В тени великих держав. Авиационные пушки Мадсен
Авиационные пушки Мадсен 20 и 23 мм
В конце 1926 года датский оружейный синдикат Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S (DRRS) известил военных атташе разных стран о появлении опытного образца 20-мм автоматической пушки, которую представители Синдиката позиционировали как «идеальное авиационное вооружение». Орудие, само собой, носившее бренд Мадсена, конструктивно повторяло механику широко известного ручного пулемета, выпускаемого на фирме уже более 20 лет, то есть, автоматика с коротким откатом ствола и та же замысловатая схема запирания патрона. Единственной особенностью было применение мощного гидравлического буфера в задней части, заменившего механический пружинный, для гашения отдачи специально разработанного патрона 20х120 мм. Столь мощный боеприпас был специально разработан с прицелом на унификацию оружия для разных целей, в том числе, для борьбы с бронетехникой. На первых порах пушка анонсировалась как авиационная, но оговаривалась, что ее применение оптимально для крыльевой установки или на подвижных турелях. Расположение в двигателях между цилиндрами не рекомендовалось именно ввиду мощности боеприпаса. Считалось что снаряд с высокой начальной скоростью может привести к чрезмерным вибрациям системы, что в свою очередь, может повлечь повреждения двигателя самолета.
20-мм авиапушка Мадсен 1926 года
20-мм авиапушка Мадсен деталировка
Вообще говоря, фирма Мадсен на момент второй половины 20-х годов имела все шансы выбиться в лидеры в части производства оружия. Нейтральная Дания практически не пострадала в годы 1-й Мировой войны, была свободна от каких-либо договоров и санкций, что дало ей возможность пользоваться свободным доступом к любым материалам и технологиям по всему миру. Например, в Швеции, известной производством самых качественных сталей, закупались заготовки для стволов пушек, подчас и готовые стволы заказывались в Швеции.
Показ пушки, состоявшейся в конце 1926 года не произвел впечатления на иностранных военных специалистов. Темп стрельбы не превышал 180 выстр/мин., а масса более 50 кг была значительной. При этом, пушка была еще достаточно сырая и страдала отказами. Прошло еще как минимум два года на доводку и доработку конструкции пушки, прежде чем ее снова показали. Но снова у иностранных специалистов она особого интереса не вызвала.
Дальнейшие маркетинговые шаги фирмы шли уже на продвижении пушки в качестве противотанкового и зенитного автомата. Развитие орудия, таким образом пошло параллельными направлениями. Базовая конструкция авиапушки была существенно доработана в части повышения скорострельности, которая была доведена до 300-400 выстр/мин. за счет введения в конструкцию дульного ускорителя, уже отработанного на авиационных пулеметах Мадсен меньшего калибра. Впрочем, основные усилия в продвижении пушки шли по пути ее «наземного» применения. И надо сказать, что это дало результаты. 20-мм автомат Мадсен был запущен в серию в начале 30-х годов как М1933. Компанией был выпущен рекламный буклет за авторством полковника датской армии Халвора Йессена «Стандарты автоматического оружия в современной войне», в котором предлагались несколько видов исполнения орудия Мадсен с базовой скорострельностью в 180 выстр/мин.
1. легкая установка — по сути являлась изначальной авиационной пушкой для использования в борьбе с бронетехникой на передней линии. Могло переноситься двумя бойцами и монтироваться на мотоциклах с коляской.
2. Универсальное исполнении М.1933 и более позднее исполнение М1938 для использования прежде всего как зенитное орудие.
3. Стационарное исполнение для флота с возможностью наводки в трех плоскостях.
4. Мобильное зенитное исполнение на съемном двухколесном станке и тремя раздвижными опорами и увеличенным до 250-300 выстр/мин. темпом стрельбы.
20-мм зенитный автомат Мадсен в универсальном исполнении М193820-мм автомат Мадсен в исполнении противотанкового М1933
Был разработан целый спектр боеприпасов разного назначения. Так для противотанкового исполнения использовался бронебойный инертный снаряд массой 154 грамма, не содержащий взрывчатки. Он покидал ствол с начальной скоростью 780 м/с. Для зенитных и авиационных пушек использовался фугасный снаряд массой 113 г, содержащий 9.5 г. тетрила и фугасно-трассирующий массой 126 г. с 6.5 г тетрила. Начальная скорость таких снарядов достигала 840 — 880 м/с. Питание осуществлялось из коробчатых магазинов на 10 патронов, барабанных на 60 патронов или ленты на 100 патронов.
20-мм автомат Мадсен М1933 в мобильном исполнении.
В первой половине 30-х годов продажи пушек Мадсен были достаточно ограниченны. Многие страны покупали по несколько образцов пушек М1933 лишь для ознакомления. Революция в авиации во второй половине 30-х привело к всплеску интереса к авиационным версиям пушек. Многие страны начали интересоваться автоматическими пушками с возможностями установки на самолеты. К этому времени 20-мм версия пушка была полностью переориентирована на зенитное исполнение. Зенитные и мобильные противотанковые пушки Мадсен в разных исполнениях активно закупались разными странами и нашли свое применение в боях 2-й Мировой войны по обе стороны фронта, хотя, надо признать, что массовыми они не стали ни где. Все воюющие стороны применяли их лишь от нехватки других, более совершенных систем. Попытки Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S, продвинуть авиационную 20-мм пушку были свернуты. Предвидя, что калибр в 20 мм в скором времени станет уже недостаточным для борьбы с современной авиатехникой, Синдикат разработал более мощный 23-мм вариант своей пушки.
