RIM-8 «Talos» — механический страж неба и моря (часть III)

17

Все части цикла

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Содержание:

МОДИФИКАЦИИ

Будучи флотской ракетой, “Талос” первоначально обозначался в альфанумерической системе обозначения флота как SAM-N-6. Эта довольно громоздкая классификация означала “зенитная ракета (SAM — Surface-to-Air Missile), флотская (N – Navy), шестая по порядку (6)”. Конкретная модель обозначалась дополнительными буквами и цифрами после шестерки; ядерные ракеты дополнительно несли литеру “W”. В результате конкретная модель могла обозначаться, например, SAM-N-6b1W, что было трудно даже запомнить, не говоря уже о том, чтобы выговорить.

Версии "Талоса" в хронологическом порядке слева-направо

Версии «Талоса» в хронологическом порядке слева-направо

К счастью для моряков, в 1963 году была введена единая система обозначений для всех родов войск США. В новой системе, “Талос” обозначался как RIM-8, что расшифровывалось как “корабельная (R) зенитная (I – Interceptor), управляемая ракета (M – Missile), восьмая по порядку (8)”. Конкретная модель обозначалась дополнительной литерой позади восьмерки. Эта система была значительно проще – например, упомянутое выше головоломное обозначение стало простым RIM-8D.

RIM-8A (SAM-N-6b) Tactical Talos (1958) – первая версия ракеты, принятая на вооружение. Использовала импульсную систему полуактивного самонаведения (все остальные модели использовали ГСН на постоянном излучении). Оснащалась стержневой боевой частью. Дальность действия – до 92 км (50 морских миль)

RIM-8B (SAM-N-6bW) Tactical Talos (1958) – удлиненная версия предыдущей ракеты, оснащенная ядерной боевой частью W30. Из-за смещения центра тяжести вперед, была менее маневренной, но более устойчивой на курсе (что для ядерной ракеты было важнее).

RIM-8C (SAM-N-6b1) Extended Range Talos (1961) – усовершенствованная версия ракеты увеличенной дальности (до 185 км), полученной за счет увеличения объема топливных баков и улучшения конструкции двигателя. Оснащалась неразрывно-стержневой боевой частью.

RIM-8D (SAM-N-6b1W) Extended Range Talos (1961) – атомная версия предыдущей ракеты, с боевой частью W30.

RIM-8E (SAM-N-6c1) Unified Talos (1963) – унифицированная ракета, которую можно было оснастить как конвенционной неразрывно-стержневой, так и ядерной боевой частью. Первая модель, использовавшая транзисторную электронику.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

RIM-8F (1965?) – модификация RIM-8C/D с транзисторной электроникой от RIM-8E.

RIM-8G (1965?) — модификация RIM-8E с усовершенствованными противокорабельными возможностями.

RGM-8H Talos Anti-Radiation Missile (1968) – специальная противорадиолокационная версия ракеты. Полуактивная система самонаведения заменена пассивной, настраиваемой на излучение неприятельского радара.

RIM-8J Long Range Talos (1971) – финальная версия ракеты. Использовала более эффективное топливо JP-4, что позволило увеличить дальность до 240 км (130 морских миль). Электронные компоненты были переведены на интегральные микросхемы; головка самонаведения была адаптирована к противодействию средствам РЭБ, в частности к наведению на постановщика помех. Взрыватель ракеты был модернизирован для лучшей работы на малых высотах.

Talos LAST (1976) – сверхзвуковая учебная ракета-мишень, изготовленная на основе списанных RIM-8D/F. Оснащалась радарным альтиметром и радиокомандной системой управления. Ограниченно использовалась в конце 1970-ых.

MQM-8G Vandal (1983) – сверхзвуковая низколетящая учебная ракета-мишень, изготовленная на основе списанных RIM-8J. Оснащалась радарным альтиметром и программируемой системой наведения (на поздних версиях дополненной спутниковой навигацией GPS), запас топлива был увеличен для сверхзвукового полета 2.2 Маха на высоте 10-15 метров над уровнем моря. Использовалась для имитации советских сверхзвуковых низколетящих ракет вроде П-700 “Гранит” и П-270 “Москит”.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ

В качестве первых носителей “Талоса” флот США выбрал легкие крейсера типа “Кливленд” – самый многочисленный тип легких крейсеров военной постройки. Первым на модернизацию встал в 1956 году легкий крейсер CL-93 USS “Галвестон”; заложенный во время Второй Мировой Войны, но не достроенный к ее окончанию и летом 1946 года законсервированный на верфи, будучи практически уже готовым.

