтобы самолет смог нести торпеду, Смит решил использовать схему триплана ("тип 10" оказался первым и единственным трипланом построенным в Японии). Однако такая схема оказалась и губительной для самолета, так как "тип 10" оказался слишком громоздким для размещения на авианосце. Несмотря на благоприятные отзывы морских пилотов о самолете, особенно о его маневренности, флот отказался от производства "типа 10" после постройки 20 машин, приняв вместо него Мицубиси "тип 13", также разработанный Смитом, трехместный биплан, который стал весьма успешным проектом.  

                                                                                                                    Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Опытный образец этого самолета, обозначенный 2МТ1, совершил первый полет в январе 1923 г. Под обозначением В1М1 он был запущен в серийное производство для японских ВМС, где был обозначен Тип 13 Палубный Штурмовик (Type 13 Carrier Attacker). Самолет имел цельнодеревянную конструкцию и оснащался двигателем Napier "Lion" мощностью 450 л.с или, на более поздних вариантах 500-сильным "Hispano-Suiza" с двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Крылья для удобства хранения на авианосцах складывались.

Хотя новый торпедоносец и не был впечатляющим в части летных характеристик, но был любим экипажами за надежность и удобство обслуживания.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Базовый проект стал основой для различных модификаций, последней из которых был серийный трехместный вариант В1М3. В январе-феврале 1932 г. самолеты Тип 13, (из 1-й дивизии, базирующиеся на авианосцах Хосё и Кага), участвовали в военном конфликте с Китаем, совершив серию воздушных налетов на Шанхай. Причем, 22 февраля 1932 года один из В1М был потерян. Тогда три бомбардировщика Mitsubishi Type 13-3 (B1M) под командованием тайи (ст. лейт.) Susumu Kotani из авиагруппы "Kaga" взлетели с аэродрома Кунда для бомбардировки железнодорожного узла. Торпедоносцы, сопровождали три истребителя А1N. Они заняли эшелон выше бомбардировщиков и несколько отстали от своих подопечных, поэтому прозевали одиночный китайский истребитель Boeing P12-E (модель 218) который пилотировал американский доброволец Роберт Шорт (Robert McCawley Short). Американец быстро атаковал ведущего бомбардировщиков и открыл огонь. В результате лидер группы тайи (ст. лейт.) Susumu Kotani, занимавший место штурмана в средней кабине В1М, был убит, а его стрелок Sasaki тяжело ранен. Подоспевшие истребители немедленно атаковали американца с тыла. Подойдя почти вплотную к Роберту Шорту, они расстреляли его Боинг.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Несмотря на то, что к середине 1930-х годов самолеты В1М устарели, часть из них продолжала использоваться в японских ВМС аж до 1938 года. Правда это объясняется не столько выдающимися качествами самолета, сколько отсутствием весомой замены. Все более поздние проекты палубных торпедоносцев так и не смогли полностью заменить Тип 13 в частях морской авиации вплоть до середины 30-х годов.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Необходимо также отметить, что несмотря на явный антагонизм между армией и флотом Японской Импении, армейская авиация на базе торпедоносца Тип 13 потребовала от Мицубиси разработки армейского варианта бомбардировщика. Это было связано со слишком высокой стоимостью армейского проекта Mitsubishi 2MB2 "Washi", разработанного немецким конструктором Александром Бауманном. Получивший обозначение Тип 87 или Mitsubishi 2MB1, легкий бомбардировщик Мицубиси был принят на вооружение японской армии. Но это уже другая история…

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Поплавковая версия торпедоносца В1М — Mitsubishi 3MT2, построенный на частные пожертвования жителей Куре 2 октября 1932 года.

            Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1MЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита.  Торпедоносец B1M

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account