Взгляд из Великобритании 1940 года на итальянские боевые самолеты. Часть 6 Гидросамолеты компании CANT

15

Предыдущие части цикла

Взгляд из Великобритании 1940 года на итальянские боевые самолеты. Часть 6 Гидросамолеты компании CANT

Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

ГИДРОСАМОЛЕТЫ КОМПАНИИ CANT

Трехмоторный Поплавковый Гидросамолет и Одномоторная Летающая Лодка

Содержание:

CANT Z.506B

Крупнейшим из итальянских морских самолетов береговой обороны является трехмоторный гидросамолет CANT Z.506B, который может использоваться в качестве бомбардировщика, торпедоносца и разведчика. Дополнением к этому типу является одномоторная летающая лодка CANT Z.501. Эта машина используется в качестве бомбардировщика и самолета-разведчика, но она не оборудована для нанесения торпедных ударов. Оба самолета разработаны и выпускаются компанией Cantieri Riuniti dell’Adriatico (CANT), Монфальконе.

эскадрилья поплавковых гидросамолетов CANT Z.506B на итальянской береговой станции. После того как сделан этот снимок, на машины была нанесена некоторая форма камуфляжа

эскадрилья поплавковых гидросамолетов CANT Z.506B на итальянской береговой станции. После того как сделан этот снимок, на машины была нанесена некоторая форма камуфляжа

Z.506B представляет собой военную версию пассажирской машины Z.506, поставляемой итальянской авиакомпании Ala Littoria. Именно прототип Z.506 установил шестнадцать мировых рекордов: одиннадцать рекордов скорости полета с грузом, три рекорда дальности полета по замкнутому контуру и два рекорда высоты полета с грузом. Используя преимущества более мощных двигателей, Z.506B также установил ряд рекордов. В их числе рекорд дальности полета для гидросамолетов, установленный во время перелета к реке Каравелас (Caravellas), штат Батя, Бразилия.

чертеж общего вида поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

чертеж общего вида поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

Хотя Z.506B обычно летает с полной массой 26895 фунтов (12200 кг), он может быть легко перегружен, что было продемонстрировано рекордом высоты полета с грузом массой 11023 фунта (5000 кг). Во время этого рекордного полета машина взлетела за тридцать секунд при общей массе 28770 фунтов (13050 кг). Позднее гидросамолет за пятьдесят восемь секунд поднялся в воздух с массой 33179 фунтов (15050 кг) установил рекорд на дистанции полета более 5000 километров (3100 миль) с нагрузкой 1000 кг (2200 фунтов).

Z.506B был выполнен в виде свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом, хотя бомбоотсек делает гидросамолёт фактически среднепланом. Фюзеляж имеет приблизительно эллиптическое сечение и изготовлен из дерева; в качестве обшивки используется тополь («древесина тюльпанового дерева»). Далее описывая самолет, производители утверждают:

«Продольная система состоит из прочного киля, прочных продольных балок и четырех бортовых стрингеров. Поперечные силовые элементы помимо трех основных переборок, к которым прикреплены основные лонжероны, включают в себя систему армированных панелей и неподкрепленных панелей.»

В носовой оконечности монококовой конструкции расположена переборка с узлами крепления моторной рамы.

Крыло сужается по хорде и толщине и имеет эллиптические законцовки. Его силовой набор состоит из трех коробчатых лонжеронов с еловыми полками и фанерными стенками. Лонжероны соединены между собой системой прочных нервюр, которая вместе с фанерной обшивкой способствуют жесткости при кручении и одновременно образуют водонепроницаемые отсеки. За задним лонжероном крыла нервюры имеют обычную конструкцию, а обшивка крыла в данном месте – полотняная. Средства механизации прикреплены к задней кромке крыла; у внутренних частей закрылки, а у внешних – элероны.

От крыла конструкция фюзеляжа отличается тем, что вся его поверхность покрыта полотном. Хвостовое оперение однокилевое с одним рулем направления; горизонтальное оперение установлено на киле на некотором расстоянии от фюзеляжа, где оно от брызг, возникающих во время взлета.

