В 1941 году Германия формирует Пятую танковую группу.
Статья из восстановленного.
Эта статья мне попалась на сайте очень далеком от альтернативной истории, на уважаемом танковом сайте Чобитка — http://armor.kiev.ua/Battle/WWII/5tg/. Наколку дал коллега doktorkurgan.
Для вторжения в Советский Союз были сформированы четыре танковые группы: 1-я ТГр фон Клейста, 2-я ТГр Гудериана, 3-я ТГр Гота, 4-я ТГр Гепнера. «Бронированный кулак Вермахта» шел по территории противника, в ожесточенных боях с Красной армией теряя людей и технику. Для удара Coup de main не хватило ни последнего солдата, ни последнего танка…
Осенью 1941 г. танковые группы были признаны «первыми среди равных» и переименованы в танковые армии, что избавило их от моральной подчиненности пехотинцам. 5-ая Танковая армия фон Арнима была создана в Африке, где в мае 1943 г. и капитулировала перед англо-американскими союзниками.
Т.о. Пятая танковая группа никогда не существовала, но рассмотреть возможность формирования к 22 июня 1941 г. 5-ой ТГр можно и должно, оценив объем трофейного вооружения и спецтехники, доставшийся Вермахту в Европе.
Предлагаю, как мне кажется, просто ураганную альтернативу – Германия всё-таки формирует пятую танковую группу и использует её.
Теперь коллеги предлагаю сыграть за немцев и предложить вариант развития событий, который бы дал возможность одержать им победу в войне.
Сразу же становиться главный вопрос – в каком месте Восточного Фронта её лучше применить. Может в направлении главного удара. И она поможет немцам начать битву за Москву уже в конце августа – начале сентября. Может в северной части, и благодаря ей, будет взят Ленинград. Может на юге, и с её помощью прорваться к Сталинграду уже к концу лета и в 1941 году перерезать поставки нефти в СССР. А может, самый шальной вариант, в 1941 году использовать её в Африке, и с её помощью Германии решить все свои проблемы с топливом на всю долгую войну, захватив Ирак, а то и Иран с Баку (тут вообще можно убить сразу двух зайцев, и себя нефтью обеспечить и СССР её лишить).
Ну а далее информации, собственно о составе Пятой танковой группы вермахта.
Формирование
Исходя из усредненной численности 4-х существовавших ТГр, гипотетическая 5-ая ТГр могла иметь следующий состав:
1. Штаб
2. 3-и моторизованных корпуса из 5-и танковых и 3-х моторизованных дивизий;
3. Дивизион РГК самоходных истребителей танков;
4. Дивизион РГК огнеметных танков;
5. 6-ть саперных (pionier) батальонов;
6. Командование (штаб) саперных батальонов;
7. 3-и моторизованных пушечных дивизиона РГК;
8. 2-и моторизованных гаубичных дивизиона РГК;
9. 7-мь смешанных дивизионов зенитных орудий РГК (Вермахт);
10. 3-и дивизиона тяжелых зенитных орудий (Люфтваффе);
11. Командование (штаб) зенитной артиллерии (Люфтваффе).
12. Тыловые службы
В общей сложности 5-ая ТГр должна была включать:
- около 130.000 человек личного состава;
- 875 линейных танков (по 175 в танковой дивизии), из них 100 "тяжелых" типа Т-4;
- 33 огнеметных танка;
- 31 самоходный истребитель танков;
- 673 бронемашины, из них 500 пехотных бронетранспортеров;
- 564 миномета
- 1.704 орудия, из них:
- 465 противотанковых;
- 160 легких и 38 тяжелых пехотных орудий (малая пушка-гаубица непосредственной поддержки пехоты, 75-150 мм);
- 228 дивизионных гаубиц (от 105-мм);
- 96 тяжелых дивизионных гаубиц (от 150-мм);
- 27 пушек РГК (от 100-мм);
- 18 гаубиц РГК (от 200-мм);
- 568 легких зенитных орудий (от 20-мм);
- 104 тяжелых зенитных орудия (от 75-мм);
- Транспортных средств:
- 10.345 мотоциклов;
- 6.087 легковых автомашин;
- 13.526 грузовых автомашин;
- 1.815 артиллерийских тягачей;
Из трофейной европейской техники следует выбрать аналоги, равные по боевым качествам немецким образцам или даже превосходящие (как например гусеничный тягач Lorrein 37L) их.
