1

20-мм авиапушка Люббе

В годы зарождения авиации в начале 20-го века, когда полеты были уделом авантюристов-одиночек, многие из этих, безусловно героических людей стали известными на весь мир, фамилии их на слуху и поныне. Другие, не менее героические и знаменитые тогда, сейчас незаслуженно забыты. Одним из таких людей был немецкий пилот, конструктор и изобретатель Генрих Люббе (Heinrich Lübbe).

 

Получив техническое образование, служил во флоте, однако был вынужден прервать военную карьеру после несчастного случая. В 1911 году одним из первых в Германии получил пилотское свидетельство (№ 134) и приобрёл аэроплан Etrich Taube, чтобы всерьёз заняться авиацией, и уже в конце 1912 года ему удалось побить тогдашний мировой рекорд скорости на 250-километровом участке между Монтевидео и Буэнос-Айресом.

Во время 1-й Мировой войны Люббе близко сошелся со знаменитым голландским авиа­конструктором Энтони Фоккером и поступил на работу в его фирму в Германии в качестве специалиста по вооружению. Оба инженера высоко оценивали технические таланты друг друга, блестяще дополняли друг друга, составив отличный тандем разработчиков, и стали близкими друзьями на долгие годы. Именно Генриху Люббе принадлежит конструкция первого в мире пулеметного синхронизатора, обычно приписываемая Фоккеру. Изучив сбитый Моран известного французского летчика-аса Ролана Гарро, лопасти винта которого были оснащены стальными призматическими накладками — отсекателями пуль, Люббе пришел к очевидному ныне решению связать коленвал двигателя с шепталом пулемета через кулачковый механизм. Таким образом, при прохождении лопасти винта перед дульным срезом пулемета затвор последнего становился на шептало, прекращая стрельбу. Это гениальное изобретение было испытано в воздухе весной 1915 года на самолете Фоккер А.III и в апреле 1915 года уже штатно устанавливалось на немецких истребителях-монопланах Фоккер «Эйндеккер», что позволило немецкой авиации уже в 1915 году временно перехватить инициативу в воздухе, открыв, по сути, новую эру в воздушной войне.

После завершения войны пути Фоккера и Люббе разошлись. Фоккер эмигрировал в Нидерланды, продолжив авиационные разработки. Люббе предпочел остаться в Германии. В 1921 году он выкупил разорившуюся фирму Фридрихсхафен. В 1925 году компания Люббе присоединилась к фирме «ARADO HANDELSGESELLSCHAFT» ("торговая фирма Арадо"), которая была основана промышленником Хуго Стиннесом Юниором для прикрытия незаконной торговли военной техникой, что было запрещено Германии условиями Версальского мира. С приходом нацистов к власти Стиннес эмигрировал, и Люббе стал единоличным владельцем фирмы, полностью переориентировав компанию на разработку авиатехники.

С чертежной доски компании в конце 20-х — начале 30-х годов сошло большое количество самолетов, ставших символами возрождения Люфтваффе.

Помимо ряда легких спортивных самолетов, под руководством доктора Люббе в этот период вышли вполне боевые самолеты-истребители, апогеем которых стал крупносерийный Арадо Ar.68, составлявший основу истребительной авиации Люфтваффе в предвоенные годы.

Помимо деятельности, связанной с разработками авиатехники, в активе Генриха Люббе была значительно менее известная разработка авиационного вооружения.

В 1929 году по личной инициативе Люббе разработал рабочий образец 20-мм авиапушки, который талантливый конструктор считал последним словом авиационного вооружения, также пригодного и в качестве универсального автомата для противовоздушной и противотанковой борьбы.

 

На тот момент Германии было строжайше запрещено заниматься подобными разработками, поэтому проект пушки Люббе был покрыт тайной. Тип используемого патрона для системы Люббе неизвестен, равно как и основные данные разработки. Однако благодаря американскому автору истории стрелкового оружия Джорджу Чинну, описавшему это оружие, кое-что все же известно.

