Учебные пикирующие бомбардировщики Yokosuka (Kogisho) D3Y1-K/D3Y2-K Myojo. Япония
Когда в декабре 1941 года императорская Япония развязала войну против Соединенных Штатов и их союзников Великобритании и Нидерландов, ее руководство – также как и их партнеры из нацистской Германии в Европе – рассчитывало на короткую молниеносную войну. Однако японские милитаристы как и их нацистские коллеги просчитались. Хотя им удалось временно захватить обширные территории в Юго-Восточной Азии и Океании и серьезно угрожать Австралии и Индии, союзникам не только удалось остановить наступление японцев, но и благодаря своим военно-воздушным и военно-морским силам значительно уменьшить поток сырья, шедшего из оккупированных колоний в метрополию.
В результате продолжавшейся войны и усилий по ограничению поставок сырья японской военной промышленности в 1943 году Империя начала испытывать дефицит алюминия. Однако не только этот фактор ограничивал объемы производства авиационной техники. Начала проявлять себя нехватка квалифицированных рабочих, прошедших подготовку по работе с дюралюминием. Совокупность этих проблем привела к попытке перепроектировать ряд хорошо зарекомендовавших себя самолетов с заменой конструкции этих машин с цельнометаллической дюралюминиевой на конструкцию из недефицитных материалов.
Новый версии машин должны были получить дельнодеревянную, цельностальную, смешанную деревянно-стальную конструкцию и т.д.. Перед японскими конструкторами ставилась задача не только заменить остродефицитный дюралюминий, но а также расширить объемы производства авиатехники. Планеры самолетов должны были изготавливаться средне- и низкоквалифицированный персонал, работавший до этого в мебельной, автомобильной и других отраслях промышленности. Работы в данном направлении получили дополнительный импульс, когда после начала налетов американской авиации на Японию возникла необходимость рассредоточения сильно сконцентрированных предприятий авиационной промышленности.
В 1943 году меры жесткой экономии касались главным образом учебных и гражданских самолетов, в производстве которых уже не использовался дюралюминий. Поскольку ситуация с поставками сырья продолжала ухудшаться, то попытки использования недефицитных материалов были предприняты и в отношении боевых самолетов. О некоторых их этих машин мы имели возможность рассказать в рубрике «Letadla 39-45». Все они либо банально опоздали, либо были конструктивно незавершенными.
К концу 1943 года расположенное в Йокосуке конструкторское бюро 1-го авиатехнического арсенала Императорского флота (Dai-Ichi Kaigun Kōkū Gijutsu-shō [第一海軍航空技術廠]) в соответствии с требованиями технического отдела штаба авиации Флота (海軍航空本部, Kaigun Koku Hombu) разработало цельнодеревянный учебный пикирующий бомбардировщик Yokosuka D3Y1-K, представлявший собой версию знаменитого, но уже устаревшего Aichi D3A2. К этому времени компания Aichi уже выпускала учебную версию D3A2-K, но эти самолеты были цельнометаллическими.
Конструкторы 1-го авиатехнического арсенала попытались не только заменить основной конструктивный материал самолета, но и переработать конструкцию планера машины таким образом, чтобы его мог изготавливать малоквалифицированный персонал. Так, например, характерное эллиптическое крыло было заменено трапециедальным, его размах немного уменьшился. Аналогичные изменения затронули и хвостовое оперение.
Для увеличения устойчивости и облегчения обучения курсантов длина фюзеляжа была немного увеличена. В дополнительном стабилизаторе перед килем необходимость отпала и его убрали. Остальные элементы планера, включая шасси, сделали идентичными с прототипом. Для компенсации увеличившегося веса самолет получил более мощный 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 54, развивавший 1100/1300 л.с. (808/ 856 кВт).