Танки
В каждую танковую дивизию входило 20-ть тяжелых (по немецкой классификации) Т-4 с короткоствольным 75-мм орудием, предназначенным для поддержки пехоты. Заменой им мог послужить Char B-1bis. С противоснарядным бронированием, вооруженный 47-мм (противотанковым) и 75-мм (противопехотным) орудиями, танк не развивал скорость выше 25 км\ч, но, как указал В.Чобиток, маршевая скорость танковой дивизии определялась не максимальной скоростью танков, а скоростью возки артиллерии и не превышала 15-20 км\ч.
Танком, соответствующим среднему Т-3, являлся Somua S-35. Противоснарядное бронирование, 47-мм орудие, максимальная скорость 35 км\ч. Немцам досталось 400 танков этого типа, следовательно, в каждую из 5-и тд можно определить по 70 Сомуа.
В качестве легких танков мог использоваться Гочкисс H-39 или Рено R-35. Гочкисс по французской классификации был кавалерийским танком со скоростью до 40 км\ч, а Рено — тихоходным танком сопровождения пехоты. 56-й моторизованный корпус фон Манштейна, взявший от границы самый высокий темп, сопровождали 47-мм САУ на базе R-35 и, видимо, не отставали. Для укомплектования 5-ти тд требовалось 425 легких танков, по 85 на дивизию (при захваченном количестве 843 R-35 и 600 Н-39). К 1940 г. на 25% французских легких танков (около 350 шт) была установлена длинноствольная 37-мм пушка SA38 L\33. Некоторое количество SA38 лежало на складах, заводы не были разрушены (Гочкисс и Сомюр возобновили работу в августе 1940 г.), следовательно перевооружить ими немцы могли большинство легких Гочкисов и Рено.
Т.о. на танковую дивизию приходилось 20 Char B-1bis, 70 Somua S-35 и 85 Renault R-35(39) или Hotchkiss H-35(39). Отмечу также, что экипаж танков увеличивался еще на одного человека — заряжающего. Разделений функций экипажа если и не достигало уровня Т-3 и Т-4, то примерно соответствовало русским танкам. В обязательном порядке танки оснащались радиостанциями.
танк B1. Франция» src=»https://alternathistory.ru/files/120310_5TGr_02.jpg» />
Огнеметные танки
При выборе техники для огнеметного дивизиона даже не нужно углубляться в альтернативную историю. 102-й огнеметный батальон, оснащенный линейными и огнеметными танками В-1bis вошел в состав 4-о армк 17-й ПА ГА Юг, действуя летом 1941 г. при прорывах УРов. Дивизион (abteilung — батальон или дивизион?) мог состоять из 2-х рот Char B-1bis (по 16-ть машин в роте + линейная машина командира), в общей сложности 24-е огнеметных и 9-ть линейных машин.
Самоходные истребители танков
Аналогичная ситуация и с истребителем танков. К 22 июня 1941 г. фирмой Алкетт было выпущено 126-ть 4,7cm PaK(t) auf Pz.Kpfw 35R(f). Из них 33-и САУ остались в резерве на территории Рейха и могли быть включены в дивизион — 27-мь линейных и 4-е командирских машины.
Бронемашины и бронетранспортеры
В танковых и моторизованных дивизиях бронемашины использовались в целях разведки, были вооружены пулеметом или 20-мм орудием и защищены противопульной броней. Трофейные колесные БМ Панар 178 уже были распределены по дивизиям, поэтому следует обратить внимание на AMR 33\35, числившиеся разведывательными бронеавтомобилями, но представлявшие быстроходные (до 60 км\ч) гусеничные танкетки с противопульной броней, вооруженные легким (AMR 33) или тяжелым (AMR 35) пулеметом. Большая часть AMR была радиофицирована. Немцы захватили около 200 бронемашин, следовательно могли укомплектовать ими разведбаты 5-ой ТГр.
