Американская компания Sikorsky решила продолжить эволюцию своего высокоскоростного вертолета X2 созданием двух прототипов многофункционального винтокрыла для Армии США. Новый вертолет будет создаваться специально для армейского тендера на поставку легких разведывательных машин на замену устаревающим Bell OH-58D Kiowa Warrior. В этом конкурсе Sikorsky придется конкурировать с Bell Helicopter и Eurocopter, которые предложат доработанные варианты уже существующей техники.
А это Bell OH-58D Kiowa Warrior, на замену которого готовиться вертолёт Сикорского.
Содержание:
«Налетчик»
О планах создания нового высокоскоростного вертолета компания Sikorsky объявила 20 октября 2010 года. Новый вертолет, получивший название S-97 Raider, будет построен по соосной схеме расположения несущих винтов. Фюзеляж будет выполнен по компоновочной схеме винтокрыла — частично подъемную силу в полете будут создавать небольшие крылья. Последние будут оснащены пилонами для подвесного вооружения.
Согласно классификации Sikorsky, новая машина будет транспортно-ударным вертолетом, который также возможно будет использовать для проведения разведки с воздуха, осуществления охранения других воздушных машин (например, V-22 Osprey на флоте), срочной медицинской эвакуации, транспортировки десанта, нанесения ударов по объектам противника и быстрой транспортировки грузов. S-97 будет способен совершать полеты на скорости в 200 узлов (370,4 километра в час) с возможностью кратковременного увеличения этого показателя до 220 узлов. Как ожидается, первый прототип нового вертолета совершит первый полет в ближайшие 50 месяцев.
На S-97 будут установлены двигатели T700 американской компании General Electric мощностью на валу в 2300 лошадиных сил. Двигатели этого семейства используются сегодня во многих американских военных вертолетах, включая Boeing AH-64D Apache Longbow, Bell AH-1Z Viper, Bell UH-1Y Venom, NHI NH90, Sikorsky S-70C и Sikorsky S-92.
S-97 планируется создать на базе прототипа высокоскоростного вертолета X2, испытываемого Sikorsky сегодня. Частично технические характеристики X2 в новом вертолете будут унаследованы. Высокоскоростной вертолет Sikorsky также создается по соосной схеме расположения несущих винтов, которые имеют по четыре лопасти и вращаются в противоположных направлениях. X2 оснащен толкающим воздушным винтом с шестью лопастями. Все винты приводятся в движение одним двигателем через сложную трансмиссию. Согласно планам Sikorsky, вертолет сможет развивать скорость до 260 узлов и совершать полеты на расстояние до 1300 километров.
Предварительное проектирование S-97 Sikorsky планирует завершить в 2011 году, хотя массо-габаритный макет перспективной машины представил уже 20 октября 2010 года. Представленный макет имеет небольшие выступающие по бокам в средней части фюзеляжа крылья и далеко разнесенное хвостовое оперение. Впрочем, такой вариант S-97 в серию может и не пойти. Посмотреть на предполагаемый внешний вид перспективного вертолета можно в видеоролике (размер файла около 50 мегабайт) на сайте Sikorsky.
Все для военных
Изначально S-97 Raider будет создаваться для Армии США, которая в 2009 году обнародовала программу «Вооруженного воздушного разведчика» (Armed Aerial Scout, AAS). В рамках этой программы военные занимаются поиском замены устаревающих легких разведывательных вертолетов Bell OH-58D Kiowa Warrior. Технические требования к новому вертолету пока еще прорабатываются и полностью не известны. Тендер как таковой также еще не объявлен. Как ожидается, конкурс на поставку новых вертолетов начнется во втором квартале 2011 года. В настоящее время на вооружении Армии США стоят 818 вертолетов OH-58 Kiowa, 368 из которых — OH-58D.
Интерес к перспективному военному тендеру уже проявили несколько компаний, которым придется конкурировать с Sikorsky. В частности, Bell Helicopter, продукцией которой и пользуются сегодня армейцы, объявила о намерении пойти по пути дальнейшего совершенствования проверенного временем Kiowa Warrior. Этот вертолет, как ожидается, получит новые более мощные двигатели HTS900-2 компании Honeywell, а также, возможно, новые воздушные винты.
В свою очередь европейская компания Eurocopter создала совместное предприятие с Lockheed Martin для создания нового вертолета AS645 Armed Scout на базе EC145 и AS645 Lacota. Для конкурса Armed Scout разрабатывается под индексом AAS-72X. Как ожидается, свой первый полет вертолет совершит в 2011 году. Предположительно, новая машина сможет развивать скорость до 270 километров в час, а ее боевой радиус составит около 690 километров.
В настоящее время создание машин для армейского тендера осложняется тем, что детальные технические характеристики будущего вертолета не обнародованы. Известно лишь, что, согласно требованиям Армии США, новая машина должна будет уметь выполнять полеты и зависать на высоте в 1,8 тысячи метров при температуре окружающего воздуха в 35 градусов Цельсия или выше с полезной нагрузкой в одну тонну. По заявлениям Eurocopter, Bell Helicopter и Sikorsky их вертолеты смогут зависать на такой высоте и при такой температуре воздуха.
При этом Sikorsky утверждает, что новый вертолет компании сможет зависать на высоте в 1,8 тысячи метров, неся на борту шесть солдат в полной экипировке и полный комплект подвесного вооружения. При этом, если Raider будет нести только вооружение, то его высота зависания может составить до трех тысяч метров. Следует отметить, что большинство одновинтовых вертолетов не способны зависать в одной точке при высокой температуре воздуха, что накладывает определенные ограничения на использование военной техники в жарком климате. Требования Армии США выработаны исходя из опыта использования вертолетной техники в Афганистане.
Чьей победой может завершиться тендер Армии США, спрогнозировать очень сложно. С одной стороны, S-97 может представлять интерес для военных своими скоростными характеристиками. Кроме того, вертолет будет создаваться с применением технологии малозаметности и отличаться низкой шумностью. С другой стороны, конкуренты Sikorsky предложат на тендер уже существующие и проверенные машины (OH-58D и AS645 уже поступают на вооружение Армии США), а не революционные технические решения. Но даже если победа не достанется Sikorsky, трагедии не случится — компания намерена предложить S-97 ВМС США, Морской пехоте и ВВС. Кто-нибудь да заинтересуется.
Автор — Василий Сычев