Тяжелый перехватчик CF-151A «Кадьяк» из мира параллельной вселенной.
В 50-х годах в Канаде был разработан тяжелый самолет-перехватчик CF-105 «Стрела» с треугольным крылом, исследования по проекту которого начались в 1953 году. Применение треугольного крыла обещало достижение скорости почти 3 Маха на высотах, превышающих 18 километров. Самолет предназначался для королевских ВВС Канады и должен был поступить на вооружение в 60-е годы. Это был очень перспективный самолет, но вскоре после 1958 года, после начала испытательных полетов Стрелы, проект был резко и спорно приостановлен перед окончательным решением принятия его на вооружение в 1959 году. Это вызвало долгие и ожесточенные политические дискуссии.
В Великобритании также проявляли интерес к принятию «Стрелы» на вооружение своих ВВС.
Основным аргументом противников проекта CF-105 «Стрела» стало то, что время пилотируемых самолетов якобы подошло к концу и им на смену должны прийти ракеты. Надо заметить, что такая ракетомания охватила многие страны с мощной авиационной промышленностью.
В 1961 году рассматривалось как альтернативный вариант принятие на вооружение ВВС Канады американских самолетов «Вуду», получивших национальное обозначение CF-101 «Вуду».
И в том же 1961 году из США были поставлены 66 машин. Они должны были заменить так и не принятые на вооружение CF-105 «Стрела». Но все это рассматривалось как временное решение. Нужен был ракетный перехватчик с длительным временем патрулирования и возможностью достижения хотя бы на короткое время большой сверхзвуковой скорости. Хорошие маневренные характеристики не требовались, так как предполагалось, что основными целями будут дозвуковые советские бомбардировщики, летящие на больших высотах (типа Ту-95 «Медведь» и МЗ «Бизон»).
В конце 60-х годов стало возможным создать самолет по таким техническим требованиям, применив крыло с изменяемой стреловидностью (КИС). Так как канадская фирма Канадэйр имела тесные связи с американской фирмой General Dynamics, которая в свою очередь разрабатывала для ВВС и ВМС США многоцелевой самолет – истребитель F-111 с КИС.
Канадская Канадэйр, опираясь на американский опыт, начала в свою очередь разрабатывать для своих ВВС самолет с КИС. Так как канадский самолет создавался под другие требования, чем американский, то он не копировал F-111. Канадский самолет предполагался с полностью новым дизайном, адаптированным к местным потребностям и местным системам вооружения.
Проекту был дан ход, и он получил внутренний код CL-151. Это был весьма элегантный для своего времени самолет, с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности и тандемным расположением экипажа, в отличие от верхнерасположенного крыла и посадки экипажа плечо к плечу на американском F-111.
Конструктивно CL-151 имел топливные баки, расположенные в фюзеляже между каналами воздухозаборников и неподвижных корневых частей крыла. Только внешние части крыла были подвижными и имели более простую конструкцию, чем на Ф-111.
Основное вооружение было исключительно ракетным и располагалось полуутопленно под фюзеляжем. Под неподвижной частью крыла имелись пилоны, предназначенные только для подвески топливных баков. Также на двух внешних узлах подвески под неподвижной частью крыла могли подвешиваться до 2-х УР «Сайдвиндер» на каждый пилон для самообороны и ведения ближнего боя.
Внутренней установки пушки не предусматривалось, хотя можно было подвесить пушечный контейнер с 23-мм пушкой.
Самолет обладал одной уникальной особенностью: он мог взлетать и садиться на необорудованные временные земляные и укатанные снежные полосы. Для этого его оснастили шасси со спаренными колесами по типу шведского SAAB А-37 «Viggen». Передняя стойка была "взбрыкивающая", то есть могла резко удлиняться при взлете, что резко увеличивало угол атаки крыла и резко уменьшало длину разбега. В дальнейшем подобное решение применили на "Рафале М"
Другим новшеством было применение встроенной вспомогательной силовой установки, так что CL-151 мог обслуживаться минимальным количеством наземного персонала и обходиться минимальной инфраструктурой.
Ядром системы перехвата CL-151 был радар CMG-151. Это был многорежимный Х-диапазона импульсно-доплеровский радар времен 50-х годов с большой 38-дюймовой параболической антенной в носу самолета. Это была модификация радара MC-13 управления огнем, применявшегося еще на американском перехватчике F-102; он также устанавливался на перехватчике СF-101 (канадской версии Вуду). Функционально GMC-151 был очень похож на американский AN/AWG-9, хотя и обладал меньшими возможностями. Он был разработан для обнаружения целей типа бомбардировщик на дальности 100 километров. Он также мог применяться для обнаружения и перехвата низколетящих тактических бомбардировщиков.
CWG-151 предполагал различные режимы работы с впервые примененным режимом обнаружения 16 воздушных целей, сопровождения 8 из них и наведения ракет сразу на 4 цели одновременно. Эта функция была применена для того, чтобы с группами тяжелых бомбардировщиков на дальней дистанции.
Радар CWG мог также применяться совместно с инфракрасной системой обнаружения и прицеливания для повышения его помехозащищенности от вражеских станций постановки помех.
