И вот об этих-то ограничениях никогда не стоит забывать тому, кто берется размышлять на тему применения вертолетов в морской войне.

Содержание:
О достоинствах и недостатках «винтокрылов» на примере вертолетов ПЛО
Без сомнения, вертолет для борьбы с подводными лодками архиважен и архинужен. Его полезность и необходимость для флота едва ли нуждается в доказательствах. Но, к сожалению, в силу «врожденных» ограничений вертолет в принципе неспособен решить весь круг задач по борьбе с субмаринами противника, которые возлагаются на летательные аппараты. Причин тому множество, и первая из них – ограниченный боевой радиус.
Увы, но это ахиллесова пята любого вертолета, которую невозможно исправить, ни сегодня, ни в обозримом будущем. Возьмем, например, модернизированный Ка-27М – для него заявляется время в полете 3,5 часа при крейсерской скорости 250 км/ч, дальность полета в разных источниках 800–900 км (перегоночная – 1 000 км) и при этом указывается боевой радиус в 200 км. Что совершенно неудивительно, ведь очевидно, что на удалении 200 км от боевого корабля, с которого винтокрылая машина взлетела, этот вертолет может патрулировать менее 2 часов.
Сравним эти показатели с данными давно уже снятого с вооружения палубного противолодочного самолета E-3А «Викинг». Последний имел крейсерскую скорость порядка 650 км/час и практическую дальность 5 121 км. Тут, конечно, большие вопросы к тому, в какой загрузке эта перегоночная дальность считалась, но, по самым скромным оценкам, самолет вполне способен, удалившись от своего носителя километров на 600, патрулировать там часа четыре и более.
Ну, а для Ил-38Н боевой радиус обычно указывается и вовсе в 2 200 – 2 500 км.
Вторая проблема противолодочного вертолета – ограниченная поисковая производительность. Два часа патрулирования Ка-27М совершенно не эквивалентны двум часам патрулирования того же S-3A «Викинг». Просто потому, что за 2 часа вертолет на скорости 250 км/ч преодолеет 500 км акватории, а «Викинг», на скорости в 650 км – 1 300 км, то есть в 2,6 раза больше. На самом деле, конечно, следует измерять контролируемую акваторию в квадратных километрах. Но тут много нюансов, а нам нужны не абсолютные, а относительные цифры, позволяющие сопоставить производительность вертолета и самолета, выполняющих противолодочный поиск, для чего такой вот простенький расчет вполне допустим.
Если мы отправим на 200 км вертолет Ка-27М, то он обследует 500 км акватории, а если мы на это же расстояние отправим самолет ПЛО со скоростью в 650 км/ч и способностью находиться в воздухе 4 часа на удалении в те же 200 км (крайне умеренно на фоне старенького «Викинга»), то он обследует 2 200 км акватории, или в 4,4 раза больше.
И наконец, третья проблема – ограниченная боевая нагрузка. Вертолет – сравнительно легкий летательный аппарат. Масса того же Ка-27М почти вдвое уступает «Викингу». Поэтому вертолеты должны работать парами – один осуществляет поиск подводной лодки, а второй – ее поражение. В то же время стандартная нагрузка «Викинга» – 4 торпеды и 60 сбрасываемых буев – позволяет ему работать самостоятельно.
Таким образом, мы видим, что вертолет ПЛО буквально во всем уступает специализированному противолодочному самолету. Тем не менее у винтокрылой машины есть и преимущества, и вот самое важное из них: вертолет не требует специализированного носителя и может базироваться практически на любом боевом корабле. Этот плюс перевешивает все минусы вместе взятые, делая вертолет ПЛО необходимым для любого флота, в задачи которого входит борьба с подводными лодками. Потому что даже один-единственный вертолет ПЛО, хотя он во всем проигрывает самолету той же специализации, способен качественно усилить противолодочные возможности боевого корабля класса «корвет», «фрегат» или «эсминец». Ракетного крейсера, разумеется, тоже, но все-таки обычно охота за ПЛ в его задачи не входит.
Палубный вертолет ПЛО способен быстро оказаться там, куда не достанет самый лучший гидроакустический комплекс (ГАК) надводного корабля-носителя. Как ни совершенен был 800-тонный ГАК «Полином» для своего времени, но все же его дальность, на которой он мог уверенно «держать» вражеские ПЛ, измерялась десятками километров. Соответственно, даже для специализированного большого противолодочного корабля проекта 1155 с его «Полиномом» пара вертолетов на борту обеспечивала массу дополнительных возможностей.
Они были «длинной рукой» БПК, которую можно было быстро «протянуть» в нужное место, скажем, в поддержку другого корабля, обнаружившего ПЛ. Скорость вертолета позволяет ему успеть туда, куда БПК опоздает. Также вертолеты могли, пусть и кратковременно, резко увеличить поисковую производительность БПК, что было полезно, скажем, при выходе БПК в район, где незадолго до этого была обнаружена неприятельская субмарина. При этом наличие дальнобойных противолодочных ракет позволяло большому противолодочному кораблю поддержать вертолеты на значительном удалении: «Раструб Б» способен был поразить цель на 90 км от БПК.
Конечно, БПК имеет радиосвязь и может вызвать самолет ПЛО. Но если корабль находится на значительном удалении от аэродромов базирования самолетов ПЛО, то вертолет, невзирая на все свои недостатки, может оказаться в нужном месте быстрее самолета, да и режим радиомолчания нарушать не требуется.
Иными словами, вертолет ПЛО крайне полезен и востребован даже на большом противолодочном корабле, специально заточенном под противостояние дизельным и атомным подводным лодкам противника. Что уж говорить о фрегатах, сторожевых кораблях, корветах, чьи гидроакустические комплексы были существенно слабее!