Как и следовало ожидать, поплавки имеют цельнометаллическую конструкцию. Они имеют большую длину, одноступенчатую конструкцию и крепятся к моторным гондолам и фюзеляжу системой стоек, которые в боковых плоскостях усилены проволочными расчалками. В соответствии со стандартной итальянской практикой общая плавучесть поплавков в два раза превышает массу самолета с полной нагрузкой.

на этом специальном рисунке журнала «Flight» показаны основные отличительные особенности поплавкового гидросамолета CANT Z.506B. Художник нашего журнала представил нападение на самолеты такого типа палубными истребителями Blackburn Roc

на этом специальном рисунке журнала «Flight» показаны основные отличительные особенности поплавкового гидросамолета CANT Z.506B. Художник нашего журнала представил нападение на самолеты такого типа палубными истребителями Blackburn Roc

В стандартную комплектацию входят три девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Alfa-Romeo 126 RC 34 (типа Bristol Pegasus). Капоты этих двигателей аналогичны капотам, которыми в Великобритании обычно покрываются двигатели Bristol. Капоты отличаются выхлопными коллекторами у передних кромок, в то время как на задней кромке створки охлаждения отсутствуют. Бензин подается из баков, которые установлены во внутренних секциях крыла. Маслобаки расположены рядом с двигателями, которые они питают; масло охлаждается радиаторами, расположенными в передней кромке по типу британского бомбардировщика Bristol Beaufort.

снимок взлетающего поплавкового гидросамолета CANT Z.506B дает прекрасное представление о мощи и чистоте хода. Гидросамолет оснащен двигателями типа Pegasus

снимок взлетающего поплавкового гидросамолета CANT Z.506B дает прекрасное представление о мощи и чистоте хода. Гидросамолет оснащен двигателями типа Pegasus

Местом первого члена экипажа является место бомбардира, расположенное под фюзеляжем сразу за центральным двигателем. Рабочее место бомбардира в изобилии снабжено прозрачными панелями. Позади кабины бомбардира и выше нее расположена кабина пилотов с тандемной установкой их сидений и трапом, позволяющим экипажу перейти с места бомбардира в заднюю часть фюзеляжа. Далее находятся рубка радиста, верхняя пулеметная турель с механическим приводом и занимаемая стрелком нижняя задняя оборонительная позиция. Все стрелковое оборонительное вооружение – пулеметы Breda SAFAT калибра 12,7 мм с боезапасом по 350 патронов на ствол. При необходимости один 12,7-мм пулемет Breda SAFAT может быть неподвижно установлен на носовой части фюзеляжного обтекателя для ведения огня пилотом.

расположение оборонительных 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT хорошо видно на снимке спущенного на воду поплавкового гидросамолета CANT Z.506B. Когда нижний пулемет не используется, он может быть полностью убран в фюзеляж

расположение оборонительных 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT хорошо видно на снимке спущенного на воду поплавкового гидросамолета CANT Z.506B. Когда нижний пулемет не используется, он может быть полностью убран в фюзеляж

внутренний вид позиции бомбардира поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

внутренний вид позиции бомбардира поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

Бомбы или торпеда (масса последней находится в диапазоне от 1760 до 1875 фунтов [от 798 до 851 кг]) размещаются в нижней части фюзеляжа, причем ниша отсека закрыта створками с гидравлическим приводом. В отсек бомбардира может быть установлена фотокамера.