В июле и августе 1944 года были изготовлены два прототипа D3Y1-K, которым было присвоено официальное обозначение «опытный морской учебный пикирующий бомбардировщик Myojo (明星 – Венера)» [1]. В ходе испытаний прототипы показали себя очень плохо из-за чрезмерного веса планеров. Следовало радикальным образом облегчить машину. Летные характеристики самолета удалось поправить, укоротив фюзеляж и облегчив машину на 133 кг. Но при этом с самолета пришлось снять все вооружение, что серьезно уменьшило ценность машины.
Несмотря на все недостатки генштаб Императорского флота приказал небольшой компании Matsushita начать серийный выпуск самолета, которому присвоили окончательное обозначение «морской учебный пикирующий бомбардировщик Тип 99 Myojo Модель 22» (D3Y1-K Model 22). Однако до капитуляции Японии компания смогла изготовить только три серийные машины.
Однако с передачей документации компании Matsushita работы по Myojo не закончились. В 1945 году в ходе подготовки к отражению американского десанта на Японские острова конструкторское бюро 1-го авиатехнического арсенала разработали версию Myojo – одноместный ударный самолет для специальных атак D3Y2-K Myojo Kai. Самолет должен был быть оснащен более мощным 1190/1560-сильным (875/1147 кВт) и под фюзеляжем нести 800-кг бомбу. Под капотом двигателя должны были быть установлены две 20-мм пушки тип 99, из которых пилот-камикадзе должен был вести огонь перед тараном. Для того, чтобы немного увеличить скорость основные стойки шасси D3Y2-K Myojo Kai должны были стать сбрасываемыми. Поскольку возвращение самолета не планировалось, то сразу после взлета пилот должен был их сбросить. В Йокосуке началось изготовление прототипа, но капитуляция Японии вынудила прекратить работы.
схема опытного учебного пикирующего бомбардировщика D3Y1-K
первый прототип опытного учебного пикирующего бомбардировщика D3Y1-K
первый прототип опытного учебного пикирующего бомбардировщика D3Y1-K в полете
учебные пикирующие бомбардировщики D3Y имели однотонную темно-зеленую окраску верхник и боковых поверхностей; нижние поверхности самолета выкрашивались в светло-серый цвет. Часть передней кромки крыла выкрашивалась в ярко-желтый цвет. На боковые поверхности фюзеляжа и на верхние и нижние поверхности крыла наносились опознавательные знаки – красные круги в тонкой белой окантовке
два снимка захваченного американцами учебного пикировщика D3 У 1-К в ангаре опытного завода в Йокосуке
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Yokosuka (Kogisho) D3Y1-K/D3Y2-K Myojo
Назначение: учебный пикирующий бомбардировщик
Статус: опытный
Компания-производитель: 1-й авиатехнический арсенал Императорского флота, компания Matsushita
Экипаж: 2 чел.
D3Y1-K |
D3Y2-K |
|
Размеры: |
||
размах крыла, м |
14,00 |
14,00 |
длина м |
11,52 |
11,22 |
высота, м |
4,19 |
4,20 |
площадь крыла, м² |
32,80 |
30,50 |
Вес: |
||
пустого самолета, кг |
3200 |
3050 |
взлетный, кг |
4200 |
4630 |
Летные характеристики: |
||
максимальная скорость, км/ч |
450 |
470 |
на высоте, м |
6200 |
5000 |
крейсерская скорость, км/ч |
296 |
296 |
время набора высоты 6000 метров, мин |
13,4 |
11,8 |
практический потолок, м |
––– |
9250 |
дальность полета, км |
––– |
1472 |
[1] согласно классификации Императорского флота бомбардировщикам присваивались имела в честь звезд (в т.ч. и планет солнечной системы) или созвездий, тогда как учебным машинам – в честь цветов https://military.wikireading.ru/56090
источники:
VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «YOKOSUKA D3Y MYOJO», «Letectvi+Kosmonautika» 09-1979 стр. 311
http://www.airwar.ru/enc/other2/d3yk.html
https://coollib.com/b/257643/read