При выборе БТР, аналогичных знаменитым немецким Ганомагам, открывается весьма широкая панорама трофейной техники. Прежде всего взгляд падает на бронированный гусеничный тягач и транспортер Lorraine 37L\38L. Думаю, не будет большим преувеличением назвать эту машину лучшим пехотным БТР, созданным в предвоенные и военные годы. Не уступая полугусеничным Ганомагам и американскому М3 по бронированию (противопульному), Лоррейн превосходил их в проходимости за счет гусеничного движителя. Достаточно высокая удельная мощность (13 л.с. на тонну веса) позволила в дальнейшем превратить БТР в носителя разнообразного оружия, вплоть до тяжелой 150-мм гаубицы.
Лоррейн мог перевозить на себе: 37L — 6-ть человек или 500 кг, 38L — 6-ть человек или 1000 кг груза. 4-е человека или еще полтонны груза можно было перевозить в специальном гусеничном прицепе. Общий выпуск БТР до капитуляции составил 508 шт. Обычно декларируемая цифра в 300 захваченных Лоррейнов обозначает по немецким документам их количество на 1942 г. Т.о. не менее 300 БТР Лоррейн могло перевозить мотопехоту в 5-ой ТГр.
В принципе, этим можно было бы и ограничиться, т.к. Ганомагов не хватало и обычно передвигался на БТР только один батальон, а остальные — на грузовиках. Однако, полугусеничные тягачи Unic P.107 и Somua MCG вполне подходили после установки броневого корпуса на роль пехотных БТР. Что и было продемонстрировано немцами в 43-44 гг, когда, откровенно говоря, было уже поздно. Отмечу также, что Р.107 и MCG выглядели как братья-близнецы, MCG был несколько больше P.107 по размерам. Различить их на фотографиях затруднительно. Характерные отличия: 1. Р.107 имел на передних колесах по 6-ть шпилек, MCG — по 8-мь; 2. Ведущее колесо и ленивец Р.107 — спицевые, а MCG — дисковые.
До момента капитуляции Франции было выпущено 3.276 Unic P.107 и 2.543 Somua MCG. В руки немцев попало около 4.500 исправных полугусеничников, это количество вполне позволяло оборудовать на их базе еще 200 БТР.
Прошу обратить внимание на последнюю фотографию. Бронетранспортер на базе французского тягача Laffly 15T. Средний мост скрыт фальшбортом, контур колеса виден на заднем плане. Образ фрицев, разъезжающих в фильмах на советских трехосных БТРах, видимо, имеет под собой реальное основание.
Личное оружие
25 июня 1940 г. французская армия сложила оружие. В руки победителей перешло огромное количество стрелкового вооружения, гранат, противопехотных и противотанковых мин. Ниже приведен список образцов, наиболее подходящих для оснащения 5-ой ТГр.
Помимо указанных образцов немцы захватили в общей сложности еще около 3 млн. единиц стрелкового оружия, в том числе винтовки Gewehr 241, 301, 302, 304(f), карабины Karabiner.553(f), автоматические Selbstlade-Gewehr.310(f) и снайперские Gewehr.303(f) винтовки, винтовочные гранатометы, тяжелые зенитные пулеметы sMG 256, 257(f). Начиная с 1942 г. трофейное вооружение поступало в стационарные дивизии Атлантического вала и частично в дивизии, проходившие переформирование в Европе.
Минометы
Основными минометами французской армии были 60-мм и 81-мм. В общей сложности во Франции было захвачено 6.000 60-мм миноментов и 8.000 81-мм. Этого с лихвой хватало для укомплектования 5-ой ТГр. А. Широкорад отмечает, что баллистика (проще говоря, дальность и точность) 81-мм 8cm s.Gr.W.278(f) были выше, чем у немецкого аналога.
