Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 6 Радиооборудование немецких боевых самолетов

14

Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 6 Радиооборудование немецких боевых самолетов

Продолжение цикла интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

САМОЛЕТ ВРАГА — VI. НЕМЕЦКОЕ РАДИООБОРУДОВАНИЕ

Два Типа Стандартизированного Оборудования : Малогабаритная Рамочная Антенна

Содержание:

Несмотря на продуманную конструкцию и добротное изготовление в радиоаппаратуре захваченных вражеских самолетов нет ничего, что указывало бы на то, что немцы хоть в чем-то опережают нас в области авиационной радиотехники. Осмотр радиоаппаратуры, обнаруженной в сбитых самолетах противника, вскоре сделал данное утверждение очевидным.

Что касается истребителей, то их радиоаппаратура была описана в статьи о Me 109 и в данной статье информация о ней будет кратко повторена для справки.

Как и следовало ожидать, это самый простой из возможных типов, поскольку у пилота и так полно других обязанностей, и поэтому управление радиосвязью должно быть сведено к абсолютному минимуму. Имеются передатчик и приемник с одним диапазоном волн, способные непрерывно настраиваться в диапазоне от 2,5 до 3,7 Мегагерц. На практике этот приемник настраивается пилотом на требуемую частоту еще до взлета и после него в воздухе уже не регулируется. Дальность действия этой радиоаппаратуры, которая размещена в фюзеляже за кабиной пилота, составляет тридцать-сорок миль (48-64 км), и она предназначена в первую очередь для телефонной связи с землей.

Совсем иначе обстоит дело с бомбардировщиками и истребителями-бомбардировщиками, у которых радиостанция составляет большую и важную часть бортового оборудования. Радиостанция, установленная на Me 110, He 111K и Ju 88, стандартизирована и известна под обозначением F.u.G.10. Её масса составляет 358 фунтов (162 кг), что является очень значительной величиной. Будучи созданной на базе модульной системы, её можно устанавливать на самолеты различных типов в зависимости от расположения и требований пилота, штурмана и радиста.

снятая с самолета радиостанция F.u.G.10 представляет собой внушительный массив аппаратуры. Разделение на небольшие блоки облегчает работу по монтажу радиостанции в самолетах различного типа

снятая с самолета радиостанция F.u.G.10 представляет собой внушительный массив аппаратуры. Разделение на небольшие блоки облегчает работу по монтажу радиостанции в самолетах различного типа

Выбор частоты

Некоторые агрегаты радиоаппаратуры, такие как высоковольтный мотор-генератор, приемник радиопеленгатора и его рамочная антенна, приемник системы захода на посадку по приборам и блок согласования антенны, размещены в хвостовой части фюзеляжа, однако главные радиоприемник и радиопередатчик компактно расположены на приборной панели. Непрерывная настройка возможна как в длинноволновом, так и в коротковолновом диапазонах, но одновременно доступны четыре заранее установленные частоты, как и у станции в кнопочном радиовещательном приемнике. Эти фиксированные частоты могут быть настроены на нужные наземные станции во время полета.

схема расположения радиооборудования в кабине пилота Me 110. (1) и (2) Приемные устройства для диапазонов 3-6 Мегагерц и 300-600 килогерц соответственно. (3) и (4) Передатчики для соответствующих диапазонов волн. (5) Селекторное устройство для дистанционного управления блоком согласования антенны, размещенном в хвостовой части фюзеляжа. (6) «Ретранслятор» показаний главного магнитного компаса (белый циферблат) с наложенным индикатором пеленга рамочной антенны. (7) Переключатель радиопеленгационной системы и блок управления приемником. (8) Индикатор системы захода на посадку по приборам, который также может использоваться для самонаведения на средних или длинных волнах. (9) Распределительная коробка усилителя внутренней связи

схема расположения радиооборудования в кабине пилота Me 110. (1) и (2) Приемные устройства для диапазонов 3-6 Мегагерц и 300-600 килогерц соответственно. (3) и (4) Передатчики для соответствующих диапазонов волн. (5) Селекторное устройство для дистанционного управления блоком согласования антенны, размещенном в хвостовой части фюзеляжа. (6) «Ретранслятор» показаний главного магнитного компаса (белый циферблат) с наложенным индикатором пеленга рамочной антенны. (7) Переключатель радиопеленгационной системы и блок управления приемником. (8) Индикатор системы захода на посадку по приборам, который также может использоваться для самонаведения на средних или длинных волнах. (9) Распределительная коробка усилителя внутренней связи

Выходной сигнал от каждого передатчика мощностью по 65 Вт подается по линии передачи с низким импедансом на блок согласования антенны в фюзеляже. В основном используется радиотелеграфирование незатухающими колебаниями, но можно использовать и телефонию, для чего для целей модуляции необходимо задействовать усилитель внутренней связи. Переключатели с магнитным приводом позволяют подключать как жесткую, так и выпускную антенну. Жесткая антенна крепится к полому обтекаемому лонжерону бакелизированной ламинированной конструкции, в котором также находится вертикальный стержень для приемника сигнала (т.н. луч Лоренца) системы инструментальной посадки. Диполи для маркерных радиомаяков закреплены на нижней стороне фюзеляжа.

