Японская «Ганза». Корабельные разведчики «Type Hansa», Aichi Type 15Ko «Mi-go», Yokosho «Tatsu-go»
После окончания 1-й Мировой войны Япония, как член победившей Антанты в рамках военных репараций получила от Германии право на лицензионное производство новейшего поплавкового корабельного разведчика-истребителя Hansa-Brandenburg W.33 конструкции знаменитого в будущем Эрнста Хейнкеля. Оригинальный двухпоплавковый моноплан с характерным оперением имел цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой крыльев и управляющих поверхностей. Экипаж состоял из двух человек в открытых отдельных кабинах.
В 1922 году экземпляр самолета привезли в Японию. После летных испытаний, проводившихся в Йокосуке, самолет очень понравился морякам и состоялось решение о немедленном серийном производстве на заводах фирм "Аичи" и "Накадзима". В официальных бумагах новый самолет проходил как "гидросамолет-разведчик Тип Ганза". Заказчиком выступил Императорский военно-морской флот. Ответственной за производство назначалась фирма "Накадзима". Новыми самолетами предполагалось заменить устаревшие разведчики Yokosho Ro-go Ko-gata. В процессе подготовки производства на Накадзиме были проведены некоторые технологические изменения, позволявшие лучше приспособить немецкую машину к японским производственным реалиям. Там, вместо немецкого двигателя Maybach Mb.IV на самолет установили выпускавшийся фирмой Мицубиси двигатель «Тип Hi» (французский Hispano-Suiza 8В) мощностью 170 — 210 л.с.
Японская версия корабельного разведчика Hansa-Brandenburg W.33
В начале 1926 года гидросамолет W-33 вошел в состав вооружения новейшего японского линкора "Нагато". Японский W-33 имел неплохие летные и эксплуатационные характеристики, но, вместе с тем, в процессе его эксплуатации выявились и существенные недостатки, на которые немцы в свое время внимание не обращали. Главным стала недостаточная мореходность, а точнее — плохая поперечная устойчивость на воде, не позволявшая использовать самолет в открытом море даже при незначительной волне. Кроме того японские строевые летчики отмечали плохой обзор вниз. Тем не менее, всего фирмы "Аичи" и "Накадзима" выпустили соответственно 150 и 160 экземпляров W-33, надолго задержавшегося в японском флоте. В боевых отрядах флота японские W-33 летали до конца 20-х годов, пока не были заменены разведчиками E1Y и E2N. Списанные машины с успехом продолжали летать в гражданской гидроавиации, перевозя от трех до пяти пассажиров, часть из них получили закрытую пассажирскую кабину. Последний из них был пущен на слом в середине 30-х годов.
Гражданские версии разведчика W.33 в Японии. Некоторые оснащены закрытой пассажирской кабиной
Для устранения недостатков «Ганзы» в 1924 году японский Императорский флот разработал техзадание на замену корабельного разведчика «Тип Ганза».
Задание предусматривало устранение главного недостатка немецкого гидроплана — недостаточную мореходность. Проектные задания были выданы в первую очередь фирмам Аичи и Накадзима, как наиболее хорошо знакомым с немецким самолетом и освоившим технологию его производства. В качестве подстраховочного варианта, вероятно, не желая целиком полагаться на частный бизнес, подобное же задание получил государственный арсенал в городе Йокосука, авиастроительное отделение которого на тот момент называлось «Йокошо» — Yokosuka Kaigun Ko-sho.
На фирме Аичи работу возглавил авиационный инженер Тецуо Мики, а кураторство со стороны заказчика осуществлял военный инженер арсенала "Йокошо" Нарихиса Ёкота. В течение 1925-26 гг. были построены четыре прототипа самолета, концептуально схожих с немецкой конструкцией. Но были и существенные различия. Были полностью перепроектированы крыло и поплавки. При этом по сравнению с «Тип Ганза», у которого стойки поплавков крепились к фюзеляжу, в проекте Аичи, получившем обозначение «Ми-Го» («Mi-go»), основные стойки были перенесены под крыло. Внешне новые машины Аичи мало чем отличались от W-33. Только у поплавков появилась хорошо заметная килеватость для улучшения мореходных качеств и устойчивости на взлете и посадке. В отличие от серийных "Тип Ганза" на «Mi-go», установили более мощный 300-сильный двигатель Mitsubishi «Тип Hi» (французский Hispano-Suiza 8F). Кроме того, изменили конструкцию силового набора крыла. По крайней мере на одном из прототипов испытывалась конструкция элеронов, оснащенных весовыми П-образными балансирами Дорнье, которые, впрочем, оказались неэффективными.