Противотанковые орудия
Во Франции было захвачено большое количество (несколько сотен) 25-мм обр. 34 и 37 гг. и 47-мм ПТО обр. 1937 г. Если 25-мм орудие соответствовало 37-мм ПТО Pak-35/36, то 47-мм лишь немного уступало по бронебойности 50-мм ПТО Pak-38 (40 мм и 60 мм на 400 м соответственно) и могло использоваться против всех советских танков. Немцами было захвачено 823 47-мм ПТО. Лафет орудия был подрессорен, скорость возки достигала 40 км\ч.
Пехотные орудия
Немецкие 75-мм le.I.G.18 и 150-мм s.I.G.33 непосредственной поддержки пехоты можно назвать уникальными в своем классе. Оба орудия сочетали в себе свойства пушки (настильный огонь), гаубицы (навесной огонь) и миномета (навесной огонь надкалиберной миной). Они были снабжены широкой номенклатурой снарядов (фугасным, бронебойным, куммулятивным, надкалиберной миной) и переменными зарядами.
Тем не менее, аналоги им подобрать можно — английскую 94-мм горную гаубицу Виккерса и голландскую 120-мм гаубицу Бофорс.
Первая представляла собой легкую пушку-гаубицу обр. 1918 г, стандартное вооружение английских пехотных полков. Для перемещения по труднопроходимой местности — горы, джунгли — она могла разбираться на несколько частей и транспортироваться во вьюках на лошадях или мулах. Экспедиционным корпусом было брошено на континенте около 200 94-мм гаубиц.
Вторая — 120-мм Бофорс — весила несколько меньше 150-мм немецкого пехотного орудия и обладала более легким фугасным снарядом (17 кг против 38). Но даже 105-мм снаряд дивизионной гаубицы (14 кг) выворачивал наизнанку ДЗОТы, следовательно Бофорс могла не без успеха использоваться для подержки пехотных подразделений. В Голландии было захвачено 40-к гаубиц.
Дивизионные гаубицы
Французская 105-мм гаубица обр. 1935 г. (Canon de 105 court Mle 1935 B) по своим характеристикам являлась достойным оппонентом немецкой легкой гаубице. Единственным существенным отличием были деревянные колеса и неподрессоренный ход. Поскольку Canon de 105 весила на 200 кг меньше своего немецкого аналога, думаю, введение в лафет поддрессоривания для 228-и (из сотен захваченных) гаубиц неразрешимой проблемой не являлось.
Тяжелые дивизионные гаубицы
155-мм гаубица Шнейдера воевала еще в Первую Мировую войну (Canon de 155 long Mle 1917), в 1930 прошла модернизацию — установлена на металлические колеса с литыми резиновыми шинами, лафет подрессорен. По сравнению с немецкой 150-мм s.F.H.18, гаубица Шнейдера имела одинаковый по массе снаряд и максимальную дальность всего лишь на 2-а км меньшую. Существенным недостатком был однобрусный лафет, в результате чего угол горизонтальной наводки составлял 6-ть гр. в отличии от немецкой гаубицы (56-ть гр). Немцам досталось около 2.000 Mle 1917, и они нашли широкое применение в 43-44 гг. на Восточном и Западном фронтах. Боеприпасы к ним выпускались французскими и немецкими заводами в течение всей войны. Для укомплектования 5-ой ТГр требовалось всего-ничего 96 155-мм гаубиц Шнейдера.
Гаубицы РГК
Тяжелые гаубицы РГК имели меньшую дальнобойность, чем пушки, но за счет большего калибра и навесной траектории могли гарантированно поражать цели, скрытые за складками местности, например штабы, бетонированные укрепления, мосты, батареи противника.
Танковой группе обычно придавались один-два дивизиона 210-мм Mrs.18. Гаубица возилась в разобранном виде (лафет с передком и ствольная повозка), на короткие расстояния — в собранном с пониженной скоростью. Перевод в боевое положение занимал около получаса — отцеплялся передок, ствол перетягивался на лафет, станина опускалась на грунт, колеса вывешивались.
