9

Аннотация: Данный текст является переводом статьи Нико Сгарлато «MB.902: Он был бы самым красивым из всех», посвященной развитию проектов тяжелых истребителей. Думаю, что данная статья будет интересна как взгляд на проблемы развития итальянской авиации изнутри.

Тяжелый истребитель AUSA MB.902

Во время Второй мировой войны авиационное производство было разбито между большим числом больших и малых фирм. Это явление было особенно заметно в Европе и, прежде всего во Франции, Великобритании и Италии, в которых по историческим причинам существовали большие промышленные группы концерны и малые фирмы с производством, напоминавшим ремесленное, каждая из которых пыталась предложить военным свой проект боевого самолета.

Итальянская промышленность в течение тридцатых годов много ставила на развитие трехмоторных самолетов и сумела получить несомненные достижения в области производства транспортных самолетов и бомбардировщиков, таких как CRDA Cant.Z.506 Airone и Cant.Z.1007 Alcione, FIAT G.12 и SIAI-Marchetti SM.82. Не очень удачными были попытки создания одномоторных самолетов из-за малой мощности двигателей — даже самые лучшие итальянские моторы отставали от зарубежных. Еще более худшее положение было с двухмоторными машинами.

 

Аэродром фирмы Aeronautica Umbra в Фолиньо

Аэродром фирмы Aeronautica Umbra в Фолиньо

В январе 1938 Главное Управление производства и снабжения Министерства Авиации (DGCA — Direzione Generale delle Construzione e degli Approvvigionamenti del Ministero dell’Aeronautica) выдало спецификацию на боевой истребитель «Caccia Combattimento» (Caccia C) — более тяжелый, нежели одномоторные истребители, самолет, способный выполнять удары по наземныи целям. Некоторые проекты стали победителями конкурса, но все же Итальянские королевские ВВС считали, что никто из них не удовлетворяет требованиям спецификации. Поэтому в феврале 1939 года результаты были аннулированы, а конкурс  возобновлен. Срок получения новых проектов был определен до 30 апреля, затем его перенесли на лето.

8 июля 1939 Проектный комитет принял к рассмотрению рять проектов (один из которых в четырех вариантах): Caproni Bergamasca (CAB) Ca.350 (не полностью соответствовал спецификации, в которой был предусмотрен только двигатель Isotta-Fraschini L.180), Aermacchi C.301, SIAI-Marchetti SM.91 (первоначальный проект с тремя двигателями), IMAM Ro.67 (также не соответствовал спецификации, будучи трехмоторным) и семейство GR.50/55.

На данном этапе Министерство Авиации призвало к разработке проектов двух офицеров авиационного военно-технического института (GAri — Genio Aeronautico Ruolo Ingegeneri) — капитанов Гаспара Сантанжело (Gaspare Santangelo) и Андреа Беломо (Andrea Bellomo).

Конкурент: прототип тяжелого истребителя SIAI-Marchetti SM.91

Конкурент: прототип тяжелого истребителя SIAI-Marchetti SM.91

Проект капитана Белломо, названный CB (Cacciа Bellomo) вызвал определенный интерес в Экспериментальном центре в Гуидонии, так в дакладе, посвященном новым разработкам, про этот проект было сказано следующее:

«… очень интересный и перспективный, достоет максимального внимания для дальнейшего развития.»

Проект Белломо включал два двигателя Isotta-Fraschini L.180, с которыми, согласно несколько оптимистичным расчетным данным, он разгонялся до 750 км/ч на дальности до 1500 км. Конкурирующий проект инженера Сантанджело, названный CS (Caccia Santangelo), представлял собой трехмоторный двухбалочный самолет с двумя моторами Isotta-Fraschini L.180 в нормальном положении и одним таким же мотором, работающим на толкающий винт. Проект Сантанджело был разработан в двух вариантах: бомбардировочном (BS — предлагался в качестве среднего бомбардировщика и был передан для изготовления на Piaggio, как P.125) и истребителя (собственно CS) с максимальными скоростями, оцененными соответственно в 620 и 685 км/ч.

Еще один конкурент: прототип тяжелого истребителя SIAI-Маркетти SM.92

Еще один конкурент: прототип тяжелого истребителя SIAI-Маркетти SM.92

Начальник штаба Regia Aeronautica генерал Джузеппе Валле (Guiseppe Valle) одобрил два проекта и поручил Главному Управлению производства и снабжения изучить возможность их производства. Проект Белломо намеревались поручить концерну Caproni, дав предварительное обязательство фире Изотта-Фраскини внедрить трансмиссию для передачи крутяещго момента с двигателей на винты (есть версия, что данное задание было выдано и Piaggio, но документация не сохранилась).

Проект Сантанджело планировалось передать Breda. при передаче разрешалось использовать альтернативные двигатели Isotta-Fraschini L.122 класса 900-1000 л.с., или более мощные Daimler-Benz DB601 с 1175 л.с.. Тем не менее Breda отвергла проект и последний был отдан Piaggio.

