Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 3 Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87

14

Взгляд из Великобритании 1940 года на немецкие боевые самолеты. Часть 3 Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87

Продолжение цикла интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

САМОЛЕТ ВРАГА — III. НЕМЕЦКИЙ ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

Описание трофейного Ju 87: скорость принесена в жертву простоте

Содержание:

Успехи пикирующих бомбардировщиков люфтваффе во времена политики невмешательства в дела Испании, а затем в войнах в Польше и Франции были таковы, что оправдали решение принять на вооружение такое оружие для ударов по наземным целям еще до того как оно было активно применено другими странами. Существовало несколько типов пикирующих бомбардировщиков, но самым многочисленным и широко используемым был Junkers Ju 87. Рядом с ним наиболее заметным является Henschel Hs 123. Описание этих и других типов было приведено в выпуске журнала «Flight» от 28 сентября 1939 года, а дополнительная статья о пикирующих бомбардировщиках вошла в номер от 25 января этого года.

Среди осмотренных сбитых вражеских самолетов был Junkers Ju 87 B2 – пикирующий бомбардировщик с крылом типа «обратная чайка», оснащенный двигателем Junkers Jumo 211D. Было установлено, что этот двигатель, рассчитанный на взлетную мощность 1200 лошадиных сил, на стенде развивает максимальную мощность 1160 лошадиных сил, что не сильно отличается от указанного в спецификации показателя.

Ju 87 может быть эффективным самолетом, который несколько грубо спроектирован для выполнения своих безжалостных целей – его нельзя назвать красивым самолетом, каким оказался Мессершмитт 110. Можно себе представить, как лишенный вооружения Ме 110 принимает участие в одной из великих международных воздушных гонок, которые до начала войны доставляли такую радость всем любителям авиации. Но только не в случае с Ju 87 – это исключительно военная машина, и она выражает свое предназначение каждой резкой линией своих крыла и фюзеляжа.

Однако следует признать, что послужной список Ju 87 в успешной серии гитлеровских войн, а именно в Испании, Польше и Франции, когда противодействие ему было неэффективным, оправдал переход Люфтваффе к широкомасштабному производству этой старой конструкции. Не все Ju 87 были потеряны в этих компаниях, и с тех пор предпринимались нерешительные попытки задействовать их в битве за Британию. Полная бесполезность «Штук» в столкновениях с современными истребителями была продемонстрирована столкновениями с нашими «Харрикейнами» и «Спитфайрами», и можно быть уверенным, что они больше не пересекут английское побережье.

Низкая скорость

При их низкой максимальной скорости около 240 миль в час (386 км/ч) «Штуки» с их двумя стреляющими вперед фиксированными пулемётами в консолях крыла и одним стреляющим назад подвижным пулеметом в задней части кабины не могут ни сражаться, ни убежать. Ju 87 являются очень специализированным оружием, которое, к сожалению, терпит неудачу, когда им приходится выполнять задачи, которые отличны от их собственной – бомбометания с пикирования. Похоже, не было предпринято никаких конструктивных изменений, чтобы сделать «Штуки» более скоростными.

В аэродинамическом плане Ju 87 демонстрирует некоторые особенности самолетов компании Junkers, от которых впоследствии отказались; в частности, это касается «двойного крыла». Закрылки и элероны имеют такую форму («двойное крыло») и предусмотрена автоматическое триммирование стабилизатора механическим приводом с целью поддержания балансировки самолета в требуемых пределах после отклонения закрылков. Аэродинамические тормоза состоят из пары планок, установленных на нижней поверхности крыла у его передней кромки. Тормоза являются неубирающимися и поворачиваются ребром навстречу потоку в случае, когда в них нет необходимости; управление аэродинамическими тормозами осуществляется гидравлическим приводом. Предельная скорость без аэродинамических тормозов составляет 430 миль в час (692 км/ч), но тормоза снижают ее примерно до 250 миль в час (403 км/ч). Снижение скорости при пикировании необходимо для того, чтобы высота, необходимая для последующего перехода в горизонтальный полет была бы не слишком большой; в противном случае бомбу пришлось бы сбрасывать с большой высоты, что противоречит цели бомбометания с пикирования. (Альтернативой медленному переходу в горизонтальный полет на большой высоте является быстрый выход из пикирования с большими перегрузками, что подвергает как пилота, так и самолет большим нагрузкам.)