Mrs.18 была мобильным и мощным орудием, европейские гаубицы подобного класса или уступали в дальнобойности, или требовали рытья котлована под установку основания лафета. Наиболее подходящими для замены Mrs.18 являлись 203-мм (8-ми дюймовая) гаубица Виккерса Мк6 и 220-мм гаубица Шнейдера TRL. Хотя лично мне импонирует гаубица Виккерса (модификация Мк6 имела дальнобойность около 12-ть км, подрессоренный лафет и, что вообще уникально для европейской тяжелой артиллерии, спицевые колеса с надувными шинами), справедливость требует выбрать французскую 22-cм Mrs.531(f) TRL. Собственно, во второй половине войны большинство этих гаубиц и находилось на Восточном фронте.
Как и немецкая гаубица, 220-мм TRL перевозилась на двух повозках, стреляла с основания или с колес. Из-за значительно более короткого ствола и меньшего заряда уступала Mrs.18 в дальнобойности (12-ть км против 16-ти), но была легче, имела подрессоренный лафет и снаряд той же массы (около 100 кг).
Легкие зенитные орудия
К июню 1940 г. на вооружении французской армии находился разномастный парк зенитной артиллерии 20-40 мм (Гочкисс, Шнейдер, Эрликон, Бофорс), всего около 1.900 шт. В основном это были современные (разработки конца 30-х гг.) мобильные орудия с подрессоренными лафетами, допускавшими механическую тягу.
Самым распространенным МЗО было 25-мм Гочкисс обр. 1938 г. — 748 шт. Зенитное орудие представляло собой скорострельный автомат на одноосном лафете. Для перевода в боевое положение на грунт опускались три станины с домкратами на концах, колеса снимались. Помимо воздушных целей, зенитка могла поражать и наземные. Снаряд Гочкисса был одинаков со снарядами 25-мм ПТО.
Тяжелые зенитные орудия
В отличии от Вермахта, где мобильные 8-8 придавались подвижным соединениям и могли сопровождать их огнем, французская армия не имела в своем составе тяжелых зенитных орудий. Вся зенитная артиллерия калибром от 75-мм была сосредоточена вокруг крупных городов и аэродромов. Впрочем, на данном тезисе не настаиваю, т.к. информации почти нет, видимо ее можно найти только в специальных изданиях. У меня сложилось впечатление, что если малая ЗА с грехом пополам постреливала по противнику, то тяжелая существовала как будто в другом измерении.
В целом по количеству стволов (2.500 шт 88 и 105-мм) Вермахт незначительно превосходил противника (1.890 шт только во Франции без учета тяжелой зенитной артиллерии английского Экспедиционного корпуса). Но устаревшая (не только в использовании танков, но и авиации) военная доктрина вышла европейцам боком: дивизии, имевшие всего по 6-ть (пехотные) и 40-к (моторизированные) МЗО, нещадно бомбились с воздуха. Из 2.000 потерянных немцами самолетов зенитной артиллерией было сбито всего около 50-и.
Большое количество тяжелых зениток было захвачено немцами в целости и сохранности, в том числе 94-мм английские (QF 4,5-in Mk II). Французские, модернизированные в середине 30-х годов и предназначенные для мобильных действий, были установлены на интересные лафеты — одноосные с 4-я станинами. При переходе в транспортное положение две станины поднимались, а две — сцеплялись вместе и крепились к крюку буксирующего средства. Только Canon CA 75mm Mle 1933 фирмы Шнейдера было захвачено около 160 шт.
Транспортные средства
После победы 1940-го года в распоряжении Рейха оказались все ресурсы покоренных стран, в т.ч. и автомобилестроительные. Общий транспортный парк Франции (включая гражданские машины) на 1940 год составлял 2,3 млн. машин. Только вокруг Дюнкерка было обнаружено и учтено 130.000 транспортных средств, пригодных к эксплуатации. До 1943 г. из Франции на нужды Рейха и Вермахта было реквизировано 2 млн. машин, из Бельгии за этот же период вывезено 350 тысяч.