"Галвестон" в море. Видно, что передняя часть почти не изменилась относительно оригинального вида

«Галвестон» в море. Видно, что передняя часть почти не изменилась относительно оригинального вида

С корабля демонтировали кормовой комплекс вооружения – обе кормовые башни главного калибра и половину зенитных установок. Вместо них, установили ангар ракетного комплекса GMLS Mk-7 с пусковой установкой и СУО Mk-77 над ним. Переоборудованный крейсер вступил в строй в 1958 году теперь уже как CGL-3 (т.е. легкий ракетный крейсер), и 24 февраля 1959 года выполнил первый успешный пуск “Талоса” с корабля по учебной цели.

Первый пуск "Талоса" в море

Первый пуск «Талоса» в море

Модернизация “Галвестона” была спешной и минималистичной. Флот торопился ввести первый корабль с “Талосом” в строй как можно скорее, и поэтому носовая часть корабля с массивом артиллерийского вооружения (две трехорудийные 152-мм башни и три спаренные 127-мм универсальные установки) осталась практически неизменной. Изменения в распределении веса привели к тому, что “Галвестон” всю карьеру страдал от прогиба киля, и был списан уже в 1970-м.

По образцу “Галвестона” – но с учетом допущенных ошибок – перестроили еще два легких крейсера, “Литтл Рок” (CGL-4) и “Оклахома Сити” (CGL-5). Их модернизация была продумана уже значительно лучше; на кораблях оставили только по одной 152-мм башне главного калибра и по одной 127-мм универсальной установке. Освободившееся место (и вес) использовали для значительного расширения надстроек – корабли предназначались на роль флагманов флота.

"Оклахома Сити" на ходу в море. Видно, что ее конструкция подверглась существенно большим изменениям

«Оклахома Сити» на ходу в море. Видно, что ее конструкция подверглась существенно большим изменениям

Следующим кораблем с ракетами “Талос” стал первенец американского атомного надводного флота – атомный ракетный крейсер CGN-9 “Лонг Бич”. Это был единственный корабль с “Талосом” новой постройки (а не переделанный из старого корпуса), вступивший в строй в 1961 году. Комплекс GMLS Mk-12 с радарами и необходимым оборудованием размещался в кормовой части крейсера, дополняя два комплекса RIM-2 “Терьер” в носовой.

"Лонг Бич" на полном атомном ходу в море

«Лонг Бич» на полном атомном ходу в море

Последними тремя кораблями с “Талосом” стали ракетные крейсера типа “Олбани” – CG-10 “Олбани”, CG-11 “Чикаго” и CG-12 “Коламбус”. Эти корабли были перестроены из тяжелых крейсеров Второй Мировой типов “Балтимор” и “Орегон Сити”.

На этот раз перестройка была подлинно капитальной; с кораблей полностью демонтировали все старое вооружение, и установили два (!) ракетных комплекса GMLS Mk-12 “Талос”, один на носу, один на корме. Дальнобойное вооружение дополняли два ЗРК самообороны RIM-24 “Тартар”, по одному на каждом борту корабля. Общее число каналов управления огнем крейсеров типа “Олбани” равнялось восьми (четыре для “Талоса”, четыре для “Тартара”), а общий запас ракет – 198 единицам (104 для “Талоса” и 84 для “Тартара”).

"Олбани". Узнать в ней артиллерийский тяжелый крейсер Второй Мировой практически невозможно

«Олбани». Узнать в ней артиллерийский тяжелый крейсер Второй Мировой практически невозможно

На этом оснащение кораблей “Талосом” прекратилось. Хотя у американского флота в начале 1960-х были достаточно обширные планы на этот комплекс – включая постройку второго большого атомного крейсера, по компоновке соответствующего классу “Олбани” – но они так и остались нереализованными, как и планы на модернизацию еще двух “Олбани”.

Главной причиной была чрезвычайная громоздкость “Талоса”; он влезал только на крупные крейсера, водоизмещением не меньше 10.000 тонн. Строить такие корабли было дорого, перестраивать из имеющихся корпусов – еще дороже. Вдобавок, сам по себе комплекс представлял собой довольно причудливую смесь современного и архаичного, сочетание новейших решений с примитивными концепциями времен еще Второй Мировой. Несомненно эффективный, он был сложен в обслуживании и требовал множества специально обученного персонала.

В качестве альтернативы американский флот в конце 1950-х инициировал разработку нового многоканального (!) зенитного комплекса RIM-50 “Тифон”, использующего ранние подходы к технологии радара с фазированной антенной решеткой. “Тифон” должен был быть много компактнее “Талоса” при еще большей дальности (более 370 км), скорости (более 4 Маха) и огневой производительности. Им предполагалось заменить на флоте как “Талос”, так и “Терьер” — но в этот раз задача оказалась действительно неподъемной, и в 1963 проект «Тифон» пришлось закрыть.