отсек для размещения бомб или торпеды поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

отсек для размещения бомб или торпеды поплавкового гидросамолета CANT Z.506B

ДАННЫЕ CANT Z.506B

Три двигателя Alfa-Romeo 128 RC 34

Размеры

Размах крыла 86 футов 11 дюймов (26,49 м)
Длина 63 фута 4 дюйма (19,30 м)
Высота 22 фута (6,71 м)
Площадь крыла 915 кв. футов (85 м²)

Массы и удельные нагрузки

Масса пустого 8078 фунтов (3664 кг)
Масса с полной нагрузкой 26895 фунтов (12200 кг)
Удельная нагрузка на крыло 29,4 фунта на кв. фут (143,5 кг/м²)

Летные характеристики

Максимальная скорость на уровне моря 195 миль в час (314 км/ч)
Максимальная скорость на высоте 13000 футов (3962 м) 220 миль в час (354 км/ч)
Время набора на высоту 13000 футов (3962 м) 14 мин.
Абсолютный потолок 27850 футов (8489 м)
Расчетная дальность полета в спокойной атмосфере 1240 миль (1995 км)

CANT Z.501

Серийная версия летающей лодки CANT Z.501 является обладателем мирового рекорда дальности полета для самолетов данного класса. В октябре 1934 года Z.501 перелетел из Муфальконе в Массауа, Эритрея, (2566,6 миль [4129,7 км]), а в июле следующего года совершил перелет из Монфальконе в Берберу, Итальянское Сомали, (3063 мили [4928 км]).

Из-за установки крыла над лодочным корпусом и расположения моторной гондолы машина на большом расстоянии может быть ошибочно принята за Dornier Do 18. Однако при ближайшем рассмотрении окажется, что существует множество различий.

летающая лодка CANT Z.501 совершает посадку рядом с итальянским гидроаэродромом. Пулеметы на фотографии относятся к типу Lewis, но затем были заменены на пулеметы производства Breda. На большом расстоянии летающая лодка CANT Z.501 похожа на немецкую летающую лодку Do 18

летающая лодка CANT Z.501 совершает посадку рядом с итальянским гидроаэродромом. Пулеметы на фотографии относятся к типу Lewis, но затем были заменены на пулеметы производства Breda. На большом расстоянии летающая лодка CANT Z.501 похожа на немецкую летающую лодку Do 18

Деревянный лодочный корпус разделён на три секции двумя основными переборками. Лонжероны корпуса изготовлены из ясеня и ели составляют продольную систему; установленные поперечно им шпангоуты изготовлены из аналогичных материалов. Две основные переборки служат креплением для основных подкосов крыла. Глиссирующее днище имеет два редана; днище и борта корпуса, размещенные ниже ватерлинии, имеют двойную обшивку со слоем пропитанного полотна между ними. Остальная часть корпуса имеет обшивку из тополя, покрытую пропитанным полотном.

Для крыла также использована деревянная конструкция, имеющая полотняную обшивку. Другие секции крыла примерно параллельны по хорде, но имеют эллиптические наконечники. Корпус соединяется с крылом параллельными стойками. В каждой консоли крыла расположен четыре бензобака общей емкостью 608 галлонов (2764 л). В корпусе летающей лодки может быть установлен дополнительный бак емкостью 110 галлонов (500 л).

Особенностью подкрыльевых поплавков является их взаимозаменяемость. Они имеют хорошую обтекаемую форму и своей конструкцией аналогичны конструкции корпуса.

Киль, стабилизатор, рули направления и высоты имеют деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Нижняя часть киля изготовлена как единое целое с фюзеляжем, а прочность установки стабилизатора дополнительно усилена двумя подкосами, соединенными с корпусом, и обтекаемыми тросами, идущими к верхней части киля. Рули высоты и направления оснащены триммерами.

Силовая установка состоит из одного 12-цилиндрового V-образного рядного двигателя жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Asso XI RC 15. Установленного перед передней кромкой крыла в дюралюминиевой раме и поддерживаемого двумя стальными стойками. На уровне моря двигатель развивает мощность 850 л.с., хотя на взлетном режиме он способен выдать 960 л.с.. Другие характеристики двигателя: максимальная мощность на высоте 5000 футов (1524 м) 900 л.с.; рабочий объем – 32,14 литра; сухая масса 1390 фунтов (631 кг). Двигатель оснащен лобовым радиатором большой площади, так как машина эксплуатируется в жарком климате. Бензин для двигателя подается насосом Isotta Fraschini из расположенного в корпусе расходного бака.

