Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца

17
Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца

Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

В сражении при Ялу 17 сентября 1894 года китайский флот понёс потери, но выполнил свою задачу — обеспечил доставку подкреплений войскам, находившимся в Корее. Японские корабли «Хиэй», «Акаги» и «Сайкио-мару» ушли с поля боя поодиночке, адмирал Ито не имел сведений об их судьбе и опасался, что они погибли. Поэтому японский командующий отвёл свой флот к устью реки Тэдонган и не предпринимал активных действий. Лишь когда пропавшие нашлись, Ито уверился в своей победе.

Японские войска вступают в Китай

В стратегическом плане сражение при Ялу закончилось вничью — оно не повлияло на дальнейшие действия сторон, как если бы ни китайского, ни японского флотов в Жёлтом море не было. Сражение при Пхеньяне было выиграно японской армией без участия флота: в день сражения при Ялу японские войска вступили в будущую столицу Северной Кореи. Далее последовал двухнедельный 170-километровый марш на север. 4 октября передовой японский отряд генерала Нодзу занял Йонгчен, а на следующий день — Виньцзы на левом берегу реки Ялу.

Затем опять наступило трёхнедельное затишье — японцы подтягивали свои силы к нижнему течению Ялу, за которой лежала территория Китая. В этих действиях флот играл важную роль: в устье реки Тэдонган японцы организовали манёвренную базу и по морю доставляли сюда войска и припасы напрямую из Японии. Эскадра адмирала Ито охраняла эти перевозки, но китайский флот Дин Жучана не пытался им препятствовать: он стоял в Порт-Артуре, продолжая ремонтировать повреждённые корабли. Специальным указом правительства зона его действий была строго ограничена линией, проведённой между Вэй-хай-Вэем и устьем Ялу.

Общий ход японо-китайской войны 1894–1895 годов. Морской атлас. Том III

Общий ход японо-китайской войны 1894–1895 годов. Морской атлас. Том III

25 октября войска 1-й японской армии маршала Ямагаты (28 000 человек) переправились через Ялу, наведя понтонный мост. 26 октября после короткого боя японцы заняли Тюренчен. Одновременно с этим наступлением японское командование запланировало удар с моря — высадку подготовленной в метрополии 2-й армии генерала Оямы прямо у основания Ляодунского полуострова для блокады и взятия Порт-Артура.

Высадка на Ляодунском полуострове

Порт-Артур являлся вторым военным портом Китая на Жёлтом море и его главной ремонтной базой: здесь располагались доки, верфи, ремонтные мастерские. Вход во внутреннюю гавань был затруднителен, а во время отлива и вовсе невозможен, при том, что внешний рейд не имел никакой защиты от шторма. Поэтому для стоянки судов использовалась расположенная севернее бухта Далянь-ван (Талиненван), также защищённая береговыми укреплениями. Главной базой флота являлся расположенный на другой стороне моря Вэй-хай-Вэй с его огромной закрытой бухтой.

Как и большинство морских крепостей, Порт-Артур был хорошо защищён с моря и гораздо хуже — с суши. К тому же, во второй половине сентября его штатный гарнизон, состоявший из 13 батальонов (6500 солдат), был направлен в Корею, а в крепости остались только 6 рот. Лишь в начале ноября в крепость прибыл новый гарнизон, состоявший из 6 батальонов — его солдаты совершенно не знали местности, были плохо обучены и не горели желанием сражаться. Вдобавок 18 октября Бэйянский флот, закончив ремонт кораблей, отбыл из Порт-Артура в Вэй-хай-Ваэй. Так сильнейшая крепость Китая оказалась практически беззащитной перед врагом.