Были также разработаны перспективные ракеты дальнего радиуса действия AIM-151 «Лебедь». Они создавались на базе американских ракет Боинг ААМ-N-10 «Орел», которые были разработаны по замороженным в США программам. В ходе ее дальнейшей модернизации ее тактико-технические характеристики были сильно улучшены. Так, дальность пуска возросла до 160 километров за счет использования нового твердотопливного двигателя XM-59 фирмы Aerojet. Так как при такой дальности РЛС самолета не могла наводить ракету на цель, ее оснастили активной радиолокационной головкой самонаведения. Но все же ракета оказалась очень сложной и дорогой в производстве, и от нее пришлось отказаться. В 1965 году проект закрыли.
Но так как для самолета требовалось управляемое оружие, решено было вооружить его НУР AIR-2A «Genie» c ядерной БЧ. Что было предметом постоянных споров.
В конце концов был выбран наиболее экономичный и компромиссный вариант вооружения. Решили применить обновленную версию УР «Воробей» AJM-7E в варианте AJM-7EC. Эта версия была оптимизирована для большей дальности (до 80 километров) и оснащена улучшенной авионикой, что сделало ее сравнимой с Британскими УР «Sky». Четыре такие ракеты могли устанавливаться под фюзеляжем, и еще 4 УР могли устанавливаться на крыльевые узлы подвески (по 2 на один пилон).
В целом проект был очень амбициозным и престижным, как и предшествующий проект CF-105 «Cтрела».
В конце концов первый прототип CL-151 совершил первый полет 3 апреля 1968 года.
За свою светло-серую окраску и большие размеры он заслужил неофициальные прозвища «Моби-Дик» и «Серая лошадь».
Официально проект после принятия его на вооружение в 1969 году получил обозначение CF-151A «Кадьяк». «Кадьяк» оказался тем самолетом-перехватчиком, который канадские ВВС довольно долго искали, но он был довольно дорогим и в конце концов пал жертвой довольно жарких политических споров.
Всего было построено 43 планера (2 прототипа, 1 – для статиспытаний, 5 предсерийных и, наконец, 35 серийных). Самолеты строились довольно медленными темпами до 1973 года.
Были попытки найти потенциальных заказчиков в других странах, но большие габариты и сложность самолета ограничивали круг потенциальных пользователей. Великобритания уже закупила в качестве перехватчиков «Торнадо» ADV. В Швеции как нейтральной, условно конечно, стране был принят на вооружение свой JA-37 «Вигген», а в дальнейшем и «Гриппен». Таким образом Канадские ВВС (СAF) оказались единственными пользователями «Кадьяка», и все машины за исключением 3-х первых изготовленных планеров были распределены по различным эскадрильям. Они наравне со старенькими CF-101 «Вуду» применялись в первую очередь для дальнего патрулирования Канадского дальнего севера.
Но время не стояло на месте – самолеты постепенно старели. Для замены устаревающих канадских CF-101 и CF-104 CAF были разработаны планы по замене их одним типом самолета. Эта программа была запущена под названием «Новый истребитель» в 1977 году с целью найти замену CF-5, CF-104 «Старфайтер» и CF-101 «Вуду». Рассматривались обновленный «Кадьяк», Грумман Ф-14 «Томкет», Ф-15 «Орел», Ф-16 «Сокол», МакДоннелл-Дуглас Ф/А-18 «Шершень», Панавиа «Торнадо» и Дассо Мираж Ф-1 (позднее замененный на «Мираж-2000»). Соображения стоимости сократили выбор до Ф-16 и Ф-18, в котором в итоге победил последний. И 10 апреля 1980 года он был обьявлен победителем конкурса.
Это был конец карьеры CF-151A. Сразу после всего десятилетия успешной эксплуатации. Как ни странно, CF-101S, которого CF-151A «Кадьяк» призван был заменить, продержался в ВВС до выхода на пенсию в 1980 году, когда они оба были заменены на CF-18 «Шершень». «Кадьяк» был быстро устаревающим самолетом и нашел очень ограниченное применение в Канадских ВВС.
Канадэйр CF-151A. Общие характеристики:
Экипаж: 2человека(пилот и оператор наведения.
Длина: 21,2 м (69 футов 10 дюймов)
Размах крыла: распространение (20 ° развертки): 17,14 м (66 футов 3 дюйма); стреловидным (65 ° развертки): 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
Высота: 5,55 м (18 футов 2 дюйма)
Вес пустого: 47 200 фунтов (21 400 кг)
Нормальная взлетная масса : 82 800 фунтов (37 600 кг)
Макс. взлетный вес: 100 000 фунтов (45 300 кг)
Силовая установка: 2× GE TF30-P-3 турбовентиляторных реактивных двигателей
Тяга максимальная 12 000 фунтов (53 кН) и 18 500 фунтов (82 кН) на полном форсаже
Максимальная скорость: 2,5 Маха (1650 миль / ч, 2655 км / ч) на высоте, 20 километров.
радиус боевой : 1330 миль, (2140 км)
Перегоночная дальность : 4200 миль (6760 км)
Практический потолок: 66 000 футов (20100 м)
Скороподъемность: 259 м / мин
Вооружение:
4 'Воробей' × AIM-7E3 (полуутопленно под фюзеляжем )
4 × малой дальности AIM-9M "Sidewinder" на крылевых узлах подвески
2 × ПТБ под внешней фиксированные крылья
Теоретические максимальная масса подвесок до 6.900кг.
Использованы фото моделей альтернативного «Кадьяка» c сайта