Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

20

Оглядываясь в историю, часто видим величайшие открытия и изобретения, не оцененные современниками и забытые на столетия. Причем порой невозможно понять, как же, где были глаза, как можно было не оценить турбину Герона, или электрические батареи Вавилона, или казнозарядную пищаль с клиновым затвором 15-го века.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Такая же история приключилась, или могла приключиться с тяжелыми бронеавтомобилями РККА в конце 30-х годов. Многочисленные проекты и опытные образцы так и не превратились тогда в массовую серию. Неоднократные попытки (см. посты) создать высокомобильный 8-колесный бронеавтомобиль не дали желаемого эффекта. Получались какие-то паллиативы, то мощности двигателей не хватает, то технология зашкаливала все мыслимые пределы. Но неправильно было бы считать, что такой огромный объем опытно-конструкторских работ пропал впустую. После своеобразной 8-ми колесной опытной машины с мотором от истребителя И-16, осталось стойкое убеждение, что конструкторы шли правильным путем. Поэтому работы были продолжены, результатом стала новая машина. Нащупав тему, мотор оставили прежним – М-25, дефорси­ро­ванным до 400-450 л/с, и переведенным с авиационного на автомобильный бензин. Мотор, через делительный редуктор с дифференциалом передавал крутящий момент на две коробки передач от автомобиля ЗИС-101.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Коробки передач выгодно отличались от всего, производившегося тогда в СССР, наличием синхронизаторов на 2-й и 3-й передаче, что позволяло переключать передачи без двойного жима педали сцепления, тем более что сцеплений в трансмиссии было два. Чтобы обеспечить требуемый крутящий момент, после КПП установили демультипликаторы от ЗИС-6. От них крутя­щий момент бортовыми карданными передачами передавался на конические передачи от заднего моста грузовика ЗИС-5.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Получилось несколько переусложнено, но зато компактно. Передние и задние колеса сделали ведущими и управляемыми, по уже отработанной схеме с бортовыми коническими передачами. В итоге в трансмиссии было 16-ть конических пар. Зато получили постоянный полный привод на 8-мь колес.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Колеса решили использовать от ярославского грузовика ЯГ-6, но с импортной внедорожной резиной. Колеса подвесили на поперечных рычагах, изготовленных на основе заднего редуктора от ЗИС-5. Решено было применить независимую индивидуальную подвеску колес. Рассматривалось два варианта: на поперечных рессорах и цилиндрических пружинах.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Было изготовлено шасси-носитель для отработки трансмиссии и подвески. Шасси делали с прицелом использования в качестве многоцелевого скоростного тягача (надежда оправдалась, шасси легко таскало любые артсистемы, вплоть до Б-4 – последнюю, правда только по шоссе). Поэтому для шасси использовали рессорную подвеску. На каждый мост устанавливали по две поперечные рессоры. Подвеска получилась длинноходной и энергоемкой. Шасси подверглось жестоким всесторонним испытаниям на различных дорогах и грунтах и доказало свою надежность и высочайшую проходимость. Мощный мотор легко разгонял машину до сотни, вес буксируемого прицепа достигал 20 тонн, а 8-ми колесное полноприводное шасси по проходимости приближалось к танкам БТ-2/5/7. Дополнительно машину оборудовали механической лебедкой самовытаски­вания, приводимой от делительного редуктора.

Верх совершенства. Запоздавший и увы, несвоевременный

Создание тяжелого бронеавтомобиля на таком перспективном шасси стало неизбежностью. В процессе проектирования пришли к выводу, что имеет смысл делать амфибию. Корпус бронеавтомобиля сложной формы сварили из 10-мм бронелистов, лобовые детали корпуса и башни имели толщину 20 мм. Для придания требуемой плавучести, сравнительно узкий бронекорпус обшили понтонами из 5-мм бронелиста. Получилось как в подводной лодке – прочный и легкий корпус. В легком корпусе размещались дополнительные топливные баки, а в передней части – запасное колесо. Для движения по воде в корме установили два откидных винта. Винты подключались через кулачковые муфты к приводам задних колес. Для увеличения внутреннего объёма и повышения динамического хода подвески, рессоры заменили цилинд­ри­че­скими пружинами с телескопическими амортизаторами. Это решение заметно улучшило управляе­мость на скоростях больше 60 км/ч на шоссе и повысило мягкость хода на «пересечёнке».

По традиции, на БА устанавливали башни, конструктивно схожие с башнями легких танков. Не стали оригинальничать и установили башню по типу танка Т-50. Правда, посчитали, что 45-мм пушка разведывательному БА не слишком подходит. Слишком мощное вооружение провоцирует вступать в бой, а для разведчика это зачастую неприемлемо. Рассматривали альтернативное вооружение – спарку пушек ТНШ-20. Но оружейники затянули с доводкой турели, перезарядка пушек получилась неудобной, и в итоге в башню установили новейший 25-мм зенитный автомат К-72. Правда, пришлось его перевернуть вверх ногами и разработать новую подпружиненную систему питания обоймами. Зато результат превысил все ожидания: сравнительно мощная автоматическая пушка по эффективности огня превышала «сорокопятку»: очередь из 5-7-ми 25-мм снарядов обеспечивала поражение цели надежнее одиночного 45-мм снаряда. Да и бронепробиваемость была не самая плохая. Размещение экипажа в башне изменили, командира разместили справа, со своим прицелом. Заряжающий, он же радист, занял место в корме башни.

Высокая скорость БА (до 100 км/ч) не позволяла использовать цельнорезиновые колеса, до подкачки ещё не додумались, поэтому решили прикрыть покрышки бронещитами. К колесу привинчивали обрезиненный диск из 7-мм бронестали. Диск крепился болтами через резиновые втулки, что давало амортизацию и, в крайнем случае, позволяло ехать по твердому покрытию на диске со скоростью до 30 км/ч.

Получился БА опережавший свое время, полноприводный, с независимой подвеской, мощным мотором и вооружением. Высокая скорость движения, в том числе и по пересеченной местности, высокая проходимость, амфибийность, мощное вооружение делали машину желанной в войсках. Но беспрецедентная для СССР сложность трансмиссии и подвески делали БА кошмаром для производственников и ремонтников. Поэтому, с начала производства в 1940-м году, до 1944-го было изготовлено 6-ть машин, включая опытные экземпляры. Надежды на скоростные колесные тягачи не оправдались, кроме одного экспериментального шасси ничего сделать не удалось.

Все изготовленные БА использовались при штабах в ставках фронтов, их высокая скорость, проходимость и неплохое бронирование были по достоинству оценены советскими маршалами. Только они могли проехать/проплыть по любой местности, не отставать от штабных джипов на шоссе, вытаскивая их из грязи на проселке, с ходу переправиться через реку, при необходимости прикрыть отход огнем.

Но в целом машины не оставили заметного следа, разве что их отдельные конструктивные решения легли в основу послевоенных ЗИС/ЗИЛ-овских вездеходов.

Подписаться
Уведомить о
guest

46 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account