Уже 16 октября прибывавшие из Японии транспорты со 2-й армией генерала Оямы начали сосредотачиваться в устье реки Тэдонган — всего здесь собралось около 50 пароходов. Проблемой был выбор места высадки: оно должно было находиться в достаточном удалении от мест сосредоточения китайских войск — и от устья Ялу, и от Порт-Артура (точнее, Цзиньчжоу рядом с бухтой Дялянь-ван). Однако море вдоль всего восточного берега Ляодунского полуострова мелководно, и здесь нет мест, где пароходы с войсками могут подойти близко к берегу. Адмирал Ито предлагал высаживаться в Бицзыво (Петцево), ближе к Даляню, где была меньше волна и место удобнее для действий флота; генерал Ояма требовал высадки у Хуа-юань-Коу (на русских картах — Коенко) в 15 милях севернее, где от места стоянки пароходов до берега было всего 3 мили. В итоге первый эшелон десанта из 8 транспортов под конвоем флота вышел к месту высадки только 23 октября. Остальные эшелоны должны были прибывать по очереди, чтобы объём высаживающихся войск не превышал количества заготовленных высадочных средств (150 шлюпок и 15 паровых катеров).

Высадка началась утром 24 октября, то есть ещё до форсирования японскими войсками реки Ялу. Она оказалась сложнее, чем ожидал Ито, поскольку полоса отлива в этом месте достигала 1 км. Выгрузка артиллерии и повозок началась только 28 октября — для этого пришлось соорудить пристань длиной свыше 200 м. К тому же, войскам не хватало пресной воды. Однако стояла хорошая погода, боеспособных китайских войск в Порт-Артуре не было, а Бэйянский флот бездействовал в Вэй-хай-Вэе. 25 октября два японских крейсера провели разведку этой базы, но близко не подходили и боя не приняли, поэтому так и не узнали, что китайский флот находится здесь целиком.

Ляодунский полуостров. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Ляодунский полуостров. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

29 октября, ещё до окончания высадки японцев, китайский флот вновь вышел в море, но к Ляодуну не приближался, ограничившись бесплодным маневрированием. Наконец, 6 ноября командование флотом получило из Пекина предписание атаковать морские коммуникации противника, но для этого кораблям пришлось вернуться на главную базу для пополнения запасов угля. Оттуда флот отправился… к Дагу на самом западе Жёлтого моря, куда прибыл 10 ноября. Судя по всему, такая нерешительность связана с тем, что с 21 сентября флотом вместо Дин Жучана командовал его заместитель Ли Бучань, командир флагманского броненосца «Дин-Юань».

Захват Цзиньчжоу и Порт-Артура

В первых числах ноября, ещё не завершив высадку всех сил 2-й армии, генерал Ояма двинулся к Цзиньчжоу, одновременно направив три батальона к Фучжоу для прикрытия от возможной атаки китайских войск с севера. 5 ноября японские авангарды подошли к Цзиньчжоу, одновременно наблюдатели сообщили о сосредоточении китайских войск на севере, поэтому генерал Ояма, не дожидаясь сосредоточения всей армии, атаковал укреплённые позиции под Цзиньчжоу имеющимися силами (около 7000 солдат 1-й пехотной дивизии).

Китайский командующий генерал Цзян Гуйди не смог сосредоточить все свои немногочисленные силы на перешейке под Цзиньчжоу, не решившись снимать войска с укреплений Даляня. В результате на направлении главного удара японцам противостояло лишь около 1200 человек. После ожесточённого боя утром 7 ноября Цзиньчжоу был занят, командовавший его обороной генерал Лянь Шань бежал. Сухопутная оборона Порт-Артура оказалась прорвана, японские войска обложили форты Даляня. Накануне из гавани Порт-Артура ушёл последний китайский корабль — учебный крейсер «Вэй-Юань».

В тот же день эскадра адмирала Ито в составе 17 вымпелов вошла в залив Далянь-ван и начала траление минных заграждений катерами. Японцы приготовились к поддержке атаки Даляня с моря, но утром 8 ноября выяснилось, что китайский гарнизон (около 3000 человек) оставил порт и крепость без боя. Высланный в этот день к Порт-Артуру крейсер «Ёсино» наконец обнаружил, что китайских кораблей в нём нет. Правда, 12 ноября китайский флот вышел в море и направился к Порт-Артуру, но вскоре вернулся обратно. По некоторым сведениям, возвращение произошло по прямому распоряжению наместника Ли Хунчжана, запретившего рисковать кораблями. Если это так, то создатель Бэйянского флота сам же его и погубил.