Строго говоря, 23-мм авиапушка Мадсен внешне практически не отличалась от 20-мм аналога. Более того, конструкторам удалось даже немного снизить массу орудия до 53 кг против 55 у 20-мм. Чтобы избежать существенной переделки сложного подающего механизма при разработке патрона его общая длина была сохранена одинаковой с 20-мм 20х120, но для этого гильзу пришлось уменьшить. Патрон 23х106 выпускался фугасный массой 160 г., содержащий 17.5 г тетрила и фугасно-трассирующий массой 175 г. с 14 г. тетрила. Начальная скорость их составляла 725-730 м/с. Темп стрельбы орудия достигал 400 выстр/мин. Кроме того существовали еще инертный учебный и бронебойный патроны. Надо сказать, что характеристики для такой мощной системы были весьма впечатляющими. Демонстрация новой системы впервые была произведена на Парижской авиационной выставке в 1936 году, когда публике был представлен новейший голландский двухмоторный истребитель Фоккер G.1, вооруженный парой 23-мм пушек Мадсен, установленных в крыльях самолета. Питание осуществлялось из металлической ленты с распадающимися звеньями по 100 патронов.
23-мм авиапушка Мадсен
Демонстрация произвела фурор, фирму завалили контрактами на поставку пушек в разные страны. Правда, как правило, закупались лишь демонстрационные образцы по нескольку штук для ознакомления. Интерес к орудию проявляли не только малые страны — традиционные покупатели оружия Мадсен, но и вполне серьезные игроки на рынке вооружений.
18 мая 1937 года большой контракт на сумму 28 611 $ был заключен с американским представителем на поставку четырех пушек и 5000 патронов к ним. В октябре этого же года заказ был выполнен.
Испытания пушки Мадсен на Абердинском полигоне, правда, выявили неудовлетворительную надежность. Отмечались, в частности, частые отказы в приемнике и недостаточный темп стрельбы. В результате, американцы отказались от дальнейших поставок, начав собственные разработки орудий, впрочем, так и не увенчавшиеся успехом.
Пушка Мадсен в США некоторое время испытывалась на армейском полигоне в Райт-Филд и военно-морском в Дальгрене, штат Вирджиния. Ее «примеряли» в качестве вооружения на прототипы нескольких самолетов, в том числе на ХР-38 «Лайтнинг», F4F «Уайлдкет» и XF5F-1 «Скайрокет», но судя по отчетам, так и не установили.
Чилийское правительство заказало 20 пушек Мадсен для вооружения закупленных в Италии штурмовиков Бреда Ва-65.
Министерство авиации Франции приобрело несколько 23-мм пушек Мадсен в начале 1938 года. Причем, в отличие от американцев, французы отмечали исключительную надежность датского оружия.
Тайский истребитель Кертисс "Hawk" 75N с подкрыльевыми подвесками пары 23-мм Мадсенов
Одним словом, стать серьезным конкурентом мировым оружейным брендам авиапушкам Мадсен не довелось. 23-мм пушка страдала одним серьезным недостатком, доставшимся ей в наследство от конструктивно идентичных пулеметов. Обладая довольно сложной схемой прохождения патрона от подачи из ленты или магазина до попадания его в камору патронника, существенно поднять темп стрельбы было не реально. Установка дульного ускорителя стрельбы в сочетании с дульным тормозом технически поднимал скорострельность, но одновременно это приводило к задержкам подачи и снижало надежность, резко увеличивая количество отказов. К началу 2-й Мировой войны продажи авиапушек Мадсен практически прекратились.
Единственно, что появление в 30-е годы этой системы на оружейном рынке косвенно повлияло на разработки в разных странах оружия такого же «промежуточного» калибра. С оглядкой на опыт Мадсена 23-мм калибр «примеряли» на свои системы практически все страны-производители оружия. Французы под 23-мм калибр разрабатывали версию своей Испаны в вариантах HS-406 и HS-407, американцы, отойдя от своего «дюймового» стандарта долгое время пытались довести серию своих 0.9-дюймовых опытных авиапушек Т1-Т4 калибра 23 мм. Но только в СССР 23-мм пушка ВЯ выпускалась массово, став штатным вооружением знаменитых штурмовиков Ил-2. Таким образом, можно сказать, что успехом нашей штурмовой авиации в годы войны СССР, хотя и очень косвенно обязан датчанам.
Патроны авиапушек Мадсен 20х120 и 23х106
Калибр, мм Масса, кг Емкость магазина Масса снаряда, г. | 20 55 лента на 100 патронов или барабанный магазин на 60 патронов | 23 53 Лента на 100 патронов 160 — 175 23х106 |