Автоматическая пушка Люббе имела газоотводную автоматику и питание из открытого барабанного магазина емкостью 30 или 60 патронов. При этом для своего времени оружие было достаточно легким. Даже прототип без учета боеприпасов весил всего 48.5 кг, а более поздние образцы были облегчены до 38.1 кг, что свидетельствовало о весьма тщательной проработке конструкции системы. Оружие было выполнено с минимальным количеством операций механической обработки, высокой технологической культурой, высокой степенью унификации, рассчитанной на массовое производство. При этом состояло всего лишь из 50 деталей. Быстросменный ствол допускал замену всего за 3 секунды.

 

В целом автомат Люббе состоял из приемника, ствола, зарядной ручки, магазина, затвора, газового поршня с газоотводной трубкой и возвратного механизма. Вертикально-скользящий затвор прочно запирал канал ствола. Открытие затвора производилось вручную при помощи рычажного механизма. Газовый поршень передает движение как затвору, так и ударно-спусковому механизму, обеспечивая автоматическую стрельбу с технической скорострельностью 360 выстрелов в минуту.

Тяжелый пружинный буфер, расположенный в задней части ствольной коробки, поглощает излишки энергии и служит одновременно возвратным механизмом.

Открытый барабанный магазин емкостью 30 или 60 патронов крепился снизу ствольной коробки. В стволе имелось два газоотводных отверстия, отводящих часть пороховых газов в цилиндрический корпус газоотводной трубки, в которой располагался газовый поршень и длинный толкатель, который, собственно, и осуществлял передачу движения затвору. Возврат газового поршня после выстрела осуществлялся короткой пружиной, расположенной открыто вокруг ствола орудия.

Кинематика работы пушки не отличалась от классических систем автоматов с газоотводной автоматикой. Главной изюминкой системы Люббе был вертикальный клиновой затвор, больше свойственный крупнокалиберным артиллерийским системам, нежели автоматическому оружию. Также представляла интерес общая компоновка оружия, не схожая с другими образцами автоматического оружия, разработанными в мире на тот момент, что свидетельствовало о творческом подходе конструктора.

В 1931 году пушкой Люббе заинтересовался ведущий оружейный концерн Германии Рейнметалл-Борзиг, ведущие эксперты которого дали положительные заключения по конструкции Люббе. Однако военное ведомство Германии, проведя официальные испытания трех прототипов пушки Люббе, признало работу системы неудовлетворительной, предложив конструктору провести доработки.

В процессе доработок конструктору удалось несколько снизить массу системы и поднять темп стрельбы до 450-500 выстрелов в минуту — фантастический результат для начала 30-х годов! Однако в своем отечестве разработка не нашла заинтересованности. Люббе пытался заинтересовать своей разработкой импортных покупателей. В 1934-35 гг. пушка Люббе участвовала в конкурсе в Италии, но и тут не вызвала интереса.

В середине 30-х тучи сгустились и над судьбой самого изобретателя. За активное неприятие Люббе нацистской идеологии и отказ настоятельным рекомендациям о вступлении в национал-социалистическую партию последовало «наказание». Весной 1936 года в его офис в компании бесцеремонно вошли представители Министерства Авиации и потребовали немедленной продажи акций компании. Разумеется, за символическую сумму. В тот же день директор компании был уволен со своего уже бывшего предприятия. А через четыре года едва сводивший концы с концами доктор Генрих Люббе скончался от пневмонии.

Компания Арадо, ставшая после смены руководства называться Арадо Флюгцойгверке (Arado Flugzeugwerke GmbH), стала в годы 2-й Мировой войны одним из столпов германской авиа­промышленности. Но о разработке авиапушки Люббе просто забыли.

Калибр, мм

20

Тип автоматики

газоотвод

Масса пушки, кг

48.5 (38.1 у поздних прототипов)

Длина орудия, мм

?

Длина ствола, мм

?

Темп стрельбы, выст/мин

360 (450-500 у поздних прототипов)

Начальная скорость снаряда, м/сек

838

Тип патрона

?

Ёмкость магазина

30 или 60

Масса снаряда, г

?

 

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account