16 ноября эскадра Ито подошла к Вэй-хай-Вэю и в течение двух дней крейсировала перед ним, но китайский флот уклонился от боя, так как накануне броненосец «Чжень-Юань» пропорол днище на камнях. Пробоину заделали временным пластырем, но после падения Порт-Артура ремонтировать корабль было негде — теперь он мог только вести огонь из базы. Командир броненосца Лин Тайцзен, не выдержав позора, застрелился. В свою очередь, отряд Ито вернулся в Далянь, не организовав перед главной китайской базой даже дозора.

Порт-Артур был блокирован, но Ояма не торопился — теперь он имел в своём распоряжении прекрасную гавань Далянь-ван и ожидал сосредоточения остальных сил (прежде всего осадной артиллерии). Лишь 20 ноября японцы обложили Порт-Артур по линии северных укреплений, и Ояма отправил коменданту крепости генералу Вэю ультиматум о сдаче.

Китайцы отказались, и утром 21 ноября армия Оямы силой 16 пехотных батальонов и 2 эскадронов кавалерии после получасового артобстрела атаковала внешние редуты Порт-Артура. К 11 часам они были захвачены, а к вечеру того же дня японцы заняли весь Порт-Артур. Крупные японские корабли не рискнули приблизиться к крепости, хотя миноносцы совершили отвлекающую атаку (по некоторым данным, потопив два китайских парохода). Береговая артиллерия была развёрнута для контрбатарейной стрельбы, но её огонь по японским осадным орудиям успеха не имел.

Взятие Порт-Артура 20–21 ноября 1894 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Взятие Порт-Артура 20–21 ноября 1894 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Таким образом, японцы захватили Ляодунский полуостров, а их флот получил прекрасные базы в Порт-Артуре и Далянь-ване (в 100 милях к северу от Вэй-хай-Вэя). Здесь были захвачены два небольших транспорта и канонерка «Юнь-Чэн», а также около 200 орудий разных калибров и множество военных припасов.

На Мукденском направлении японские атаки были отбиты — более того, войскам генерала Нэ Шичана удалось достичь ряда локальных успехов. На приморском направлении дела у японцев шли гораздо лучше: 12 декабря их 1-я армия заняла Хайчен, а 10 января передовые отряды 2-й армии вошли в Гайпин на подступах к Инкоу. Теперь весь юг Маньчжурии оказался под японским контролем.

К этому времени ударили сильные морозы, и боевые действия стали затруднительны. Вдобавок китайские власти начали сосредоточение к западу от Ляодунского залива огромной 200-тысячной армии. И хотя значительная её часть ещё не была вооружена, дальнейшее зимнее наступление на Шанхай-гуань и Пекин не сулило японцам никаких перспектив.

Высадка на полуострове Шаньдун

Гораздо более перспективной виделась высадка на полуострове Шаньдун на другой стороне Жёлтого моря и захват главной базы Бэйянского флота. Вход в залив Вэй-хай-Вэй прикрывает остров Лю-Гун и небольшой остров Цзи. Материковый берег у входа в бухту и внешний берег острова Лю-Гун скалистый, высотой до сотни метров, тогда как с внутренней стороны острова и в глубине залива берег пологий и удобный для строительства жилых и портовых сооружений.

Залив Вэй-хай-Вэй. Японская морская карта 20-х годов. tsushima.su

Залив Вэй-хай-Вэй. Японская морская карта 20-х годов. tsushima.su

Военный порт располагался на острове Лю-Гун; проходы в бухту по обе стороны от острова прикрывались минами и боновыми заграждениями. На обоих берегах бухты располагалось по пять фортов (точнее, береговых батарей), разделённых на Южную и Северную группы (Нань-бан и Бэй-бан). Ещё четыре форта находилось на острове Лю-Гун, и один (с орудиями на скрывающихся станках) — на маленьком острове Цзи. Всего главная китайская база имела 92 орудия калибром от 70 до 280 мм (по другим описаниям — 61 орудие крупного калибра), её гарнизон состоял из 8000–9000 солдат. Самые современные орудия располагались на островах. В отличие от Порт-Артура, Вэй-хай Вэй совершенно не имел укреплений для обороны с суши: никто не думал, что у Китая появится противник на материке.