Одной из самых интересных особенностей радиоаппаратуры оказалась очень компактная рамная антенна совершенно нестандартной конструкции. Хотя её средний диаметр составлял всего 3 дюйма (76 мм), её эффективность ненамного ниже, чем у обычной рамной антенны большого диаметра. Это достигается за счет использования массивного сердечника длиной около одного фута (0,3 м), изготовленного из порошкового железа и имеющего овальное поперечное сечение. Этот сердечник окружен секционированными обмотками, расположенными вдоль него через равные интервалы. Благодаря своей чрезвычайной компактности эта антенна может быть размещена в сравнительно небольшой «выпуклости» на внешней стороне фюзеляжа.

рамная антенна радиопеленгатора имеет нестандартную конструкцию. Ее компактность достигается за счет использования сердечника из порошкового железа

рамная антенна радиопеленгатора имеет нестандартную конструкцию. Ее компактность достигается за счет использования сердечника из порошкового железа

Система радиопеленгации

На немецких самолетах могут использоваться три системы радиопеленгации: обычная полярная диаграмма в виде восьмерки обычной конструкции для общего назначения, кардиоидная характеристика направленности для радиопеленгации или самонаведения и визуальная система. Последнее достигается за счет исправления сигналов, обычно слышимых в наушниках, и подачи их на визуальный индикатор системы захода на посадку по приборам. Это позволяет пилоту общаться с ленами экипажа по системе внутренней связи и одновременно следить за курсом самолета.

Рамочная антенна радиопеленгационной системы поворачивается небольшой ручкой, расположенной на приборной доске под компасом, и на этом циферблате можно определить пеленг рамочной антенны. Также на циферблате находится «ретранслятор» показаний главного магнитного компаса, установленного в задней части фюзеляжа, что дает пилоту два элемента навигационной информации в одном и том же месте. «Ретранслятор» циферблата компаса будет представлен на рисунке в статье про ночной бомбардировщик Heinkel He 111K.

Во всей радиоаппаратуре используются только два типа ламп: приёмно-усилительные электронные лампы и генераторные электронные лампы. Первая из них представляет собой специальный пентод (тип RV12P), который может использоваться для любых целей. Она имеет боковые контакты и вставляется в держатель лампы перевернутого типа.

в приемнике и в усилителе внутренней связи используется один тип ламп. Это пентод с кольцевым уплотнением, который может быть подключен различными способами и подходит для всех частот

в приемнике и в усилителе внутренней связи используется один тип ламп. Это пентод с кольцевым уплотнением, который может быть подключен различными способами и подходит для всех частот

При изготовлении аппаратуры были использованы лучшие материалы. Так, в частности, сплав, выбранный для пружинных контактов в переключателях и вилках разъемов, не окисляется и имеет отличные усталостные характеристики.

Тенденция к использованию литья под давлением получила полное развитие, и корпус каждого приемника и передатчика представляет собой сложную сотовую конструкцию, требующую механической обработки в трех плоскостях. Для каждой лампы и настроенного контура предусмотрены отдельные отсеки, и по возможности проводка укладывается в каналы, выполненные в металлическом корпусе. Даже пластины подстроечного конденсатора выполнены цельнолитыми.

широкое использование литья под давлением в конструкции корпуса передатчика и приемника обеспечивает хорошую стабильность частоты в условиях полета

широкое использование литья под давлением в конструкции корпуса передатчика и приемника обеспечивает хорошую стабильность частоты в условиях полета

Жесткость конструкции чрезвычайно ценна для достижения стабильной рабочей частоты в условиях полета, и в этом плане характеристики немецкого оборудования удовлетворительны во всех отношениях. Использование конденсаторов с температурной компенсацией также является важной причиной, способствующей достижению необходимой устойчивости без кварцевой стабилизации частоты.

Платой за жесткость конструкции приборов радиоаппаратуры является отсутствие гибкости в разработке электрических схем, и трудно понять как новейшие технические достижения могут быть внедрены в уже существующие приемники. Как следствие, многие усовершенствования приходится откладывать до тех пор, пока их общий объем не оправдает радикальное изменение корпусов радиоприборов и затраты на резку новых штампов.

Также был замечен портативный передатчик для использования в спасательной резиновой лодке. Считается, что он не был разработан специально для Люфтваффе и до войны использовался на авиалайнерах. Ниже представлен комплект с альтернативными антеннами зонтичного типа или проволочными, удерживаемыми в небе с помощью воздушного змея. Передатчик автоматически выдает непрерывный сигнал SOS на длине волны 600 метров, которая является признанной на международном уровне волной для передачи сигнала бедствия. Его также можно использовать для отправки сигналов азбуки Морзе; ключ находится под герметичной резиновой крышкой, предотвращающей попадание воды. Комплект радиоаппаратуры спроектирован таким образом, чтобы быть водонепроницаемым в своем металлическом корпусе.

ВЫЗОВ ЧЕМБЕРЛЕНА: Беспроводной аварийный комплект с батарейным питанием с антеннами зонтичного типа и воздушным змеем. Передатчик автоматически выдает непрерывный сигнал SOS

ВЫЗОВ ЧЕМБЕРЛЕНА: Беспроводной аварийный комплект с батарейным питанием с антеннами зонтичного типа и воздушным змеем. Передатчик автоматически выдает непрерывный сигнал SOS

источник: «Enemy Aircraft—VI. German Radio Equipment» «Flight» November 14, 1940, pages g, h

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-goda-na-nemeckie-samolety-06

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account