Есть у вертолета ПЛО и еще один плюс – он может нести опускаемую ГАС, которую по очевидным причинам самолет использовать не может. Конечно, самолет ПЛО может сбросить буй, и даже много, но оный буй – штука очень недешевая, и разбрасываться ими просто так нежелательно.
Вывод же из вышесказанного очень прост: по части боевой эффективности противолодочный вертолет однозначно проигрывает самолету и никогда не сможет его заменить. Но полезность вертолета ПЛО – безусловна и заключается в том, что он способен значительно усилить ПЛО кораблей, которые либо неспособны принимать самолеты на борт, либо действуют на значительном удалении от аэродромов базирования самолетов ПЛО.
Об ударных вертолетах
Очевидно, что ударный вертолет уступает и в скорости, и в боевом радиусе, и в полезной нагрузке тому же многофункциональному истребителю, не говоря уже о специализированных ударных самолетах наподобие Су-34. Но этим его недостатки не исчерпываются.
Существенной проблемой ударного вертолета является его неспособность вести воздушный бой против самолетов противника. Да, в свое время вертолет представлял собой непростую цель для истребителя: старые РЛС не различали совсем или же различали, но с большим трудом, низколетящие цели на фоне подстилающей поверхности, так что наведение УР «воздух-воздух» при помощи радиолокации было чрезвычайно затруднено. Да и ракеты воздушного боя тогда не предназначались для перехвата целей на «сверхнизких» высотах. Но сейчас в этом отношении достигнут известный прогресс, и вертолет уже не столь неуязвим в воздушном бою.
Кроме того, к сожалению, многие до сих пор путают неуязвимость в воздухе и способность вести воздушный бой, а делать это ни в каком случае не следует. В морской войне многофункциональный истребитель решает множество задач. Это борьба за информационное пространство, путем уничтожения вражеских самолетов ДРЛОиУ и патрульной авиации, чем достигается ослепление противника, ослабляется его способность выявлять и контролировать перемещение наших надводных, подводных и воздушных сил. Это и борьба за господство в воздухе путем уничтожения истребительной авиации противника, и прикрытие боевых кораблей от налетов вражеской ударной авиации. Это, наконец, уничтожение неприятельских кораблей в опосредованном (прикрытие собственной ударной авиации) или прямом (когда истребитель выполняет ударную функцию) виде.
Очевидно, что первые две задачи ударному вертолету не по плечу – то, что он является трудной целью в воздушном бою, никак не позволяет ему выполнять функции перехватчика. Для этого у него нет ни дальности полета, ни скорости. И то же касается прикрытия своего носителя от воздушных атак самолетов противника – воспрепятствовать их выходу на рубеж атаки вертолет не может. Конечно, рассуждая теоретически, на вертолет можно навесить УР класса «воздух-воздух» средней дальности и, подняв винтокрылую машину над ордером, попытаться их применить. По факту шансов на то, что вертолет в случае авианалета все это успеет сделать, очень немного, да и сбить его, когда он на большой высоте, будет не слишком сложно.
Возможно, такая тактика и повысит потенциал ПВО соединения (на считанные проценты), но говорить всерьез о ПВО, выстроенной на основе ударных вертолетов, невозможно. Именно поэтому никто и никогда не возлагал задачи ПВО на вертолеты сухопутного базирования – это не свойственная вертолетам задача, и решать ее сколько-то удовлетворительно они не могут. Да, вертолеты оснащают иной раз ракетами «воздух-воздух» – для самозащиты и в каких-то ситуациях – для противодействия себе подобным. Да, при удаче вертолет способен сбить самолет. Но все это не делает и не может сделать вертолет сколько-то эффективным средством ПВО.
Рассмотрим теперь чисто ударные задачи. Для начала – удары по кораблям противника. Как показывает практика боевых действий, вертолеты весьма успешно справляются с уничтожением легких сил неприятеля. Но – при соблюдении определенных условий.
Так, например, вертолеты Израиля были весьма эффективным средством борьбы с арабскими ракетными катерами, но – когда последние не имели воздушного прикрытия. Или вот, к примеру, уничтожение ВМС Ирака, пытавшихся спастись, покинув район боевых действий в ходе известной операции «Буря в пустыне». Вертолеты, опять же, справились на отлично: однако не следует забывать о том, что работали они в условиях отсутствия всякого противодействия в воздухе и при том, что контроль движения групп иракских кораблей осуществлялся иными средствами, в том числе и патрульными самолетами «Орион».
И еще – во всех вышеперечисленных случаях противники вертолетов не имели адекватного ПВО – например, флот Ирака располагал максимум 76-мм артиллерией и ракетами ПЗРК («Стрела» и «Игла»). Таким образом, роль вертолетов, выполнявших ударную функцию, сводилась к доставке ракетного вооружения из точки «А», под которой понимается палуба родного корабля в точку «Б», т. е. на рубеж атаки. Неудивительно, что с этой задачей вполне нормально справлялись универсальные вертолеты без привлечения специализированных ударных машин.
Безусловно, вертолет способен наносить удары по кораблям неприятеля. Но – на небольшом удалении от носителя. При условии, что противник либо не имеет авиации вообще, либо господство в воздухе в районе операции установлено и удерживается иными средствами. И, конечно, в первую очередь – против малых кораблей, чья ПВО не позволяет «достать» вертолет на рубеже атаки.
А что если нам противостоит более серьезный противник? Скажем, корабельная ударная группа (КУГ) в составе двух-трех эсминцев? Если брать американские наработки, то атака палубной авиацией такой КУГ будет выглядеть так.