К январю 1895 года боевой дух китайских моряков сильно снизился. Они храбро сражались у Ялу и считали этот бой своей победой, но затем и флот, и армию начали преследовать неудача за неудачей. Дин Жучан потерял веру в победу. Он предложил перевести корабли из Вэй-хай-Вэя в Шанхай, где была возможность отремонтировать повреждённый «Чжэнь-Юань», пополнить боевой состав кораблями из флотов других провинций, после чего дать японцам генеральное сражение. Но Ли Хунчжан и императорское правительство запретили это, а сам адмирал Дин был разжалован и отдан под суд (условно, с отсрочкой до конца войны, де-факто оставшись на своей должности).

Схема военно-морской базы Вэй-хай-Вэй. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Схема военно-морской базы Вэй-хай-Вэй. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Для высадки на Шаньдуне японцы сформировали 3-ю армию численностью около 27 000 человек, сосредоточившуюся в Хиросиме. 10 января 1895 года на 35 транспортах она вышла в море под охраной основных сил Ито. В то же время «Летучий отряд» с 8 января проводил отвлекающие демонстрации в Чжилийском заливе, обстреливая берег и имитируя готовность к высадке десанта в этом районе.

14 января транспорты с 3-й армией прибыли в бухту Далянь-ван, где на них была погружена осадная артиллерия 2-й армии, а также одна бригада из её состава. На разведку к Вэй-хай-Вэю был выслан крейсер, который вернулся 16 января и донёс, что Бэйянский флот всё ещё стоит в бухте, не собираясь выходить в море.

18 января японские крейсера обстреляли порт Дэнчжоу в 70 милях западнее Вэй-хай-Вэя. Порт был защищён двумя фортами с 210- и 150-мм крупповскими пушками, но их огонь был подавлен артиллерией крейсеров, и китайцы оставили форты. На следующий день японцы высадили здесь двухтысячный десант и заняли порт. Затем крейсера «Летучего отряда» обстреляли порт Чжифу, находившийся ближе к Вэй-хай-Вэю.

В тот же день первый эшелон десантного соединения в составе 19 транспортов и множества мелких шлюпок и джонок вышел из Далянь-вана под прикрытием всего соединения адмирала Ито. В ночь на 20 января он начал высадку в бухте Жуньчен на крайней восточной оконечности Шаньдуна. Погода была отвратительной: шёл густой снег, мороз достигал 19°, борта, палубы и снасти кораблей покрывались ледяной коркой. Стоявшему на берегу небольшому китайскому отряду при четырёх пушках удалось отразить первую волну десанта, после чего японские корабли обстреляли берег. Китайцы отступили, и высадка продолжилась. Захватив участок берега, японцы оборудовали здесь плавучий причал для непосредственной разгрузки кораблей, а также приступили к постройке сооружений для временной базы.

Северо-восточная часть полуострова Шаньдун. Американская карта 1954 года. tsushima.su

Северо-восточная часть полуострова Шаньдун. Американская карта 1954 года. tsushima.su

В последующие дни выгрузка 3-й армии продолжалась; один отряд (2-я бригада генерала Ниси) был высажен в бухте Нинхай к западу от Вэй-хай-Вэя, чтобы перехватить прибрежную дорогу на Пекин. Теперь главная база Бэйянского флота оказалась блокирована с двух сторон. Корабли Дин Жучана бездействовали, в то время как адмирал Ито держал у входа в бухту Вэй-хай-Вэй постоянный дозор.

Начало осады Вэй-хай-Вэя и падение береговых фортов

К 25 января основная часть 3-й армии высадилась в бухте Жуньчен и на следующий день начала продвижение к Вэй-хай-Вэю. Одновременно с запада сюда же двинулась бригада Ниси из Нинхая. 27 января японские авангарды вышли к бухте Янцзявань в южной части залива Вэй-хай-Вэй и попытались сходу атаковать южные форты, но были отбиты.

Тем временем основные силы японского флота собрались восточнее Вэй-хай-Вэя возле острова Цзимин. Адмирал Ито с английским кораблём отправил Дин Жучану письмо, призывая того сдаться, обещая награду и убежище в Японии. Дин не ответил, и 30 января японские войска атаковали южную группу фортов.

