Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 1 Скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88

14

Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 1 Скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88

Начало цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

САМОЛЕТ ВРАГА — I. СОВРЕМЕННЫЙ НЕМЕЦКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

Множество Ju 88 уже в руках британцев: некоторые особенности самолетов данного типа

Содержание:

Junkers Ju 88, который используется военно-воздушными силами Германии в атаках на Великобританию, является новейшим немецким бомбардировщиком. Хотя некоторое количество самолетов данного типа было изготовлено до объявления год назад войны, только весной 1940 года Ju 88 стали обычными боевыми машинами.

В настоящее время в небе Британии сбито много бомбардировщиков Ju 88, и после изучения одного экземпляра, изготовленного в 1939 году, было установлено, что конструкция самолета имеет некоторые странные с британской точки зрения особенности. Сразу бросаются в глаза шаровые шарниры; конструкции компании Junkers уже давно известны предпочтением этим соединителям, хотя их преимущество не так легко увидеть. Узлы соединения фюзеляжа и консолей крыла имеют по два шаровых шарнира в каждом из двух лонжеронов. Через эти шары с их ответными гнездами на полки лонжеронов передаются растягивающие и сжимающие нагрузки. Сдвигающие нагрузки в стенках лонжеронов также должны проходить через шары, и по этой причине эти нагрузки необходимо «собирать» и переносить на шарнирные соединения. Данный тип соединений, безусловно, имеет то преимущество, что позволяет обойтись без какого-либо соединения, предназначенного только для сдвигающих нагрузок. Кроме того, данный тип соединений отличается легкими монтажом и демонтажом, однако то же самое относится и к некоторым другим типам соединений.

стандартные для самолетов компании Junkers шаровые шарниры для пристыковки лонжеронов крыла в основном соединении. Шарик удерживается в гнезде с помощью навинчиваемого кольца с внутренней резьбой, которое можно поворачивать с помощью отверстий, расположенных на его окружности

стандартные для самолетов компании Junkers шаровые шарниры для пристыковки лонжеронов крыла в основном соединении. Шарик удерживается в гнезде с помощью навинчиваемого кольца с внутренней резьбой, которое можно поворачивать с помощью отверстий, расположенных на его окружности

В обшивке крыла, фюзеляжа и хвостового оперения была применена потайная клепка, которая, судя по качеству изготовления, не доставляет немецким специалистам никаких проблем. Весь самолет, разумеется, имеет конструкцию из легкого сплава с работающей обшивкой; как и следовало ожидать самолет имеет самую современную конструкцию. Фюзеляж имеет традиционную полумонококовую конструкцию с поперечными шпангоутами и продольными стрингерами, расстояние между которыми сужается до 3 дюймов (76,2 мм). Фюзеляж имеет овальное поперечное сечение и был выполнен настолько маленьким, насколько это возможно. Стрингеры имеют традиционное поперечное сечение «цилиндр–округлый верх».

Пилот сидит слева и имеет перед собой полностью прозрачный нос; обзор вперед и вниз у него отличный. По мере того, как самолет летит к своей цели, взгляд пилота опускается вниз даже между педалями руля направления. На большинстве самолетов педали спрятаны под приборной панелью, но на Ju 88 они выделяются почти неприличной заметностью. Приборная доска обрезана в центре, чтобы облегчить обзор вниз, и, таким образом, приборы расположены полукругом. Если сесть в кресло пилота, то может создаться впечатление, что находишься в кресле мотопланера – нет ничего (или очень мало) перед пилотом или под ним. На прозрачном носу нарисована тонкая красная линия, идущая от одного борта самолета к другому борту и поверх носовой части фюзеляжа. Назначение этой линии неочевидно, но может быть связано с секторами обстрела пулеметов. Льняные солнцезащитные шторки расположены как в верхней части ветрового стекла, так и перед прозрачной носовой частью чтобы избежать ослепления при сильном солнечном освещении.

педаль руля направления и тормозной цилиндр установлены как узел на устройстве регулировки досягаемости ноги (1) – регулируемом ползуне, который позволяет быстро приспосабливать педаль под ноги разной длины. Параллельное действие обеспечивается за счет поворота педали вокруг двух нижних болтов. Все детали представляют собой обработанные отливки

педаль руля направления и тормозной цилиндр установлены как узел на устройстве регулировки досягаемости ноги (1) – регулируемом ползуне, который позволяет быстро приспосабливать педаль под ноги разной длины. Параллельное действие обеспечивается за счет поворота педали вокруг двух нижних болтов. Все детали представляют собой обработанные отливки

Приборов на панели не так уж и много, и хотя приборное оборудование далеко не так сложно, как на современном авиалайнере с его различными предохранительными устройствами, было бы абсурдно утверждать (как иногда говорят те, кто выдает желаемое за действительное), что немецкие самолеты отправляются в атаку без надлежащего оборудования. То есть можно предположить, что этот самолет является типичным для немецких бомбардировщиков.