Сначала километрах в 200–250 от КУГ зависнет самолет ДРЛОиУ, который будет контролировать противника и координировать атаку. Когда все будет готово, КУГ атакует демонстрационная группа, вынуждая корабли противника включить РЛС управления огнем. И тут же, как только они включились, вступит в бой группа радиоэлектронной борьбы, давя эти РЛС помехами и применяя по ним противорадиолокационные ракеты. И в тот момент, когда ПВО КУГ будет нагружено помехами и ракетами, ударные группы, подкравшись и прячась за радиогоризонт, атакуют соединение с разных сторон теми же «Гарпунами». Считалось, что такая атака не обязательно приведет к гибели боевых кораблей, но сведет их ПВО практически до нуля, после чего их можно будет добить боеприпасами попроще: теми же управляемыми авиабомбами.
В СССР этот вопрос решался иначе – морская ракетоносная авиация должна была выйти на рубеж атаки и осуществить пуск такого количества ПКР, которые перегрузят ПВО вражеского соединения – часть ПКР собьют или уведут помехами, но остальные прорвутся и нанесут неприемлемый ущерб. Для этого требовалось обеспечить большое количество ракет в залпе, для чего, собственно, и создавались дивизии морской ракетоносной авиации. Кроме того, и самолеты, и ракеты делались сверхзвуковыми: это сокращало время работы вражеского ПВО до минимума.
В какую из этих концепций вписывается сравнительно тихоходный ударный вертолет с парой легких ракет под крылом? Очевидно, что ни в какую. И есть еще один немаловажный аспект. Дело в том, что ВМФ РФ вслед за ВМФ СССР делает ставку на дальнобойные противокорабельные ракеты. Дальность современных российских ПКР – секрет, но едва ли можно сомневаться в том, что имеющиеся на вооружении ракеты способны наносить удары по кораблям километров на 500 как минимум. В такой ситуации куда проще, если уж противник обнаружен, нанести по нему ракетный удар, а не пытаться организовать атаку боевыми вертолетами: разве что неприятель этот настолько мал, что не заслуживает расхода «Калибра» или «Циркона».
Несколько лучше обстоят дела с возможной реализацией морским вертолетом своего ударного потенциала по наземным целям. Здесь вертолет действительно многое может. В реальных боях он часто помогал выводить из строя элементы вражеского ПВО. Вертолет – страшный противник танка, это общеизвестно и, полагаю, в доказательствах не нуждается. Кроме того, вертолет представляет собой огромную угрозу и для пехоты, и для прочей наземной техники. Как средство огневой поддержки десанта ударный вертолет бесценен, но… К сожалению, каждый раз появляется это самое «но».
При всех своих несомненных плюсах, в морских операциях против берега вертолет категорически не самодостаточен. Возьмем, к примеру, десантную операцию.
Высадка войск на неприятельский берег – это чрезвычайно опасное действо. Можно использовать десантные корабли с аппарелями или десантные корабли-доки, можно высаживать танки и пехоту непосредственно на берег или практиковать загоризонтную высадку. Но в момент высадки десанта и сам десант, и корабли, его высаживающие, находятся в крайне уязвимом положении. В этот период наши силы концентрированы на борту десантных кораблей и катеров, или только-только вышли на берег и не могут еще полноценно сражаться, а сами представляют собой чрезвычайно лакомую цель. В этот момент даже одиночный самолет, прорвавшийся к десантному ордеру, даже одна вражеская артбатарея может натворить страшных дел.
И потому альфой и омегой любого десанта являются безусловное господство в воздухе и обработка зоны будущей высадки до состояния полной несовместимости с жизнью любой враждебной техники, по пулемет включительно.
Когда все это проделано, ударные вертолеты способны отработать свой хлеб на все 200 %. Они зависнут над зоной высадки, угрожая немедленной кончиной всему, что умудрилось чудом уцелеть и рискнет открыть огонь по десантирующимся войскам. Они помогут ликвидировать танки и боевые машины противника, спешно подтягивающиеся к месту высадки. Они поддержат морпехов огнем даже тогда, когда они изрядно отойдут от береговой линии, если такое предусмотрено планом десантной операции. Ведь вертолетный аэродром, хоть подскока, хоть постоянного базирования, несложно организовать едва ли не в любой местности (Гималаи в расчет не берем – там обычно морские десанты не высаживаются).
В общем, отрицать важность ударного вертолета как средства огневой поддержки десанта невозможно. Но он будет эффективно работать лишь тогда, когда кто-то другой прикроет десантную группу на переходе морем с воздуха и обеспечит господство в воздухе в районе высадки, и когда кто-то другой разнесет все вдребезги и пополам на враждебных берегах. Обе эти задачи, увы, вертолету не под силу. О ПВО уже было сказано ранее, а берег он не сможет перепахать в силу малой полезной нагрузки. Ударный вертолет отлично справляется с точечными ударами, с уничтожением компактных целей. В общем, скальпель, безусловно, очень полезен для многих нужд – но не там, где для решения вопроса нужна кувалда.
Отсюда – простые выводы. Для ПВО корабельных соединений ударный вертолет если не бесполезен полностью, то очень к тому близок. Противокорабельная ударная функция вертолета, в принципе, востребована флотом, но – против заведомо слабого противника и в условиях нашего господства в воздухе. В десантных операциях ударный вертолет архиважен и архинужен, но сами эти операции возможны лишь в зоне господства в воздухе или как минимум в пределах боевого радиуса действия достаточно крупной группировки наших самолетов.
О вертолетах ДРЛО
Какие задачи решает самолет ДРЛОиУ? Во-первых, это контроль воздушной и надводной обстановки. Во-вторых – наведение ударных самолетов и истребителей на воздушные/надводные/наземные цели и выполнение роли летающего командного пункта авиации. Для этого самолеты ДРЛОиУ, как правило, имеют в составе экипажа не только пилотов и штурманов, отвечающих за управление самолетом, но и других членов экипажа, операторов РЛС, в чьи функции как раз и входит управление воздушным боем.