на данном снимке у пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87, изображенного в ракурсе ¾ сзади, хорошо видны элероны и закрылки в виде «двойного крыла» типа Junkers и форма крыла «обратная чайка». Для бомбометания с пикирования очень желательно размещать бомбовую нагрузку снаружи. Этот факт в сочетании с фиксированными основными стойками приводит к низкой максимальной скорости полета несмотря на то, что мощность двигателя Junkers Jumo 211D на взлете оценивается в 1200 лошадиных сил

на данном снимке у пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87, изображенного в ракурсе ¾ сзади, хорошо видны элероны и закрылки в виде «двойного крыла» типа Junkers и форма крыла «обратная чайка». Для бомбометания с пикирования очень желательно размещать бомбовую нагрузку снаружи. Этот факт в сочетании с фиксированными основными стойками приводит к низкой максимальной скорости полета несмотря на то, что мощность двигателя Junkers Jumo 211D на взлете оценивается в 1200 лошадиных сил

Крыло самолета значительно изогнуто, но цель этого не совсем ясна. Было сказано, что это было сделано для того, чтобы обеспечить пилоту лучший обзор и чтобы сократить длину основных стоек шасси. Последняя причина совсем не убедительна, равно как и первая также вызывает значительные сомнения.

Ju 87 не оснащен устройством «автоматического перехода в горизонтальный полет», которое будет описано во второй статье, посвященной Ju 88, и которое создано для того, чтобы помочь в выходе из пикирования сразу после сброса бомбы.

Конструкция самолета

Конструкция Ju 87 – цельнометаллическая с работающей обшивкой, приклепанной заподлицо на всех внешних поверхностях, за исключением нижней стороны крыла. Фюзеляж выполнен из двух половин, соединенных по горизонтальному диаметру. Соединение выполнено двумя склепанными вместе уголковыми профилями. В фюзеляже используется традиционная полумонококовая конструкция шпангоутов и стрингеров; шпангоуты Z-образного сечения приложены к обшивки и приклепываются к ней. Стрингеры с поперечным сечением типа «шляпа-котелок» соединены с обшивкой двумя рядами заклепок и проходят непрерывно через шпангоуты. Для стрингеров в шпангоутах предусмотрены вырезы, а на каждом стыке к стрингеру и шпангоуту приклёпан изогнутый угловой кронштейн.

данный вид сверху показывает нам, что создатели Ju 87 поработали над аэродинамикой своего детища

данный вид сверху показывает нам, что создатели Ju 87 поработали над аэродинамикой своего детища

Обшивка фюзеляжа настолько толстая, что возникает вопрос: требуют ли такой прочности даже высокие коэффициенты нагрузки, на которые рассчитаны пикирующие бомбардировщики. Расстояние между стрингерами в нижней части фюзеляжа, которая во время пикирования испытывает сжимающие нагрузки, составляет всего 3½ дюйма (89 мм). Внешне конструкция всей машины выглядит очень прочной, и она, похоже, способна выдержать тяжелую эксплуатацию с плохо подготовленных полевых аэродромов. Во многих местах конструкции самолета присутствуют обычные шаровые шарниры типа Junkers.

на этом чертеже фюзеляжа видно продольное соединение двух горизонтальных уголковых профиля и расстояние между стрингерами в нижней части фюзеляжа

на этом чертеже фюзеляжа видно продольное соединение двух горизонтальных уголковых профиля и расстояние между стрингерами в нижней части фюзеляжа

Ju 87, очевидно, был спроектирован настолько просто, насколько это возможно – типичными являются фиксированные основные стойки шасси, прикрепленные к лонжерону крыла. «Штука» предназначена для выполнения своих задач; затем эти самолеты должны быть выброшены на свалку военной истории – и, без сомнения, многие пилоты будут выброшены вместе с ними.

на данном снимке пикирующего бомбардировщика Ju 87 видны детали крепления двигателя и расположенные под крылом аэродинамические тормоза. Обтекатели основных стоек типа «штаны» заменены обтекателями меньшего поперечного сечения

на данном снимке пикирующего бомбардировщика Ju 87 видны детали крепления двигателя и расположенные под крылом аэродинамические тормоза. Обтекатели основных стоек типа «штаны» заменены обтекателями меньшего поперечного сечения

единственная опора основной стойки шасси крепится к переднему крыльевому лонжерону с помощью этого стального сварного соединения

единственная опора основной стойки шасси крепится к переднему крыльевому лонжерону с помощью этого стального сварного соединения

На внутренних поверхностях в неокрашенных местах покрытие конструкции из алюминиевого сплава имеет ярко-желтый цвет. По-видимому, это связано с антикоррозийной обработкой, возможно, анодированием, которой поверхности были подвергнуты.

На прикрепленной к фюзеляжу табличке с техническими характеристиками написано:

WESERFLUGZEUGBAU
Serie 10320/601.
Fabr. Monat. 2.40,

что указывает на то, что самолет был изготовлен в феврале этого года.

Крыло двухлонжеронной конструкции, полностью покрыто металлической обшивкой. Труба большого диаметра вблизи передней кромки может быть приспособлением для борьбы с обледенением за счет тепла выхлопных газов, но поскольку разборка самолета продвинулась достаточно далеко, это утверждение нельзя считать однозначным. В целом качество изготовления, наблюдаемое на всем самолете, является хорошим.