Продолжение программы было затруднено перестановками в верхушке генерального штаба, во главе которого с 10 ноября 1939 по 15 ноября 1941 был генерал Франческо Приколо (Francesco Pricolo), которого, в свою очередь, сменил генерал Рино Корсо Фугье (Rino Corso Fougier), остававшийся на этой должности по 27 июля 1943 года.

Наибольшее внимание было уделено C.301, Ro.67 и SM.91, тогда как после изменений, внесенных в два «внутренних» проекта (т.е. проекты Белломо и Сантанджело), проектный комитет сориентировался на производство двух опытных образцов C.301 и SM.91. Ro.67 был забракован на этапе проекта из-за проблем с центровкой и чрезмерного крутящего момента.

 

IMAM.58 - один из интересных прототипов в классе двухмоторных тяжелых истребителей, который, как и другие, остался без продолжения

IMAM.58 — один из интересных прототипов в классе двухмоторных тяжелых истребителей, который, как и другие, остался без продолжения

Этот конкурс не избежал двух проблем Итальянских Королевских ВВС: постоянные обновления требований и стремление производителей затянуть проектирование на как можно долгий срок. Существовала, таким образом, целая серия изменений проектов, основанная на встречах комиссий, состоявших их представителей Итальянских Королевских ВВС и технических отделов компаний-производителей. 15 декабря 1942 года произошло подписание двух контрактов на SM.91 и SM.92, также AUSA (Aeronautica Umbra) из Фолиньо (Перуджа) получила указание построить два опытных образца истребителя Белломо, получившего обозначение MB.902, в то время как госпредприятие SCA (Societa Construzioni Aeronautiche) из Гуидонии, получила приказ на производство двух бомбардировщиков Сантанджело. Руководство Аеромакки (Aermacchi) отказаться от конкурса и снять заявку на свой проект C.301.

Один из аутсайдеров - SIAI-Marchetti SM.89

Один из аутсайдеров — SIAI-Marchetti SM.89

Ранее, однако, уже были официально оформлены контракты на изготовление прототипов двух «аутсайдеров»: SIAI-Marchetti SM.89 (13 апреля 1941 г.) и IMAM Ro.58 (14 октября 1942 года). В этом множестве программ были другие проекты двухмоторных истребителей: Caproni Ca.380 Corsaro, FIAT R.23, CANSA FC.20bis и quater, FIAT G.58, Caproni Ca.331Euro и Breda BZ.303 — многоцелевых машин, которые могли использоваться в качестве разведчиков, истребителей-перехватчиков и бомбардировщиков.

В начале 1943 года, за исключением уже летавшего с 28 июля 1942 года SM.89-SM в процессе производства находились CANSA FC.20bis и quater, FIAT R.23, AUSA MB.902 и SCA Bombardier. Последний проект в сотрудничестве с Ansaldo, разработавшей вооружение и защиту для трех членов экипажа, был полностью переработан.

Схемы CANSA FC.20quater

Схемы CANSA FC.20quater

Самолет капитана Сантанжело был рассмотрен DGCA в качестве стендового — для тестирования новых технических решений, которые затем можно было бы применить к другим самолетам. Самолет был переделан в двухмоторный (два DB.605A) самолет с одним фюзеляжем и двумя мотогондолами. Тяжелое вооружение, расположенное в носовой части фюзеляжа состоит из двух 47-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов. Еще один 12,7-мм пулемет предназначен для защиты самолета от атак сзади. При взлетном весе в 9105 кг от самолета «не имевшего брони» ожидалась скорость в 590 км/ч. На второй опытный образец  («бронированный») должны были быть установлены двигатели Isotta-Fraschini Zeta и вооружение из 75 мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов. Также был представлен вариант с шестью 20-мм пушками и двумя 12,7-мм пулеметами.

Схемы самолета капитана Сантанджело

Схемы самолета капитана Сантанджело

Однако известия обо всем, что произошло в Италии в 1943 году как правило, отсутствуют и противоречивы: например, о двухмоторном самолете Сантанджело говорится, что первый опытный образец был на стадии строительства второй части фюзеляжа, реализованной и испытанной Ansaldo, и был разрушен после захвата Гуидонии 8 сентября 1943.

Опытный образец R.23, оснащенный двумя DB605A мощностью 1.475л.с. с полетным весом 8650 кг и максимальной скоростью 645 км/ч имел два варианта вооружения: с двумя 20-мм пушками и тремя 12,7-мм пулеметами или 37-мм пушкой и тремя 12,7-мм пулеметами. Его строительство, начатое в ноябре 1942, было прервано бомбардировкой в феврале 1943 года. Строительное оборудование было восстановлено и работы начались на новом опытном образце, но в сентябре 1943 года деятельность была завершена.