Осадная артиллерия ещё не была подтянута и в бою не участвовала; с японской стороны действовали горные орудия, с моря атака была поддержана скорострельной артиллерией крейсеров «Нанива» и «Акицусима». Увы, форты Вэй-хай-Вэя не имели ни защиты с суши, ни пехотного гарнизона — лишь при подходе японской армии китайцы успели развернуть на близлежащих холмах отряд пехоты с восемью полевыми орудиями. Уже в ходе боя с кораблей для защиты фортов высадился небольшой отряд моряков.

Блокада и взятие Вэй-хай-Вэя. Морской атлас. Том III

Блокада и взятие Вэй-хай-Вэя. Морской атлас. Том III

К часу дня 30 января все пять южных фортов были захвачены — причём на одном из них (том, что был дальше от входа в бухту) находилась станция управления крепостным минным заграждением, закрывавшим восточный вход в залив. Часть тяжёлых орудий китайцы успели взорвать. В этом бою японцы потеряли 115 человек убитыми и ранеными.

В 14 часов эскадра Ито (12 кораблей) прошла мимо острова Лю-Гун, обстреляв его. Одновременно отряд канонерок пытался атаковать форт на малом острове Цзи, но отошёл, попав под огонь с него и китайских кораблей. Ближе к вечеру, получив сведения об отключении восточной части минного заграждения, Ито вновь послал сюда отряд из крейсеров «Тиёда» и «Такатихо» с броненосцами «Фусо» и «Хиэй». Корабли вошли в залив вдоль южного берега мимо захваченных фортов, но, не дойдя до бонового заграждения, попали под огонь и повернули обратно.

В ночь на 1 февраля японские миноносцы попытались пробраться в залив вдоль южного берега и атаковать китайские корабли. Атака была подготовлена второпях и плохо, вдобавок не предупреждённые о ней японские солдаты обстреляли корабли с берега, и рейд оказался сорван. Утром с севера налетел шторм с сильным снегом, и общую атаку на Вэй-хай-Вэй пришлось отложить. Ито увёл свои корабли в бухту Юньчэн, оставив у входа в залив только «Летучий отряд».

Лишь 2 февраля, когда погода улучшилась, эскадра Ито начала обстрел оставшихся фортов и китайских кораблей в гавани. Одновременно японские войска двинулись на штурм старой крепости Вэй-хай-Вэй, сухопутный гарнизон которой бежал после незначительного сопротивления. На следующий день были взяты южные форты — немалую роль в этом сыграло бегство оборонявшего их с суши морского отряда под командованием У. Цзинчжуна, бывшего командира крейсера «Гуан-Цзя». Этот офицер проявил трусость ещё в сражении при Ялу, бежав на своём корабле с поля боя вместе с крейсером «Цзы-Юань»; затем он посадил корабль на мель у острова Саньшан и бросил его, не попытавшись спасти.

Одно из орудий Северной группы, захваченное японцами. Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Одно из орудий Северной группы, захваченное японцами. Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Атаки японских миноносцев 4 и 6 февраля

Однако самое трудное оказалось впереди. Китайцы всё ещё удерживали форты на островах, а в гавани стоял их флот, который отказался сдаваться, хотя уходить ему было некуда. Уже 3 февраля атакой миноносцев японцам удалось разрушить часть бона у южного берега залива. В ночь на 4 февраля их миноносцы, пройдя через брешь, атаковали китайский флот. Это была первая в мире массовая атака миноносцами боевых кораблей.

Пока две канонерки вели отвлекающий огонь по большим кораблям, два минных отряда (1-й и 2-й) по 5 миноносцев в каждом прокрались вдоль южного берега, рассчитывая миновать линию заграждения около трёх часов ночи (одновременно с заходом луны) и атаковать корабли в заливе, ориентируясь по их огням. Но ещё до линии заграждения три миноносца (№8, №14 и №21) выскочили на камни, а один (№18) не нашёл проход в бонах и был вынужден вернуться. В гавань Вэй-хай-Вэя проникло только шесть миноносцев. Дозорная линия из малых китайских кораблей и шлюпок обнаружила врага ещё до того, как тот приблизился на дистанцию торпедного выстрела, и в гавани началась беспорядочная стрельба из малокалиберных пушек.