Расположение вооружения и оборудования представляет больший интерес, чем обычно. В носовой оконечности корпуса установлен 7,7-мм пулемет в частично застекленной оборонительной позиции. По бокам кабины пилота расположены контейнеры для сигнальных ракет. Сразу за стрелком находится место для установки фотокамеры, представляющее собой отверстие в нижней части корпуса. Непосредственно на этой установкой в лодочном корпусе находятся кабина экипажа с расположенными бок о бок местами пилотов. Кабина оснащена двойным управлением, центральными дросселями, сигнальными огнями и т.д.. У задней поверхности первой основной переборки по правому борту находится место бомбардира, в то время как на левом борту находится штурманская рубка. В потолке имеется люк, сообщающийся с моторной гондолой.

вооруженная 7,7-мм пулеметом Breda SAFAT оборонительная позиция летающей лодки CANT Z.501. Вызывают интерес остекление и схема боепитания пулемета

вооруженная 7,7-мм пулеметом Breda SAFAT оборонительная позиция летающей лодки CANT Z.501. Вызывают интерес остекление и схема боепитания пулемета

пулемет Breda SAFAT, установленный в моторной гондоле летающей лодки CANT Z.501, имеет отличный сектор обстрела

пулемет Breda SAFAT, установленный в моторной гондоле летающей лодки CANT Z.501, имеет отличный сектор обстрела

пулемет Breda SAFAT, установленный в верхнефюзеляжной оборонительной позиции летающей лодки CANT Z.501

пулемет Breda SAFAT, установленный в верхнефюзеляжной оборонительной позиции летающей лодки CANT Z.501

голова стрелка выступает из моторной гондолы летающей лодки CANT Z.501

голова стрелка выступает из моторной гондолы летающей лодки CANT Z.501

У задней поверхности второй основной переборки расположены спальные гамаки и еще одна частично застекленная оборонительная позиции с коробчатыми магазинами, уложенными по борту корпуса. Стрелок, ведущий огонь в этой позиции, одновременно является радистом и, стоя на своем месте, имеет в пределах досягаемости необходимые средства управления.

Доступ в моторную гондолу, в которой находится пулеметчик-механик, может быть осуществлен во время полета. На своем рабочем месте стрелок-механик имеет в поле зрения две панели приборов управления двигателем.

Летающая лодка может нести бомбовую нагрузку массой 1100 фунтов (499 кг), подвешиваемую к креплениям на основных подкосах. Предусмотрены следующие варианты бомбовой нагрузки: два бомбы массой по 550 фунтов (249 кг) каждая; четыре 350-фунтовые (159 кг) бомбы (противолодочные); четыре 220-фунтовые (100 кг) бомбы или четыре «сферические» 165-фунтовые (75 кг) бомбы.

ДАННЫЕ CANT Z.501

Двигатель Isotta Fraschini Asso XI R₂C 15

Размеры

Размах крыла 78 футов 10 дюймов (24,03 м)
Длина 40 фута 10½ дюйма (12,46 м)
Высота 14 футов 6 дюймов (4,42 м)
Площадь крыла 667 кв. футов (62 м²)

Массы и удельные нагрузки

Масса пустого 8475 фунтов (3844 кг)
Нормальная масса с полной нагрузкой 13000 фунтов (5897 кг)
Максимальная масса с полной нагрузкой 15500 фунтов (7031 кг)

Летные характеристики

Максимальная скорость на уровне моря 155 миль в час (249 км/ч)
Максимальная скорость на высоте 8200 футов (2499 м) 170 миль в час (274 км/ч)
Крейсерская скорость на высоте 6560 футов (2000 м) 149 миль в час (240 км/ч)
Время набора на высоту 13000 футов (3962 м) 16 мин.
Дальность полета в спокойной атмосфере при скорости 130 миль в час (209 км/ч) на высоте 3250 футов (991 м) 1490 миль (2397 км)

источник: «The “CANT” Seaplanes» «Flight» July 18, 1940, pages 45-48

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-italyanskie-samolety-06

Tags:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account