Может ли вертолет выполнять функционал ДРЛОиУ? Те, кто готов ответить на этот вопрос утвердительно, обычно апеллируют к зарубежному и отечественному опыту. Британцы действительно создали и эксплуатируют вертолеты ДРЛОиУ, да и в нашей стране имеется аналог – Ка-31. Но нужно понимать, что возможности вертолета играть такую роль крайне ограничены, а многие тактические возможности – отсутствуют вообще.
Самолет ДРЛОиУ ценен дальностью полета. Он может висеть в воздухе часами за многие сотни километров от прикрываемого им ордера и, даже когда он демаскирует себя, включая свою мощную РЛС, он не демаскирует соединение. Вертолет ДРЛОиУ не обладает нужной дальностью и, чтобы обеспечить хоть сколько-то приемлемое время патрулирования, должен находиться в непосредственной близости от защищаемого им соединения. Но в этом случае включение РЛС вертолета ДРЛОиУ неизбежно подскажет радиотехнической разведке врага местоположение прикрываемой им корабельной группы. Это первый, но очень большой минус вертолета ДРЛО.
Второй минус – ограниченные возможности РЛС. Интересно, что отечественным вертолетам ДРЛО задача управления воздушным боем не ставилась в принципе. Если, к примеру, посмотреть на рекламный плакат Ка-31
То ни о каком контроле воздушного пространства и наведении тех же истребителей там и речи не идет. В сущности, история Ка-31 развивалась так. В далеком-далеком прошлом в СССР придумали противокорабельные ракеты с дальностью полета до 250 км. Очевидно, что дать целеуказание с корабля на такое расстояние в те годы было решительно невозможно. Авианосцев не было, рассчитывать на передачу данных от самолетов разведки сухопутного базирования можно было только по большим праздникам, и идея вертолета, способного базироваться на ракетном крейсере и оснащенного достаточно мощной РЛС, способной подсветить неприятеля километров на 200–250, лежала, что называется, на поверхности.
Именно так, собственно говоря, и появился Ка-25Ц – превосходная машина для своего времени. Он мог, взлетев над палубой того же ракетного крейсера «Грозный», включить радар, находясь под защитой средств ПВО корабля, обнаружить надводную цель, автоматически передать ее координаты и параметры запущенной с борта крейсера ПКР. Сам вертолет корректировать полет ПКР не мог, но это способен был делать корабль, который на основании автоматически получаемых от вертолета данных высчитывал необходимые поправки.
Удачный вертолет попытались воспроизвести на новом техническом уровне, попытавшись заодно расширить его функционал. Увы, но возможностей его РЛС хватило лишь на выявление низколетящих целей. Ка-31, прикрывая корабельный ордер, мог дать информацию о подлетающих над водой крылатых ракетах или ударных самолетах. По оценке создателей, эта информация могла повысить эффективность корабельных ЗРК на 20–30 %. Неплохо, конечно, но не более того.
А воздушные бои? У принятого на вооружение в 1995 году Ка-31 дальность обнаружения истребителей не превышала 100–150 км. О противостоянии авиагруппе с полноценным самолетом ДРЛОиУ, наподобие «Хокая», тут и мечтать не приходится – потенциал последнего в разы выше, соответственно, противник имеет возможность выстроить бой по своим правилам.
Но как же тогда опыт англичан, которые не только оснастили свои «Инвинсиблы» вертолетами ДРЛОиУ по три штуки на каждый, но и взялись за создание современной модели такого вертолета для новейших авианосцев типа «Куин Элизабет»? Да, англичане пошли по этому пути, но это вовсе не значит, что британские рецепты подойдут отечественному ВМФ. Все дело в том, что британцы использовали вертолеты ДРЛОиУ только и исключительно в составе авиагруппы авианесущего корабля, имеющего на вооружении многофункциональные истребители.
С чем столкнулись британцы, используя свои авианосцы в Фолклендском конфликте? С полной неспособностью контролировать воздушное пространство. «Си Харриеры» не могли находиться в воздухе длительное время, а качество РЛС на них было таким, что пилоты в основном рассчитывали на собственное зрение, а не на радар. В результате англичане пропустили множество атак на свои корабли – их самолеты просто находились не там, где надо, и не успевали перехватить неприятеля.
Посадить самолеты ДРЛОиУ на авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес» было физически невозможно, и баз, с которых они могли бы прикрыть флот, поблизости от зоны конфликта не было. В таких условиях шестерка вертолетов ДРЛОиУ (по три на авианосец) оказалась бы для британцев бесценной. С таким количеством вертолетов было вполне реально обеспечить круглосуточное дежурство в воздухе, что позволило бы британскому командующему использовать свои авианосцы много решительнее и результативнее, чем в реальности. Попросту говоря, имея вертолеты ДРЛОиУ, британцы получали достаточно информации для успешного противостояния спорадическим налетам аргентинской авиации и имели отличные шансы обнаружить аргентинские боевые корабли до выхода их на рубеж ракетной атаки.
Разумеется, если бы у аргентинцев имелось авиакрыло, подготовленное по стандартам американской морской авиации в составе истребителей-бомбардировщиков, самолетов РЭБ и «Хокаев», то никакие вертолеты ДРЛОиУ англичанам не помогли бы. Но против слабейшего противника они оказались бы вполне уместны и могли серьезно изменить баланс потерь в пользу британского флота. А Ройал Нэви именно такие военные операции и предстоят – с чем-то серьезным будут разбираться «большие хорошие парни» в лице американских авианосцев, ну а против вооруженных сил третьих стран – вполне сойдет.