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 4 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 4 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Уже под обстрелом миноносец №22, обошедший дозор вдоль берега, сумел приблизиться к флагманскому броненосцу «Дин-Юань» и выпустил две торпеды с расстояния в 300 м, но промахнулся. Развернувшись, миноносец на полном ходу рванулся к выходу из залива, но выскочил на камни. Следом за ним к «Дин-Юаню» вышел миноносец №9. Он приблизился на 60 м и лишь тогда выпустил две торпеды. Одна из них попала во флагман адмирала Дина, поразив левый борт в кормовой части за пределами броневой цитадели. Броненосец начал принимать воду, и был посажен экипажем на грунт. Миноносец пытался уйти, но был подбит и начал тонуть, после чего его экипаж был снят миноносцем №19, который прервал атаку и ушёл к эскадре Ито. Миноносцы №6 и №10 также вышли на дистанцию атаки, но торпед выпустить не смогли из-за обмерзания носовых минных аппаратов; миноносец №5 в атаку не выходил, так как не смог прорваться через линию китайского дозора.

В ночь на 6 февраля японцы повторили набег силами 3-го минного отряда, не участвовавшего в первой атаке. На пути к цели у миноносца №7 вышел из строя рулевой привод, и ему пришлось вернуться. Несмотря на свет прожектора с острова Лю-Гун, миноносцы незаметно обошли вдоль берега линию сторожевых судов, после чего разделились: №23 и «Котака» двинулись направо в восточную часть бухты, №11 и №13 — в западную, где должен был стоять броненосец «Чжень-Юань».

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 6 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 6 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Когда миноносцы были в 300 м от цели, китайцы заметили их и открыли огонь. Миноносцы рванулись вперёд. №23 выпустил обе торпеды в броненосный крейсер «Лай-Юань» — одна из них попала в корму крейсера. Следующим выпустил торпеды большой миноносец «Котака»: одна из них также попала в «Лай-Юань», другая — в стоявший за ним небольшой транспорт. Броненосный крейсер перевернулся и затонул всего через 10 минут, погибло около 170 человек; транспорт тоже был потоплен.

Вторая пара миноносцев не нашла броненосца на месте и повернула направо, к причалам у острова Лю-Гун. Здесь миноносец №11 потопил торпедой стоявший у причала деревянный учебный крейсер «Вэй-Юань»; по некоторым данным, вторая его торпеда попала в бронепалубный крейсер «Чжин-Юань», незначительно повредив ему носовую часть. Миноносец №13 не обнаружил никого и ушёл с рейда на рассвете, так и не выпустив торпед.

Китайская эскадра была сильно ослаблена этими минными атаками, потеряв два крупных корабля, хотя севший на грунт «Дин-Юань» ещё мог вести огонь. Дин Жучан перенёс свой флаг на крейсер «Чжин-Юань».

Японский большой миноносец «Котака». С. Сулига. Корабли русско-японской войны

Японский большой миноносец «Котака». С. Сулига. Корабли русско-японской войны

Китайский флот гибнет на якоре

Японские миноносцы понесли серьёзные потери, и адмирал Ито больше не решался бросать их в бой. 5 и 6 февраля прошли относительно спокойно (есть данные, что 6-го японцы пытались высадить десант на острове Лю-Гун), а утром 7 февраля японский флот начал массированную бомбардировку последних китайских укреплений. Главные силы Ито обстреливали большой остров, второй отряд, маневрируя южнее, вёл огонь по малому острову Цзи. В ходе перестрелки крейсера «Мацусима», «Ёсино», «Нанива» и казематный броненосец «Фусо» получили ряд попаданий. Японцы тоже добились успеха: на острове Цзи взорвался пороховой погреб, выведя из строя всю батарею (по другим данным, было уничтожено только одно орудие).

В это время группа китайских миноносцев и минных катеров (12 штук), возглавляемая миноносцем «Цзо-И», попыталась прорваться в море западным проходом, двигаясь вдоль материкового берега. Заметив корабли противника, японцы приготовились отражать минную атаку и открыли огонь. Но китайцы либо не собирались атаковать врага, либо испугались его огня — миноносцы развернулись влево и взяли курс на запад.