RIM-50 Typhon — прямой наследник "Талоса"

RIM-50 Typhon — прямой наследник «Талоса»

В ходе службы корабли с “Талосом” неоднократно модернизировались, их комплекс обновлялся, переходя на все новые типы ракет и все более совершенное электронное оборудование. Крейсера “Олбани”, “Чикаго” и “Лонг Бич” в конце 1960-ых перевели на полностью цифровую СУО, заменив старые аналоговые и электромеханические компьютеры.

Боевой счет “Талос” открыл во время войны во Вьетнаме. Во время конфликта американский флот поддерживал передовой радарный патруль в западной части Тонкинского Залива, известный как PIRAZ (англ. Positive Identification Radar Advisory Zone – Зона Позитивной Радарной Идентификации). Основной задачей этого патруля был радарный контроль воздушного пространства Северного Вьетнама, обнаружение и идентификация воздушных целей. Задача эта была очень важной; в небе над Вьетнамом летало множество самолетов, американские бомбардировщики летали на боевые задания, северовьетнамские перехватчики пытались их подстеречь, американские воздушные патрули пытались поймать перехватчики коммунистов. Без тщательного контроля ситуации в реальном времени вероятность “дружественного огня” возрастала до неприемлемой величины.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Для дежурства на PIRAZ обычно выбирали ракетные крейсера с мощными радарами и дальнобойным вооружением – комплексами “Талос” и “Терьер” – способные не только осуществлять контроль воздушного пространства и наведение перехватчиков, но и самостоятельно поражать идентифицированного неприятеля своими ракетами.

Еще 11 мая 1966 года, атомный ракетный крейсер “Лонг Бич”, патрулировавший в северной части Тонкинского Залива, выпустил две ракеты по вьетнамскому истребителю. Атака была неуспешной, истребитель либо снизился и исчез из поля зрения радаров, или же имел место сбой в системе управления огнем крейсера.

"Лонг Бич" на PIRAZ

«Лонг Бич» на PIRAZ

Первое же успешное боевое применение “Талоса” состоялось 23 мая 1968 года. На позиции PIRAZ находился все тот же “Лонг Бич”, как раз завершавший 35-дневное дежурство. Официально, крейсер должен был отбыть на пополнение запасов, и об этом было объявлено по флоту и часто упоминалось в радиосообщениях. Но на самом деле, “Лонг Бич” только делал вид, что ушел; американское командование подозревало, что вьетнамцы дожидаются ухода крейсера чтобы устроить какую-нибудь засаду, и не ошиблось.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Утром 23 мая, вьетнамцы подняли группу Миг’ов с авиабазы под Ханоем и направили их вдоль побережья к порту Хайфон. Считая, что “Лонг Бич” ушел с позиции, они, видимо, полагали себя в безопасности от менее дальнобойных “Терьеров” на других американских кораблях. Но крейсер был на месте – и произвел залп двумя ракетами “Талос”, с дистанции 105 километров поразив один истребитель. Подбитый Миг’ исчез с радара; американцы считали, что истребитель (не ожидавший атаки и летевший прямо, не маневрируя) был уничтожен прямым попаданием, но согласно вьетнамским данным, пилот катапультировался.

Второе успешное боевое применение “Талоса” случилось 26 июня 1968 года. И снова в качестве ракетоносца выступил крейсер “Лонг Бич” (что неудивительно – этот крейсер располагал наиболее развитым радиоэлектронным оснащением в американском флоте, включая новейшие радары SCANFAR). 26 июня крейсер сбил еще один Миг c расстояния 98 километров. Этот успех, правда, предали огласке лишь год спустя; летом 1968 США вели переговоры с Северным Вьетнамом (в итоге безрезультатные) и опасались, что инцидент может привести к дипломатическому кризису.

Третий боевой успех “Талоса” состоялся 9 мая 1972 года. Война уже близилась к завершению, и американцы, пытаясь вынудить Северный Вьетнам к переговорам, предприняли операцию по воздушному минированию его портов. Группа самолетов с авианосца “Корал Си” сбрасывала мины в акватории порта Хайфон, прикрытие их осуществлял крейсер “Чикаго” (тип “Олбани”). Как и ожидалось, пара Миг’ов показалась со стороны Ханоя и устремилась на перехват американских самолетов. Взяв на сопровождение ведущий Миг, “Чикаго” выпустил ракеты со своей носовой батареи – и поразил истребитель с дистанции 118 км. Второй Миг немедленно отступил.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Следует отметить, что все три потери от “Талосов” подтверждаются вьетнамскими источниками.