А вот для чего нам вертолеты ДРЛОиУ? Ну да, на палубе ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несколько таких машин, возможно, выглядели бы уместно, хотя это достаточно спорный вопрос. А вне этой палубы? Управление действиями истребителей? Но если соединение флота действует там, где оно может быть прикрыто истребителями сухопутного базирования, то контроль воздуха над ним следует поручить самолету ДРЛОиУ того же самого сухопутного базирования. А если флот действует в районе, куда истребители с суши дотянуться не могут, то вертолету ДРЛОиУ там будет некем управлять.
Контроль воздушного пространства, включая низколетящие цели, в непосредственной близости от ордера? Звучит хорошо, вот только боевые корабли классов «фрегат», «эсминец» и даже «ракетный крейсер» неспособны обеспечивать полеты вертолетов круглосуточно – как правило, такие корабли располагают топливом лишь на несколько полных заправок винтокрылой машины. А специализированный вертолетоносец к каждому фрегату не поставишь. Тем не менее, и это бесспорно, вертолет с мощной РЛС в ряде боевых ситуаций может оказаться чрезвычайно полезным.
Вот только зачем для этой цели использовать именно специализированный вертолет ДРЛОиУ? В настоящее время мощная РЛС – неотъемлемый атрибут современного противолодочного вертолета, отчего на модернизируемые Ка-27М ставят БРЛС с АФАР. Такой радар должен уметь зафиксировать поднятый перископ, обнаружить попавшего в беду человека в море, а значит – вполне пригоден и для контроля низколетящих целей. Кстати, для поиска и целеуказания по надводным целям Ка-27М также может использоваться – его РЛС видит на 250 км с разрешением в 10 метров.
Понятно, что специализированный вертолет решит указанные задачи эффективнее, но для противолодочной борьбы он почти бесполезен
Выводы
Они довольно просты. По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, флоту сегодня нужны в первую, вторую и третью очередь современные вертолеты ПЛО. Это – важнейшая функция вертолета в море. При этом винтокрылые машины ПЛО вполне реально сделать универсальными, способными применять легкие противокорабельные ракеты, а также вести разведку, в том числе и для выдачи целеуказания ПРК. Небольшая модификация, подобная тому, как это было проделано с Ка-27, обеспечит наш флот поисково-спасательными вертолетами.
Вертолеты ДРЛОиУ нашему флоту не нужны совершенно. А вот морской пехоте очень даже не помешал бы собственный ударный вертолет, способный работать в том числе и с десантных кораблей. На мой взгляд, нам стоит рассмотреть возможность введения соединений ударных вертолетов в состав морской пехоты РФ. Конечно же, речь может идти лишь об адаптации сухопутных моделей ударных вертолетов, а не о создании принципиально новой машины: следует стремиться к минимуму отличий. Хотя вертолеты морской пехоты и будут транспортироваться морем, а значит – должны уметь садиться и взлетать с палубы, они предназначены для действия над сушей, а не для морских сражений.
Ну и, конечно, никто не отменял необходимости иметь в составе флота сравнительно тяжелые транспортные вертолеты. Они нужны и флоту, и морской пехоте – на базе грузового вертолета, кстати, возможно создать и специализированный вертолет-тральщик, если в нем есть нужда и если такая машина сегодня будет эффективным средством в борьбе с минной угрозой.
Таким образом, по моему мнению, все многообразие задач ВМФ РФ может быть решено наличием трех базовых версий вертолетов (ПЛО, ударный, транспортный), из которых один только вертолет ПЛО является специализированной разработкой, а остальные два – адаптацией существующих машин ВВС РФ.
Ну а теперь, определившись с вертолетами, самое время поразмыслить о необходимости ВМФ РФ иметь в своем составе специализированные вертолетоносцы. Но об этом – уже в следующей статье.
Меня восхищают подобные «эксперты». Этож надо сравнивать грубо говоря лошадь и телегу как средства передвижения!
А меня уже давно не удивляет уровень комментаторов. Вернее, его отсутствие.
Сможете внятно сформулировать, что Вас не устраивает в сравнении эффективности систем ПЛО выстроенных на основе специализированных вертолетоносцев и патрульной авиации?
«эсминцы, фрегаты, крейсера неспособны обеспечить топливом круглосуточно вертолеты ДРЛОиУ .»
а я предлагаю — поставить генератор топлива на базе ядерного реактора. синтез топлива по Тропшу-Фишеру. Углерод -из атмосферного СО2, водород-из воды. Получится после обработки неплохое топливо.
Куда поставить?
(правильный ответ — в городе с угольной шахтой под боком)
Вертолет морской пехоты? Согласен. Лучше подойдет переделка Ка-52 , кажется.
А по вертолетам в целом- лучше разработать вертух модульной схемы- и менять модули
«Вертолеты ДРЛОиУ нашему флоту не нужны совершенно.»
Индусы и китайцы так не считают.
Индусы и китайцы считают, что российскому флоту нужны вертолеты ДРЛОиУ? Ссылкой разодолжите?:))))
Если же чуть более серьезно, то и у китайцев и у индийцев есть авианосцы, которые будут служить еще долго-долго, не один десяток лет, но которые не могут нести самолеты ДРЛОиУ. Вот туда они их и садят. А у нас Кузнецов после ремонта отходит еще в лучшем случае лет 15, при том что основная его задача — обеспечение развертывания ПЛ в Норвежском — может быть решена и без таких вертолетов. Вообще в статье написано, что конкретно для ТАВКР-а они бы не помешали, но строить сейчас эскадрилью, по миллиарду за машину минимум, в общем, излишество — а у нас и на самое необходимое денег мало
В далеком 2003 году отслеживал на КумАПО производства пары Ка-31 для Китая. Т.е. машина как минимум с тех пор серийная. Кстати, дальность обнаружения истребителя в 150 км, указанная в статье очень сильно смущает. Ну прям конкретно. Локатор на нем реально большой. Скажем так, половина от С300, на котором я служил. И как бы площадь имеет значение, хоть для афар, хоть для пфар)
Вы командующий СФ и точно знаете круг задач и наряд сил и средств для их выполнения? Дальность обнаружения 25м цели с корабля с высотой мачт от воды 30м всего 40 км — 2 мин полета дозвуковой ракеты. при высоте антенны 300м — в 2 раза больше 90км
Если Вы сами не являетесь командующим СФ, то Ваш пассаж может вызвать только недоумение.