управление элеронами осуществляется с помощью конических зубчатых передач и приводного вала, направленного вниз по внутренней части штурвальной колонки через универсальный шарнир. Справа от него находится стояночный тормоз. В этом узле широко используются механически обработанные отливки

управление элеронами осуществляется с помощью конических зубчатых передач и приводного вала, направленного вниз по внутренней части штурвальной колонки через универсальный шарнир. Справа от него находится стояночный тормоз. В этом узле широко используются механически обработанные отливки

На расположенной перед пилотом приборной панели находятся примерно 17 циферблатов. Это, безусловно, является небольшим количеством, и единственными приборами, связанными с управлением двигателями, являются, по-видимому, пара датчиков наддува индикаторы числа оборотов, датчики давления масла и два индикатора температуры. Ранее были удалены три индикатора.

В число оставшихся приборов входят незаменимый указатель скорости, высотомер, измеритель скорости набора высоты, указатель крена и поворота, искусственный горизонт и магнитный компас. Кроме того, в кабине имеется индикатор, который, по-видимому, является средством радионавигации по лучу, а также «дублирующий» компас на приборной панели. Главный компас (Mutterkompass) найти не удалось. Вероятно, он был удален, так как он был замечен на других самолетах. Курсовой гироскоп не обнаружен.

Расположение органов управления

Дроссели и другие подобные элементы управления расположены слева от пилота на левой стороне фюзеляжа на том, что можно было бы назвать панелью. Данная панель тянется далеко назад вдоль сиденья стрелка, которое расположено позади сиденья пилота, но обращено лицом назад. Этот стрелок вооружен одним пулеметом.

Рядом с сиденьем пилота лицом вперед, но на более низком уровне, находится сиденье для бомбардира и второго пилота. Двойного управления в кабине не предусмотрено, но перед сиденьем второго пилота перед ним на полу находится – хотя он и снят с этого самолета – бомбовый прицел. Он был установлен на трех плоских спиральных пружинах. Пулемет, предназначенный для стрельбы вперед через лобовое стекло, управляется сидящим на этом сиденье.

На правой стороне кабины расположены переключатели бомбардира; этих переключателей несколько. Вся проводка различных цветов аккуратно размещена в закрытых кабелепроводах, чтобы максимально упростить техническое обслуживание. Количество и сложность проводки, как это всегда бывает на бомбардировщиках, просто ужасающие.

За сиденьем бомбардира и еще ниже находится четвертое сиденье, обращенное назад. Это место радиста, и с него член экипажа может легко переместиться и вести огонь из пулемета, расположенного под фюзеляжем и стреляющего назад. Как указывалось ранее, эта стрелковая позиция была «удалена» во время аварийной посадки.) Таким образом, можно сделать вывод, что в кабине имеются места для четырех членов экипажа, но при перемещении экипаж из трех человек может выполнять все обязанности, за исключением, конечно, одновременной стрельбы из всех трех пулеметов.

Радиостанция отсутствовала в своем отсеке в задней части фюзеляжа, где она, очевидно, находилась под дистанционным управлением. Доступ к отсеку для обслуживания радиооборудования осуществляется через небольшой люк на верхней поверхности фюзеляжа, фанерная крышка которого крепится винтами. Баллоны с кислородом хранятся в фюзеляже в непосредственной близости от хвостового оперения.

Носовая часть фюзеляжа тупая и состоит из плоских панелей из безосколочного стекла, которое не является пуленепробиваемым. Хотя форма не выглядит аэродинамически привлекательной, это, без сомнения, хороший компромисс с необходимостью достижения хорошей передней обзорностью. За передней оконечностью фюзеляж самолета отличается аэродинамической чистотой.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение с его единственным килем, рулем направления и свободнонесущим стабилизатором выглядит хорошо спроектированным. Руль направления, высокий и с большим относительным удлинением, выглядит очень эффектно и по сравнению с килем имеет меньшую чем обычно площадь. Площадь триммера (и это относится ко всем поверхностям управления) велика по сравнению с площадью руля направления. Все поверхности управления имеют полотняную обшивку.

Киль соединяется с верхней поверхностью фюзеляжа с помощью четырех шаровых шарниров: два шарнира расположены у лонжерона киля (рядом с шарнирами подвески руля направления) и еще два шарнира – на лонжероне вблизи передней кромки. Разумеется, такое техническое решение позволяет легко устанавливать киль и демонтировать его, но сравнительно большие шаровые шарниры выглядят неуклюжими для такой легкой конструкции, как киль.

два задних шаровых шарнира (из четырех), прикрепляющих киль вертикального оперения к фюзеляжу. Обтекатель снят. Виден нижний шарнир руля направления

два задних шаровых шарнира (из четырех), прикрепляющих киль вертикального оперения к фюзеляжу. Обтекатель снят. Виден нижний шарнир руля направления

Створки системы охлаждения двигателя, расположенные за круглым радиатором, управляются несколькими цепными передачами, проходящими по всему периметру. Перемещения створок обеспечиваются электродвигателем, поворачивающим ведущие звездочки цепных передач.