Испытаниями одного из прототипов «Ми-Го» занимался сёса (капитан-лейтенант) флота Хисакичи Акайши. Согласно его докладам новый гидроплан отличался плохой стабильностью и управляемостью. На последующих прототипах эти проблемы попытались решить путем корректировки центра тяжести машины. Были также изменены положения экипажа – сиденье пилота было поднято, а стрелка-наблюдателя, напротив, «утоплено» для удобства доступа к внутреннему оборудованию. Но, не смотря на многочисленные внесенные изменения, существенного улучшения в поведении самолета не было замечено и флот, в конце концов, отказался от машины.
Усовершенствованная версия Газды — разведчик Aichi Type 15Ko «Mi-go». Обращают на себя измененные стойки поплавков.
Очень похожую машину, «Тацу-Го» («Tatsu-go») построили на арсенале Йокошо в 1925 году под руководством конструктора Нарихиса Ёкота. В отличие от цельнодеревянного проекта «Ми-Го», самолет Йокошо «Тацу-Го» был выполнен цельнометаллическим, став таким образом, одним из первых цельнометаллических самолетов в Японии.
Концептуально и внешне гидроплан «Тацу-Го» также как и конкурент от Аичи, очень напоминал немецкий Hansa-Brandenburg W.33, но вот конструктивно отличия были еще более существенные, чем у «Ми-Го». Пара поплавков крепилась к фюзеляжу лишь на двух стойках. Многочисленные подкосы, характерные у немецкого прототипа, исчезли. Фюзеляж прямоугольного сечения имел по два внешних ребра жесткости по обеим боковым поверхностям. Также как и на первом прототипе «Ми-Го» на элеронах были применены внешние весовые П-образные компенсаторы конструкции Дорнье. На «Тацу-Го» был также применен рядный 8-цилиндровый двигатель Mitsubishi «Тип Hi» (французский Hispano-Suiza 8F ) мощностью 300 л.с.
Цельнометаллический вариант Yokosho «Tatsu-go». Видны продольные ребра по бортам фюзеляжа и новые стойки поплавков.
Гидроплан «Тацу-Го», не смотря на прогрессивную конструкцию получился несколько крупнее конкурента от Аичи и более, чем на 200 кг тяжелее – сказался недостаток опыта японских инженеров. Мощности 300-сильного двигателя было явно не достаточно, самолет был очень инертным особенно в части скороподъемности. В результате флот отказался от него, и все ограничилось постройкой лишь одного прототипа. А в лидеры вышел проект ближнего разведчика фирмы Накадзима Тип 15, поступивший на вооружение под обозначение Е2N.
ЛТХ: |
Модификация | W.33 | Aichi «Mi-go» | Yokosho «Tatsu-go» |
Размах крыла, м | 13.57 | 13.63 | 15.0 |
Длина, м | 9.287 | 9.485 | 9.15 |
Высота, м | 2.996 | 3.28 | 3.60 |
Площадь крыла, м2 | 31.3 | 32.45 |
|
Масса, кг |
|
|
|
пустого самолета | 1470 | 1200 | 1445 |
нормальная взлетная | 2100 | 1700 | 2100 |
Тип двигателя | 1 ПД Mitsubishi «Тип Hi» (Hispano-Suiza 8B). | 1 ПД Mitsubishi «Тип Hi» (Hispano-Suiza 8F). | 1 ПД Mitsubishi «Тип Hi» (Hispano-Suiza 8F). |
Мощность, л.с. | 1 х 210 | 1х300 | 1х300 |
Максимальная скорость , км/ч | 165 | 177 | 170 |
Крейсерская скорость , км/ч | 150 | 160 |
|
Продолжительность полета, ч.мин | 4.00 |
|
|
Максимальная скороподъемность, м/мин | 130 | 165 | 67 |
Практический потолок, м | 4500 | 4800 |
|
Экипаж | 2 | 2 | 2 |
Вооружение: | 1х7.7-мм | 1х7.7-мм | 1х7.7-мм |