Схема FIAT R.23

Схема FIAT R.23

Вид сбоку FIAT R.23

Вид сбоку FIAT R.23

В предприятии Фолиньо Aeronautica Umbra (группы Macchi) в стадии строительства первого прототипа находился MB.902 (MM519). К сожалению об эволюции CB/MB.902, который представляет интерес как проект информация ограничена и запутана, хотя ясно, что окончательная версия, которая предусматривала строительство полностью отличалась от представленой первоначально.

Первый проект, о котором известно из рисунка с тремя видами, показывает нам аэроплан, смутно сходный с IMAM Ro.57: с очень тонким фюзеляжем и малыми управляющими поверхностями. Ключевой особенностью было расположение двух двигателей Isotta-Fraschini L.180 в фюзеляже, один спереди и один сзади кабины пилота, но в первом рисунке обнаружены Alfa-Romeo RA.1000 RC.411 Monsone (Daimler-Benz DB 601A-1). Эти двигатели, с радиаторами расположенными на нижней части крыла (в консолях были расположены топливные баки), передавали движение винтам разработки Белломо (два двухлопастных винта противоположного вращения переменного шага в полете) посредством зубчатых передач, обеспечивающих поворот на 90˚. На практике, самолет принял форму нормального двухмоторного самолета с двумя фальшивыми профилированными двигательными гондолами. Исходное описание говорило также о возможности раздваивать сами винты, ставя их в «тандем» (два винта на передней и задней кромках крыла), но у этой конфигурации не существует иллюстраций и легко предположить, что она забракована из-за дополнительных сложностей.

Первая версия проекта, называвшегося Bellomo CB или SCA.901

Первая версия проекта, называвшегося Bellomo CB или SCA.901

Самолет представлял собой одноместный моноплан с равными размерами длины и размаха крыла (примерно по 11,65 м) и традиционными шасси с хвостовой опорой. Вооружение было сконцентрировано в носу самолета и состояло из четырех 12,7-мм пулеметов Breda Mod.1935.

Видимо 7 сентября 1939 капитану Белломо было приказано построить летающий прототип с двигательной установкой в носу в ожидании первого летного образца.

 

Двухмоторный Aeronautica Umbra (AUSA) MB.902 в окончательной конфигурации, полностью отличной от предыдущего проекта SCA.901

Двухмоторный Aeronautica Umbra (AUSA) MB.902 в окончательной конфигурации, полностью отличной от предыдущего проекта SCA.901

В июле 1941 года инженер Белломо отправился в Фолиньо, где он встретился с директором AUSA Муцио Макки с целью реализации проекта. Сразу после этого, 5 июля, Белломо было предложено принять два двигателя FIAT RA.1050 RC.58 Typhoon (Daimler-Benz DB605A-1), с которыми, по его заявлениям, первый прототип был готов к полету в летом 1943 года. Вполне возможно, что на данном этапе проект был радикально пересмотрен, потому что дальнейшие иллюстрации, которыми мы располагаем, это показывают как другой самолет.

Проект отходил от форм, характерных для тридцатых годов, чтобы принять более современный облик с высоко расположенным крылом, с трехопорных шасси с носовой стойкой и четырехлопастными винтами.

Схемы AUSA MB.902 

Схемы AUSA MB.902 

Библиография содержит ссылки на два прототипа в несколько иной конфигурации (истребитель и перехватчик/противотанковый) для первой речь шла о взлетном весе в 6700 кг, максимальной скорости в 690 км/ч и дальности полета в 1200 км с вооружением из двух 20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов. Для второй конфигурации площадь крыла увеличивалась с 30 м2 до 31,7 м2, вес до 7200 кг при скорости 680 км/ч и дальности в 1700 км. Представленные чертежи скорее всего относятся к единой конфигурации, с особенностями обеих версий,а крыло минимально отличается по площади от 31,7 м2.

Приказ для изготовления двух опытных образцов MB.902 (MM.519 и MM.520) был официально утвержден DGCA 19 апреля 1942, но похоже, что активное строительство шло очень медленно. Во всяком случае, первый опытный образец был захвачен на аэродроме во время перемирия и был разрушен. Строительство второго, скорее всего и не начинали за исключением некоторых структурных элементов.

Модификация

AUSA MB.902

Размах крыла, м

14,35

Длина, м

14,51

Высота, м

3,37

Площадь крыла, м2

31,70

Масса, кг

пустого самолета

5738

нормальная взлетная

7185

Тип двигателя

2 × FIAT RA.1050 RC.58 Typhoon (Diamler-Benz DB 601A)

Мощность, л,с,

2 × 1475

Максимальная скорость, км/ч

690 на высоте 6000 м

Крейсерская скорость, км/ч

420

Время наборы высоты 6000 м

6 мин. 22 сек.

Практическая дальность, км

1700

Радиус действия, км

765

Практический потолок, м

10500

Экипаж, чел

1

Вооружение

2 × 20-мм Mauser 151/20,

4 × 12,7-мм Breda Mod.1935

источник: MB902.pdf
взято здесь: http://www.aformadidea.com/storiaaeroportofoligno.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account