Крейсера «Ёсино» и «Нанива», пользуясь высокой скоростью, погнались за миноносцами, зашли мористее и начали их расстреливать. Большинство миноносцев, спасаясь от огня, выбросились на берег, лишь двум кораблям (70-тонным «Цзо-И» и «Цзо-Эр») удалось прорваться на запад и дойти до Чжифу, где последний из них выбросился на скалы. Из остальных кораблей три («Фу-Лун», «Ю-Сань» и «Ю-И») позднее были сняты японцами с мели, отведены в Порт-Артур и отремонтированы.

Миноносец «Цзо-И». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

Миноносец «Цзо-И». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

8 и 9 февраля, продолжая бомбардировку, адмирал Ито начал подготовку к прорыву в залив. Для этого требовалось уничтожить боновое заграждение в восточном проходе, прикреплённое якорями ко дну. Эта работа с помощью корабельных катаров и баркасов началась в ночь с 8 на 9 февраля, но в следующие дни её пришлось прекратить из-за вновь начавшейся снежной бури.

Тем временем в перестрелку с островами вступили батареи материковых фортов, захваченных японцами. Особенно ожесточённой была артиллерийская дуэль 9 февраля: в этот день погиб командир 11-й японской пехотной бригады генерал Ясудзуми Одэра. В крейсер «Ицукусима» попал 305-мм снаряд с «Чжэнь-Юаня» — он не взорвался, но сделал пробоину в подводной части корабля. В то же время 280-мм снаряд с одной из захваченных японцами северных батарей угодил в крейсер «Чжин-Юань», сделав ему пробоину у ватерлинии (через час корабль затонул на мелководье). Несколько попаданий получил и уже лежавший на грунте «Дин-Юань». 10 февраля оба корабля были взорваны своими командами. Командир флагмана Ли Бучань покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу опиума.

Капитуляция Вэй-хай-Вэя

Оба острова ещё держались, повреждения фортов были незначительны, но боевой дух китайских солдат постепенно снижался. Кроме того, Дин Жучану стало ясно, что рано или поздно его оставшиеся корабли будут расстреляны с берега. Вечером 11 февраля он получил от Ли Хунчжана телеграмму: чжилийский наместник сообщал, что подкреплений прислать не сможет, и советовал Дину прорываться в какой-то другой порт.

Однако теперь китайская эскадра не имела шансов на прорыв — самые сильные её корабли были затоплены или повреждены, вдобавок японские крейсера имели куда бо́льшую скорость. Поэтому Дин отправил адмиралу Ито ответ на его предложение от 20 января — письмо с согласием на капитуляцию. Условием сдачи он ставил беспрепятственный выход оставшихся китайских моряков и солдат. На следующий день, 12 февраля, это письмо было доставлено на японскую эскадру китайской канонеркой «Чжень-Бэй». Адмирал Ито и маршал Ояма согласились отпустить солдат, но потребовали сдачи всех кораблей, портовых служб, укреплений и арсеналов.

Капитуляция командования китайского флота после битвы за Вэй-хай-Вэй. Патриотический лубок художника Мидзуно Тосиката. Фото из Музея изящных искусств в Бостоне

Капитуляция командования китайского флота после битвы за Вэй-хай-Вэй. Патриотический лубок художника Мидзуно Тосиката. Фото из Музея изящных искусств в Бостоне

В ночь на 13 февраля Дин Жучан покончил жизнь самоубийством. Вместе с ним покончили с собой пять его высших офицеров, в том числе командир «Чжень-Юаня» Ян Юньлин, комендант острова Лю-Гун и начальник гарнизона. Руководство китайскими силами принял советник командующего англичанин Маклур — 13 февраля он сообщил японскому командованию, что готов принять условия капитуляции.

14 февраля эскадра Ито вошла в гавань Вэй-хай-Вэя, а 17 февраля японцам были переданы все уцелевшие китайские корабли: броненосец «Чжень-Юань», крейсер «Цзы-Юань», броненосная канонерка «Бин-Юань», минный крейсер «Гуань-Бин» и 6 канонерок. Уцелевшие китайские матросы и солдаты гарнизона (около 1000 человек) на учебном судне «Гуан-Цзы» были отправлены в Чжифу. После ремонта «Дин-Юань» был переименован в «Тин-Иен» и стал первым башенным броненосцем японского флота.