А так-то да, имею представление. Хоть и не командующий.
Даже спрашивать боюсь, зачем Вы зачем сравниваете возможности корабля и вертолета ДРЛО. Сравните возможности вертолета ДРЛО и вертолета ПЛО с АФАР при выполнении задачи обнаружения низколетящих целей, если уж хотите спорить с автором статьи (который я)
То есть не имеете.
Размеры антенны РЛС Копье-А в разы меньше размеров РЛС Э-801Е «ОКО» . Поэтому если первая имеет заявляемую дальность обнаружения цели с ЭПР 5м2 — 85 км, то вторая 150. Хотя если «Заслон» с диаметром антенны 1,1..1,4м обеспечивает дальность по такой цели 160км, то вертолетная РЛС с размером антенны 6х1м (примерно) дальность обнаружения не может иметь меньше, а точность хуже.
То есть не имеете. Ну, не имею, так не имею. Размеры антенны РЛС Копье-А в разы меньше размеров РЛС Э-801Е «ОКО» . Поэтому если первая имеет заявляемую дальность обнаружения цели с ЭПР 5м2 — 85 км, то вторая 150. Хотя если «Заслон» с диаметром антенны 1,1..1,4м обеспечивает дальность по такой цели 160км, то вертолетная РЛС с размером антенны 6х1м (примерно) дальность обнаружения не может иметь меньше, а точность хуже. А Вы что, генеральный конструктор «Фазотрон-НИИР»? И, одновременно, АО «НИИП им. В.В. Тихомирова»? Нет? Так в рамках Вашей логики, Вы представления не имеете о работе данных РЛС. Впрочем, и вне рамок Вашей логики Вы не слишком хорошо понимаете работу РЛС, иначе не привязывали бы дальность обнаружения к площади антенны. Например, тот простой факт, что «Заслон М» имеет едва ли не вдвое увеличенную дальность обнаружения в сравнении с немодернизированным «Заслоном А» (при том что площадь антенны кардинально не увеличилась, если увеличилась вообще) мог бы намекнуть Вам на то, что дальность обнаружения зависит не только от площади антенны. И да, Вы весьма неэлегантно уклонились от моего предложения. Сравните возможности вертолета ДРЛО и вертолета ПЛО с АФАР при выполнении задачи обнаружения низколетящих целей, если уж хотите спорить с автором статьи (который я) Я понимаю,… Подробнее »
Если вспомните основное уравнение радиолокации, то значение мощности принимаемого отклика прямо зависит от эффективной площади приемной антенны. А если считать что по конструктивным и техническим характеристикам мощность излучаемая с единицы площади антенны одинакова, то и мощность лоцирующего сигнала тоже больше в отношение площадей. Поскольку все это под корнем в четвертой степени в уравнении дальности, то увеличение площади в 6 раз при прочих равных приведет к выигрышу в дальности в 2,4 раза.
Тип антенны не имеет значения, имеют значение характеристики антенны.
Да я-то помню. А еще помню прямую зависимость от мощности и плотности сигнала, о которых Вы не упоминаете
Простите, но это недопустимое упрощение
Это я намекнул на то, что рассматривать надо именно РЛС Ка-27М, а не Ка-27 до модернизации.
Я написал это:
Это с какого перепуга? мощность с одного излучателя одинакова, количество излучателей пропорционально площади. Распределение мощности тоже пропорционально размерам. Так что вполне допустимо. Что касается плотности, то большая антенна позволит и более узкую ДН сделать.
Так я и указал характеристики дальности РЛС «Копье-А», причем последней модификации.
Это с какого перепуга?:))) Например, РЛС Жук-М и Жук-МСФ имеют одинаковую потребляемую мощность, при том что диаметр решетки у первой — 624 мм, у второй -980 мм. Были у меня и еще примеры, только сходу не найду
А почитать?
и то только увеличение площади антенны в 2 раза позволило увеличить дальность обнаружения в 1,6.при этом площадь антенны всего 0,75м2.
Я таки решительно извиняюсь, но Ваш постулат был
Чего мы не наблюдаем в приведенном мною случае. Отчего я решительно не вижу оснований для столь странного Вашего допущения
А при чем здесь конкретная реализация? В данном случае увеличение площади в 2 раза сделано для реализации определенного распределения мощности в апертуре. Улучшили характеристики в части снижения уровня боковых лепестков и заодно увеличили площадь с которой принимают отраженный сигнал. ФАР пассивная, мощность передатчика осталась прежней. Какое отношение это имеет в возможности на большей площади поставить большее количество активных модулей при их неизменной мощности и получить большую мощность на выходе?
Вертолет с такой РЛС нужен для увеличения дальности обнаружения низколетов и загоризонтных надводных целей в условиях, когда применение самолета ДРЛО невозможно. Утверждение, что он не нужен только потому, что он хуже самолета ДРЛО выглядит с моей кочки зрения более чем странно. РЛС вертолета ПЛО заменить РЛС со значительно большей антенной не сможет.
При том, что даже на изделии одного производителя мощность РЛС может быть не пропорциональна площади решетки. Соответственно, допущение о прямой зависимости этих параметров в РЛС различных производителей (и назначений) является слишком вольным и далеким от реальности
Сравнивая антенны и РЛС одного типа, да еще зная конкретную причину разницы в размерах при одинаковой мощности, утверждать что рост размеров антенны не позволяет увеличить мощность (в том числе и пропорционально росту размеров) только для того чтобы доказать ненужность вертолета ДРЛО — вот это действительно вольность, мягко говоря…
Не порите чушь, ей же больно.