Часть трофейного автотранспорта составили армейские грузовики и артиллерийские тягачи повышенной проходимости. Хотя точное количество трофеев в рядах Вермахта если и не тайна за семью печатями, то тайна, покрытая мраком, некоторые цифры известны и представлены ниже в виде таблицы.
До 22 июня 1941 года тыловые службы 88-и пехотных, 3-х моторизованных и одной танковой дивизий были оснащены трофейным европейским автотранспортом. В цифрах же это не очень много — 3.561 легковая а\м, 54.912 грузовиков и 704 тягача. Жалобы на "особо низкую" проходимость французских грузовиков мало понятны. Львиную долю автопарка и РККА, и Вермахта, и европейских армий представляли собой грузовые а\м с одним ведущим задним мостом, могущие передвигаться по русскому бездорожью в основном по принципу "раз, два, взяли".
Немецкий танковый корпус и танковая группа не обременяли себя тыловыми структурами, кроме дивизионных. Прочий транспорт находился в ведении квартирмейстера ОКХ, которому штаб Группы армий направлял требования на снабжение. В следующей таблице представлено распределение тягачей в 5-ой ТГр исходя из штатной численности тыловых подразделений дивизий, отдельных саперных батальонов, дивизионов артиллерийских РГК и зенитных.
Средства связи
Непрерывное и четкое управление было важным слагаемым успешных действий Танковой группы — конгломерата подвижных войск. В условиях маневренных действий система связи опиралась на радиостанции. Они, от ротных до корпусных, должны были быть носимыми или установленными на шасси. Безусловно, радиосвязь Вермахта была совершенной и развитой для своего времени, но не следует представлять ее исключительной.
Так, во Франции серийно выпускалась значительная номенклатура армейских радиостанций, представленная ниже в таблице. На всех французских танках было предусмотрено место под радиостанцию, а на Somua S-35 и Char B-1bis — и ниша под дополнительную командирскую р\с. Тяжелые дивизионные и корпусные р\с были установлены на а\м, шасси повышенной проходимости или БА.
Т.о, 5-ая ТГр могла оснащаться французскими р\с. Немцам достались не только трофеи, как таковые, но и заводы, и рабочие коллективы, серийные образцы и опытные разработки.
курсив — местоположение радиостанции
знак "+" — дополнительные радиостанции командирских танков
ER — приемопередатчик
R – приемник
Личный состав
22 июня советскую границу пересекли 17-ть танковых и 14-ть моторизованных дивизий Вермахта. Из них 8-мь тд и 7-мь мд были сформированы в октябре 1940 г. преобразованием 2-х моторизованных и 13-и пехотных дивизий. От отдачи приказа на переподготовку и формирование до вступления в бой прошло 9 месяцев (из них около 3-4 на сколачивание дивизий). Две тд (2-я и 5-я, двухполкового состава), сдав боевую технику, находились в Германии, в резерве ОКХ.
Для укомплектования 5-ой ТГр требовался личный состав для 5-и танковых и 3-х моторизованных дивизий, а также прочих частей усиления и поддержки. Главным образом вопрос стоял о подготовке танковых экипажей, т.к. тягачи и БТР были не боевым средством, а служили для быстрой доставки артиллерии и пехоты к полю боя.
На Западе были оставлены в качестве оккупационных войск 44-е пехотные дивизии. Т.о. артиллеристы и пехотинцы имелись в достатке и уже понюхали пороху в европейской кампании. Резерв ОКХ на осень 1940 г. составлял около 300.000 резервистов, прошедших 3-месячный курс обучения. Их можно было использовать для подготовки водителей или отозвать таковых из тыловых структур нескольких пехотных дивизий.
В августе 40-го личный состав 2-й и 5-й танковых дивизий, а также сформированный 201-й танковый полк получили для обучения трофейную матчасть. Инструкторами служили французы. В целом учет трофеев был завершен в сентябре и за 201-м тп последовали 100-й, 202-й, 203-й, 204-й и 10-ть отдельных танковых батальонов. Их подготовка была завершена к марту 1941. Для сведения обученных танкистов, бывалых артиллеристов и спаянной пехоты в боеспособные подвижные дивизии оставалось 3-и месяца…