Бомбовая нагрузка

Бомбовая нагрузка Ju 87 состоит из одной бомбы массой 500 кг (1100 фунтов), подвешенной снаружи под фюзеляжем с помощью устройства «сброса», которое во время сброса выводит бомбу за зону ометания воздушного винта. Это устройство представляет собой два рычага, передние концы которых прикреплены к самолету и являются поворачивающимися, а к их задним раздвоенным концам с помощью штифтов крепится бомба. Еще под две 50-кг бомбы размещаются под каждой консолью крыла вне зоны ометания винта, что дает общую бомбовую нагрузку 700 кг (1540 фунтов). Никакого устройства сброса для этих бомб не предусмотрено.

самый мощный удар Ju 87 может нанести 1100-фунтовой (500 кг) бомбой, которая размещается под фюзеляжем и во время сброса двумя рычагами выводится вне зоны ометания воздушного винта

самый мощный удар Ju 87 может нанести 1100-фунтовой (500 кг) бомбой, которая размещается под фюзеляжем и во время сброса двумя рычагами выводится вне зоны ометания воздушного винта

Экипаж из двух человек размещается тандемом в одной кабине под прозрачным фонарем, простирающимся над обоими сиденьями. Пилот сидит впереди; он управляет самолетом и сбрасывает бомбу. Набивная планка перед приборной панелью и над ней обеспечивает некоторую защиту головы пилота, если силы во время выхода из пикирования во время аварии вытолкнут его вперед с сиденья.

эта набивная планка помогает защитить пилота во время выхода из пикирования и во время аварий

эта набивная планка помогает защитить пилота во время выхода из пикирования и во время аварий

У стрелка-радиста, занимающего сиденье в задней кабине, имеется широкий и прочный ремень, проходящий поперек фюзеляжа прямо перед его сиденьем, и служащий для той же цели, что и набивная планка в кабине пилота.

Приборная панель не вызывает удивления: здесь мало что нового и ничего существенного не было удалено. Как и следовало ожидать, на приборной панели установлены как высокоточный высотомер, так и обычный. Главный гирокомпас расположен в задней части фюзеляжа с репетиром на приборной панели. Никакого гироазимута не наблюдается. Помимо перечисленного выше на приборной панели установлены указатели крена и поворота, индикатор воздушной скорости, вариометр, счетчик числа оборотов, манометр давления наддува, часы, датчики температуры и давления масла, указатель уровня топлива и термометр радиатора охлаждающей жидкости. Данный выбор представляется адекватным для обычных боевых вылетов на небольшие расстояния, для которых применяются самолеты данного типа.

Радиооборудование размещено в хвостовой части фюзеляжа; также предусмотрена установка радиопеленгаторной аппаратуры и средств связи.

На других описанных типах немецких самолетов были установлены воздушные винты V.D.M. с электрическим приводом и бесступенчатым механизмом изменения шага, но без постоянной скорости вращения. С осмотренного экземпляра Ju 87 воздушный винт был снят, но было заявлено, что он оснащен гидравлическим приводом и является полностью автоматическим. Этого можно было ожидать, поскольку избежать превышения оборотов вала двигателя в крутом пикировании за счет изменения шага воздушного винта было бы слишком сложно для пилота, который в это время пытается навести свою машину на цель и одновременно правильно рассчитать время сброса бомбы.

Размеры Ju 87 B2 следующие: размах крыла – 45,3 фута (13,81 м); длина – 35,5 футов (10,82 м); высота — 12,7 фута (3,87 м); средняя длина хорды — 7,6 фута (2,32 м). Масса с полной нагрузкой 9370 фунтов (4250 кг); масса пустого самолета 6085 фунтов (2760 кг); масса полезной нагрузки 3285 фунтов (1490 кг). Эта последняя величина разделяется на экипаж (два человека) 400 фунтов (181 кг); бомбовую нагрузку – 1540 фунтов (699 кг); топливо и прочую нагрузку – 1345 фунтов (610 кг).

Летные характеристики

Максимальная скорость на высоте 13500 футов (4115 м) 242 мили в час (389 км/ч)
Крейсерская скорость на высоте 13500 футов (4115 м) 198 мили в час (319 км/ч)
Скорость сваливания 67 миль в час (108 км/ч)
Время набора высоты 13500 футов (4115 м) 12 минут
Практический потолок 27900 футов (8504 м)
Дальность полета (в зависимости от бомбовой нагрузки) от 340 до 500 миль (от 547 до 805 км)

источник: «Enemy Aircraft—III. Germany’s Dive Bomber» «Flight» October 17, 1940, pages 322-324

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-goda-na-nemeckie-samolety-03

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account