Я нигде не утверждал подобного. Я утверждал иное — РЛС, которую Вы сможете установить на вертолет, не будет достаточной для выполнения функций контроля воздушного пространства и управления воздушным боем. И это утверждение полностью подтверждается практикой.
Согласно Вашим расчетам, дальность обнаружения РЛС Ка-31 могла бы быть как минимум вдвое больше, чем у современного ему истребителя. Между тем, мы ничего подобного не наблюдаем
Ой, я сказал, что только от площади зависит мощность рлс? Наверно ошибся.. Хотя нет, посмотрел, не сказал я такого). Но, если рлс одного года, одного принципа и на одной элементной базе, поверьте, основные характеристики булут пропорциональны площади и весу. Между заслоном и копьем, как бы четверть века. Не совсем корректный пример я думаю.
Примерно так оно и есть. А теперь давайте еще вспомним режимы работы оных РЛС. Попросту говоря, есть поисковый режим, в котором работает РЛС Ка-31, и в нем оно видит истребитель на 100-150 км. И есть режим, в котором луч «съеживается» (в квадратных градусах) но его мощность увеличивается и тем достигается повышенная дальность обнаружения при сниженном секторе обнаружения. Так вот для обзорных РЛС обычно указывают дальности в режиме поиска, для БРЛС истребителей — в режиме «узкого луча».
РЛС Копье-А, которая стоит на Ка-27М отличается антенной от истребительной РЛС формой характерной для РЛС обнаружения http://bastion-karpenko.ru/radar-kopye-a/
Такие и на суше сильно требуются, раз Ил-ов мало. Конечно с другим радаром. А то С-300; 400… бьют на 300км, а видят на 30…
Денег ест, но вы держитесь)) Скорее нет рабочих.
Миллиард- ето где то 20мил.$ (сейчас, раньше 13-14) Разве ето много?
На суше требуются Ил-ы, а не вертолеты.
Я вообще слегка веселюсь с такой логики.Если не хватает самолетов ДРЛОиУ, то не надо ни новых строить, ни старых модернизировать, что ты, ни-ни! Давайте лучше деньги на разработку и строительство вертолетов ДРЛОиУ угробим. Ведь это лучше, чем ничего!
Не Ил-ы требуются, а Ту-214 разных мастей… ?
Но Вы продолжаете ратовать за Ка…
++++ коллега Андрей, с вашими финалными выводами согласен. Хотя некоторые доводы выглядят … неубедително. …ударный вертолет архиважен и архинужен, но сами эти операции возможны лишь в зоне господства в воздухе или как минимум в пределах боевого радиуса действия достаточно крупной группировки наших самолетов. Не совсем так. Более-менее установить т.нар. зону AD можно и через ЗРК (тем более если ест вертолет ДРЛО). Что и видим сейчас на Украине. Ка-25Ц – превосходная машина для своего времени. Он мог, взлетев над палубой….. Удачный вертолет попытались воспроизвести на новом техническом уровне, попытавшись заодно расширить его функционал. Увы, но возможностей его РЛС хватило лишь на выявление низколетящих целей. Ка-31…. мог дать информацию о подлетающих над водой крылатых ракетах или ударных самолетах. По оценке создателей, эта информация могла повысить эффективность корабельных ЗРК на 20–30 % Во первых вряд ли только на четверть, Но непонятно где потерялись прежные возможности. Почему из (неудачного?) радара, делается вывод об «бесполезности» ДРЛО? А вот у ПЛО меньший радар опять «все видит» (до 200км) Вообще возможность поднять мощный радар на высоте дорого стоит. Т.е. при строительстве есминцев типа японских, несущих несколько вертолетов, ДРЛО будет востребован. Он может работать и в пассивном режиме, а тезис что если невозможно обеспечить 24/7, тогда лучше никак,… Подробнее »
Более-менее установить т.нар. зону AD можно и через ЗРК Нельзя. Но самое главное — самолеты не столько Адва АД устанавливают (хотя это архиважно), сколько перепахивают место десанта до полного изумления, чего ЗРК не сделают в принципе Во первых вряд ли только на четверть Если рекламный плакат разработчиков для Вас не источник (на них обычно завышают ТТХ, а не занижают)… Ну, не знаю тогда:)))) Почему из (неудачного?) радара, делается вывод об «бесполезности» ДРЛО? А вот у ПЛО меньший радар опять «все видит» (до 200км) У вертолета ПЛО радар куда слабее, чем у ДРЛО. Но для обнаружения кораблей его достаточно, для выявления низколетящих целей его, в общем, тоже достаточно, а вот для контроля воздуха не хватает и того, что у вертолета ДРЛО Т.е. при строительстве есминцев типа японских, несущих несколько вертолетов, ДРЛО будет востребован. Нет. У них задачи другие. Вообще то- бесспорный. Система вооружения полезна, когда она решает определенные задачи. Если она не решает задач, она бесполезна. Вы же исходите из посыла, что «хоть что-то лучше чем ничего». В некоторых случаях это работает (за неимением гербовой пишем на простой) но если Вам надо просверлить дыру в бетоне, то сверло, сделанное из фанеры Вам не поможет, хотя оно и более прочное, чем сверло,… Подробнее »
?? Почему? Или имеете ввиду дальности 350-400км «как у AWACS-ов»
Вот автор и сравнивает вертолеты и истребители, вертолеты и АВВАКСы, поэтому вертолет получается г..ом. если сравнить самый мощный Ка-52 с Су-34, тоже вертолет г. Если ми-26 с Ил-76, то и здесь как бы вертолет не рулит…от слова вообще
Коллега, РЛС Ка-31 может обнаруживать цель типа истребитель 4-го поколения (то есть с ЭПР 3-5 м2) на расстоянии в 100-150 км. «Невидимки» — еще меньше. Это очень мало, и не позволяет управлять воздушным боем.