радиаторы охлаждающей жидкости и масляный радиатор (1) расположены по кругу перед инвертированным V-образным двигателем, вращающим воздушный винт V.D.M. с противообледенительной системой

радиаторы охлаждающей жидкости и масляный радиатор (1) расположены по кругу перед инвертированным V-образным двигателем, вращающим воздушный винт V.D.M. с противообледенительной системой

Силовая установка представлена изготовленными в 1940 году двигателями Junkers Jumo 211. Это 12-цилиндровые рядные V-образные инвертированные двигатели с искровым зажиганием и впрыском бензина. Двигатель Jumo 211 был описан в журнале «Flight» (выпуск от 18 января 1940 года). Предыдущие упоминания бомбардировщика Ju 88 появились в выпусках от 12 октября 1939 года (стр. 300b), от 23 ноября 1939 года (стр. 416) и от 29 февраля 1940 года (стр. 193). Пропеллер представляет собой воздушный винт постоянной скорости V.D.M. с металлическими лопастями и распылительным кольцом противообледенителя.

в бензиновых двигателях с впрыском топлива дроссельная заслонка состоит из регулятора количества бензина, подаваемого в цилиндр при каждом такте. Поскольку это незначительная величина, необходима очень тонкая регулировка рычага дроссельной заслонки, и на рисунке показано, как это обеспечивается тремя способами, два из которых являются относительно грубыми. 1) точная настройка; 2) регулировка с помощью резьбовой муфты; 3) регулировка с помощью шлицевого паза

в бензиновых двигателях с впрыском топлива дроссельная заслонка состоит из регулятора количества бензина, подаваемого в цилиндр при каждом такте. Поскольку это незначительная величина, необходима очень тонкая регулировка рычага дроссельной заслонки, и на рисунке показано, как это обеспечивается тремя способами, два из которых являются относительно грубыми. 1) точная настройка; 2) регулировка с помощью резьбовой муфты; 3) регулировка с помощью шлицевого паза

кожаный сильфон соединяет воздухозаборник теплого воздуха с нагнетателем, обеспечивая гибкость и позволяя немного двигаться

кожаный сильфон соединяет воздухозаборник теплого воздуха с нагнетателем, обеспечивая гибкость и позволяя немного двигаться

Общая конструкция

Конструкция Ju 88 прочная и крепкая, и в ней нет ничего хрупкого. Фактически, если бы самолет был бы еще чуть-чуть прочнее и основательнее, то было бы уместнее слово «топорный». Так, например, моторная рама двигателя выглядит грубо. Большая литая балка из легкого сплава выступает вперед из шарового шарнира на фюзеляже и поддерживается в центре наклонной трубчатой стойкой. Передняя половина консольно выступает из нее. Двигатель опирается на широкие резиновые втулки: по две с каждой стороны. В сборе конструкция имеет не совсем приятные глазу пропорции, но выглядит прочнее, чем моторные рамы типа «велосипедные трубки», которые часто можно увидеть на британских самолетах, хотя опыт показал, что они достаточно прочны, чтобы выдерживать воздействующие на них нагрузки.

Но внимание к деталям в конструкции не было ограниченным, и все было «тщательно» продумано. Об этом свидетельствует рычаг дросселя; при проектировании этого рычага было уделено большое внимание обеспечению его точной регулировки.

Нигде нет никаких признаков экономии ни в качестве изготовления, ни в совершенстве конструкции, но если конструкция компании Junkers с ее концентрацией нагрузки на шаровые соединения находится на одном конце шкалы, то на другом конце шкалы находятся американские самолеты с соединениями, в которых используется множество небольших винтов. У нас в Англии есть примеры того и другого. Задняя часть фюзеляжа ночного бомбардировщика Whitley крепится болтами в четырех точках, в то время как консоли крыла скоростного бомбардировщика Blenheim крепятся к фюзеляжу очень большим количеством маленьких болтов, что позволяет избежать концентрации нагрузок на крупных соединителях.

скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88 в полете. Рисунок художника журнала «Flight»

скоростной бомбардировщик Junkers Ju 88 в полете. Рисунок художника журнала «Flight»

надувная резиновая лодка снабжена четырьмя веслами для движения и одним веслом для управления. Для облегчения хранения каждое весло разделяется на три части с помощью простых стыков. Если баллон со сжатым воздухом (2) заканчивается, то можно использовать аварийный сильфонный насос (1)

надувная резиновая лодка снабжена четырьмя веслами для движения и одним веслом для управления. Для облегчения хранения каждое весло разделяется на три части с помощью простых стыков. Если баллон со сжатым воздухом (2) заканчивается, то можно использовать аварийный сильфонный насос (1)

«Перспективное» представление о совершенстве конструкции любого самолета может быть получено только при рассмотрении доли сбрасываемой нагрузки в сочетании с коэффициентами нагрузки, используемыми в конструкции самолета. Значения этих коэффициентов неизвестны для Ju 88, но процент сбрасываемой нагрузки созданного в той же компании бомбардировщика Ju 86 не является высоким.

источник: «Enemy Aircraft—I. Modern german bomber» «Flight» October 3, 1940, pages c, d, 271

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-goda-na-nemeckie-samolety-01

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account