Помимо основной своей задачи, “Талос” во Вьетнаме также использовался для ударов по наземным целям – а именно, вьетнамским радарным станциям. Специально для этого инженеры ВМФ США в очень сжатые сроки разработали противорадиолокационную версию ракеты RGM-8H. Первым эти ракеты попытался применить крейсер “Чикаго” 4 февраля 1968 года, но вышел обидный конфуз: обе запущенные ракеты отказали сразу после старта.

Спасая положение, в дело включился флагман 7-го флота, ракетный крейсер “Оклахома Сити” (тип “Галвестон”). Он был старше “Чикаго” и нес менее совершенную аппаратуру, но отработал безупречно; стартовавшая с него ракета RGM-8H поразила вьетнамский радар ПВО типа П-35 “Сатурн”. Попадание пришлось прямо в кабину, и аэрофотосъемка затем засняла обломки радара, разбросанные вокруг 10-метрового кратера.

Это был первый в истории американского флота боевой запуск управляемой ракеты с корабля по берегу. Теоретически, он был секретным, но когда “Оклахома Сити” через несколько дней пришла в залив Субик, девушки в портовых барах уже поздравляли моряков с успехом) В дальнейшем, “Чикаго”, “Оклахома Сити” и “Лонг Бич” регулярно использовали ракеты RGM-8H для подавления береговых радаров.

"Чикаго" и "Лонг Бич" бок-о-бок; два самых мощных боевых корабля своего времени

«Чикаго» и «Лонг Бич» бок-о-бок; два самых мощных боевых корабля своего времени

Несмотря на вполне убедительное боевое применение, карьера “Талоса” к началу 1970-х уже клонилась к закату. С одной стороны, кораблей с «Талосом» было мало, и сам комплекс, основанный на технологиях 40-х, был хоть и эффективен, но громоздок и сложен в обслуживании, требуя множества ручных операций. С другой — совершенствование твердотопливных двигателей позволило довести дальность полета ракет семейства «Терьер» до сопоставимой с «Талосом» величины. В итоге флот отказался от планов дальнейшей модернизации “Талоса” – включавших, в частности, замену старых радаров AN/SPG-49 современными малогабаритными AN/SPG-51E – и решил заменить его новой дальнобойной ракетой семейства “Стандарт”, разработанной на основе “Терьера”.

Еще в 1970-м из состава действующего флота вывели “первенца” программы, крейсер “Галвестон”. В середине 1970-х за ним последовали “Коламбус” (денег на модернизацию которого не нашлось) и “Литл Рок”. Последнему, впрочем, повезло; его сохранили как корабль-музей в Баффало, штат Нью-Йорк.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Последний пуск “Талоса” с борта корабля – крейсера “Оклахома Сити” – состоялся 1 ноября 1979 года — за полгода до списания крейсера. Вскоре после этого, командование ВМФ США распорядилось снять “Талос” с вооружения. В 1980 году были отправлены в резерв крейсера “Чикаго” и “Олбани”; существовали планы демонтировать с них пусковые комплексы и превратить в специализированные командные крейсера, но денег на это не нашлось.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

Из всех носителей “Талоса”, 1980-й пережил только “Лонг Бич”. Атомный ракетный крейсер был слишком ценной единицей, чтобы списывать его из-за устарелого вооружения. В начале 1980-х его поставили на капитальную модернизацию, в ходе которой пусковой комплекс и систему радаров “Талос” с корабля демонтировали, заменив контейнерными пусковыми установками для крылатых ракет “Томагавк”.

Списанные “Талосы”, впрочем, продолжили службу – их переделали в летающие мишени для учений по противовоздушной обороне. Обозначенные как MQM-8G “Вандал”, переделанные “Талосы” (оснащенные программируемым автопилотом, увеличенным запасом топлива и радарным альтиметром для полетов на малой высоте) долго и успешно служили ВМФ США, имитируя на учениях советские противокорабельные ракеты.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

По габаритам и скорости полета “Талос” вполне соответствовал таким советским ракетам как П-700 “Гранит” – а по маневренности, так и превосходил их. Запускались “Вандалы” с береговых пусковых установок, а также со специально оснащенной самоходной баржи ATLS-9701. Использование “Вандалов” продолжалось и после окончания Холодной Войны, пока весь запас ракет не был израсходован к 2008 году.

RIM-8 "Talos" — механический страж неба и моря (часть III)

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/337699.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account