Взорванный в Вэй-хай-Вэе броненосец «Дин-Юань». Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Взорванный в Вэй-хай-Вэе броненосец «Дин-Юань». Фото из японского обзора войны, опубликованного в 1895 году

Завершение войны

Бэйянский флот прекратил своё существование, но война ещё не кончилась. 4 марта 1-я армия двумя дивизиями атаковала и заняла Нючжуан, на следующий день бригада генерала Ноги (из 2-й армии) заняла порт Инкоу с его фортами, а 9 марта японские войска заняли Тяньчжуантай, выйдя на линию реки Ляохэ. На этом кампания в Маньчжурии прекратилась, а 19 марта в Симоносеки для переговоров о перемирии прибыл Ли Хунчжан, получивший полномочия от императорского двора.

Тем временем эскадра адмирала Ито направилась на юг — к острову Формоза (Тайвань). 23 марта японцы обстреляли укрепления острова Пэнху (Пескадорские острова), а 24-го высадили там десант. Затем последовала высадка на Формозу, 27 марта японский десант без сопротивления занял китайский порт Хайчжоу к югу от Шаньдунского полуострова.

Установление контроля над Формозой затянулось до мая, однако уже 17 апреля в Симонесеки был подписан мирный договор, по которому Китай признавал полную независимость Кореи, уступал Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, а также Формозу и Пескадорские острова. Кроме того, Китай должен был выплатить Японии контрибуцию в 200 млн лян (1067 млн франков или 42 млн фунтов). До уплаты половины контрибуции Вэй-хай-Вэй оставался в руках японцев.

Однако против такого соглашения внезапно выступили европейские державы, причём принадлежавшие к разным политическим блокам, — Россия, Франция и Германия. Они заставили японцев отказаться от Ляодуна взамен на дополнительные 70 млн лян контрибуции. На выплату контрибуции Россия и Франция предоставляли Китаю кредит в 400 млн франков, Англия — в 16 млн фунтов. 8 мая 1895 года Симонесекский мир был подписан. Впрочем, Порт-Артур и Вэй-хай-Вэй Китаю всё равно не вернулись: в 1898 году первый был передан в аренду России, а второй — Британии.

Японо-китайская война не была «избиением младенцев». Первые два-три месяца, вплоть до высадки 2-й японской армии на Ляодуне, «кадровые» китайские войска сражались неплохо, отступая, но избегая тяжёлых поражений. С учётом растянутых коммуникаций и ограниченности японских ресурсов можно было рассчитывать, что после проведения мобилизации Китай одержит верх — хотя бы за счёт численности армии. Увы, качество войск, мобилизованных в ходе боевых действий, оказалось ниже всякой критики, что и предопределило исход войны.

Решающую роль в исходе войны сыграл японский флот: он не только смог защитить перевозки войск в Корею, но и обеспечил высадку двух армий на Ляодунском и Шаньдунском полуостровах — там, где китайское руководство не ожидало появления врага. Японцы доказали, что умеют не только воевать, но и блестяще решать проблемы с логистикой. Китайские моряки были упорны, но японцы показали себя более подготовленными и умелыми, а их руководство училось на своих ошибках и использовало любую возможность для достижения результата.

Литература

      1. X. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, Эксмо, 2003
      2. Н. Л. Кладо. Военные действия на море во время японо-китайской войны. СПб., Типография Морского министерства, 1896
      3. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894-1895 гг. М.: Воениздат, 1939
      4. Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою. М.: Яуза, Эксмо, 2015
      5. С. Сулига. Корабли русско-японской войны. Выпуск 2. Японский флот. Якутск, 1995
      6. А. С. Павлов. Корабли китайского флота. Якутск, 1996
      7. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1959
      8. В. К. Витгефт. Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну / «Бриз» 1995, №6
      9. H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977

источник: https://warspot.ru/12102-yapono-kitayskaya-voyna-na-more-triumf-strany-voshodyaschego-solntsa

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account