А радар Ка-27ПЛ конечно, может видеть на 250 км, но что? Во-первых, разрешение 10 метров, во вторых — сильно сомневаюсь, что в режиме кругового обзора.
Как огромный радар Ка-31 имеет дальность обнаружения меньше чем бортовой Су-30? Ребята, нас гле то разводят. Точно). Кстати, я не видел ни одной жалобы на Ка-31 от индусов. А они щнаете ли любят пожаловаться, если хоть что то им не так…даже если где сами косякнули
Вообще-то он имеет больше. «Барс» Су-30 обеспечивает обнаружение цели типа МиГ-29 на дистанции до 60-140 км (догонный/встречный курс) в достаточно узком секторе (300 кв.град), в то время как Ка-31 — в обзорном. Эсминец Ка-31 увидит в 250 км, Су-30 — 80-120 км.
Если уж берете ник «инженер», то Вы могли бы и без моей подсказки сообразить, что, помимо площади антенны есть и другие факторы, определяющие дальность РЛС. Например — ее мощность:))
«Других радаров у меня для вас нету…с))) Коллега Андрей, еще вверх писал что из за возможности етого (неудачного? устарелого уже?) радара нельзя выводит тезис о бессмыслености вертолетов ДРЛО. Удивляясь при етом что бриты такие строят… от безнадеги)) У российского флота (и ВКС) видимо уйма лучших возможностей. На Ка31 могут думаю и лучший радар ставить… за «каких то» 10-15 лет((
Вы видимо про Кузнецова? А вот КУГ защитится (фрегатами)) можно. Да и 200+200- уже 400.
Что возможности самолета ДРЛО больше, никто не спорит. Только где он? Может китайские купят? Для ВКС. А с Кузнецова может взлетать при помощи пороховых бустеров) Если конечно на палубе разместится)
Кто удивляется? Давайте не будем транслировать на меня Ваши ожидания:) В статье я дал совершенно ясные ответы по причинам, по которым британцы используют вертолеты ДРЛОиУ.
У РФ есть два варианта — или тратить деньги на создание нормального бюджетного самолета ДРЛОиУ, а ля «Хокай» который был бы архиполезен каждому флоту при сухопутном базировании и который, при появлении новых АВ мог бы занять место на их палубе. Или тратить эти же деньги на проектирование нового вертолета ДРЛОиУ, который… будет лучше, чем ничего.
Причины, по которым Вы отстаиваете худшее решение — для меня неясны. Вместо того, чтобы признать очевидную потребность в самолетах ДРЛОиУ умеренных размеров для нашей морской авиации, Вы настаиваете на эрзаце.
Откуда это непонятное стремление удалять аденоиды через задний проход, да еще и автогеном?
Ошибаетесь, я не «отстаиваю» етого, наоборот, самолет ДРЛО меньшей размерности ДЛЯ ВВС очень необходим был еще в СССР. Что то делалось из Ан-74 но…. воз и ныне там. Даже монстра А-100 не могут… (а самолет там существует)
Имел ввиду модернизованный Ка-31 с новым радаром. В норм. державах ето не ТАКИЕ ЖЕ даньги. И сроки. Но в сегодняшней России- не знаю, поетому писал (с горечью) про 10лет…))
А траты на «нормальный» самолет за столько лет что то не наблюдаются.
Ето не у меня, ето у руководства самизнаетекакой… Не будет у России «нормальный», лучше договариваться с китайцами. Заодно можно и другие самолеты покупать (кит. Ан-26 и Ан-12)) а не ждать Ил-114… Все равно на нефтедоллары купить (что то стоящее) уже нечего. ?
Коллега, давайте все же уточним:)
Ка-31 — это идейный продолжатель Ка-25Ц. А Ка-25Ц — это разведчик-целеуказатель по надводным целям, а не ДРЛО. Разница очень большая.
Это и вопрос к РЛС — обнаружение НК и контроль воздушных целей — разные задачи. Это и вопрос дополнительного оборудования (как ни странно, но самолет ДРЛО часто использует РЛС в активном режиме только для доразведки целей, выявленных в пассивном режиме). Это и сильная станция РТР. Это и операторы, управляющие всем этим (в Ка-31 есть пилот и есть штурман — отдельных операторов РЛС, РТР и проч, как это делается в самолетах и британских вертолетах ДРЛО там нет).
То есть Ка-31 — это ну вот ни разу не аналог тех же британских вертолетов ДРЛО. И если Вы хотите вертолет именно ДРЛОиУ, то ни о какой модернизации Ка-31 и речи не идет — это должен быть новый вертолет, новая разработка.
А теперь поставьте себя на место разработчика. Что проще — разработать ту же РЛС для самолета ДРЛОиУ в габаритах Хокая, или вертолетную? Очевидно, что самолетную проще, там не столь велики ограничения по размерам/массе/энергопотреблению.
Вопрос, если на Миг-31 локатор обнаруживает истребитель на дальности в 300 км, почему не поставить его на Ка-31. Тем более, что он раз в 5 меньше???) И лет на 20 старше?) У меня просто вщрыв мощна в поисках логики цифр))
Ответ — не обнаруживает
Заслон, который на 20 лет старше, имел дальность обнаружения воздушной цели типа «бомбардировщик» (ЭПР = 19 м², с вероятностью 0,5) в переднюю полусферу: 200 км.
Да ладно, Б-52 на дальности в 200км? А наши его так хвалили. Про 300 км писали. И сейчас еще хвалят ..
Вообще-то ЭПР Б-52 может достигать 100 кв.м.:)