На ФАИ нашел довольно интересную авиационную альтернативу, выкладываю ее вместе с дополнительными материалами по этой теме.
Средний процент попаданий РС-82 в танк точки наводки при стрельбе с дистанции 400-500 м, показанный в материалах отчета, составил 1,1 %, а в колонну танков – 3,7%, при этом из 186 выпущенных снарядов было получено всего 7 прямых попаданий.
При стрельбах выяснилось, что РС-82 может нанести поражение немецким легким танкам типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашине Sd Kfz 250 только при прямом попадании.
203-ММ ОПЫТНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД РС-203
Первоначально НИИ-3 (РНИИ) занимался созданием 203-мм ракетной авиабомбы. В 1936 году в Севастополе успешно прошли полигонные испытания 203-мм ракетная авиабомба с дополнительной скоростью и на неё был выдан опытно-валовый заказ заводу № 78 для проведения войсковых испытаний. Одной из главных новых работ, по которой НИИ № 3 было получено задание на 1936 год от Управлений НКО, был бетонобойный ракетный снаряд 203 мм калибра. Другим образцом НИИ-3 был 203-мм ракетный осколочно-фугасный снаряд для вооружения тяжёлого бомбардировщика. Испытания предстояло провести в первой половине 1938 года. В калибре 203-мм в 1936 году химический был создан реактивный снаряд.. В первом полугодии 1938 года специалисты НИИ № 3 выполнили работы для воздушных сил РККА: Полностью были отработаны и снаряжены 203 мм авиабомбы с дополнительной скоростью. Изделия отправлены с завода № 80 в Евпаторию, куда выехали представители НИИ № 3. Там же должны были проводиться испытания 132 мм Р.С. как средства бомбометания. К середине мая 1937 года предполагалось закончить заводские госиспытания в воздухе реактивных снарядов РС-82, РС-132 и РС-203 и во второй половине мая после опытов, показов и демонстраций решить вопрос о валовом производстве и войсковых испытаниях. Реактивный снаряд РС-203 предназначался для работы на большие (11200м) дальности с ОФ боевой частью. 1937 год в отделе Л.Шварца Московского ракетного НИИ ознаменовался началом работ по созданию авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов (РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их основе В.Шитов и В.Лужин разработали ракетный бронебойный снаряд РБС-203 и ракетный авиационно-химический снаряд РАХС-203. По данным на ноябрь месяц 1938 года, на Ногинском научно-испытательном полигоне проходили полигонные испытания ракетные фугасно-осколочные снаряды калибра 203 мм и установки для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям с самолёта ТБ-3. Изготовление серийной партии было сдано заводу № 78. В городе Севастополе специальной экспедицией УВВС РККА были проведены широкие полигонные испытания с весьма положительной оценкой бетонобойных ракетных авиабомб калибра 203 мм, получавшие дополнительную скорость за счёт ракетного заряда порядка 180 м/сек. Кроме этого получили хорошую оценку на заводских испытаниях бетонобойные и бронебойные 203 мм, 254 мм и 305 мм калибров. В 1940 году прошли заводские испытания и представлены на полигонные испытания следующие объекты: подъёмник для заряжания РС-203 в пусковые станки, смонтированные под крылом самолёта (объект 422 по теме № 5). В течении 1940 и первой половины 1941 года И.И.Вернидуб и опытный пиротехник Н.С.Гвоздев в НИИ-6 занимались разработкой и изготовлением зажигательного состава «нефос», снаряжали им зажигательные авиабомбы и зажигательные баки. Эти изделия проходили испытания на полигоне НИИ-6 и на подмосковном научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения. В состав зажигательного вещества входили нефть, сера, сесквисульфит фосфора и очень ядовитый желтый фосфор, что осложняло проведение работ. Вещество «нефос» по заказу НИИ-3 НКБприменялось для боевых частей 203-мм реактивных зажигательных снарядов конструкции В.А.Артемьева. Кроме того, НИИ-3 разрабатывался реактивный бронебойный снаряд РБС-203. Эьл был «бронебойный для стрельбы с пикирования», собственно бомба с реактивным ускорителем из снаряда соответсвующего калибра. В начале 1940 он находился на полигонных испытаниях. В планах опытных работ НКАП на 1940 г от 10.02.1940. указана тема «Пусковые станки для стрельбы и пикирования РБС-82 и 203 мм к новым пикирующим самолетам (СПБ, ДБ-3)», запланировано продолжение работы находящейся на испытаниях в ЛИИ УА ВМФ и начатой в 1939г. На испытаниях находилось 6 комплектов пусковых, окончание работ – II квартал 1940г. Также в «Плане опытных работ авиации ВМФ по наркомату боевых припасов» указана тема «Ракетные бронебойные снаряды для стрельбы с пикирования РБС-82, РБС-132, РБС-203″ конструкции НИИ-3, полигонные испытания с I квартала 1940г, окончание IV квартал 1940г, по РБС-203 – партия в 60 снарядов. В 1940-1941 гг. был создан опытный самолет ДБ-3Ф с установкой двух реактивных снарядов РС-203 под консольными частями крыла прошел испытания для исследования возможности и эффективности применения реактивных снарядов крупного калибра. Накануне войны весьма влиятельные противники ракетного оружия из Наркомата боеприпасов и Главного артуправления Красной Армии сделали очень многое, чтобы оно не появилось в войсках. Тогда же 203-мм авиационную ракетную систему, невзирая на чрезвычайно высокую огневую мощь и поразительную точность стрельбы, «приговорили» к забвению из-за относительно большой себестоимости в производстве и «неудобства в эксплуатации» — снаряды массой 180 кг неудобно заряжать. ХАРАКТЕРИСТИКИ Разработчик НИИ-3 Тип ракеты для поражения наземных целей Состояние разработан в 1936-1941-х годах Самолет-носитель самолеты авиации ВВС Боевая часть: — тип осколочно-фугасная Взрыватель: — тип контактный Органы и способ стабилизации аэродинамические стабилизаторы Тип старта воздушный, сход с направляющей Дальность , м: — стрельбы максимальная 11200 Точность стрельбы (КВО), м Калибр, мм 203 Двигатель: — тип пороховой Пусковые установки — число ракет на ПУ 1
Данные о испытаниях
Как и при воздушной стрельбе РС меньшего калибра, здесь также отметили более устойчивый и правильный полет РОФС относительно наземных отстрелов. Большого разнообразия траекторий не наблюдалось, поскольку снаряд при сходе имел дополнительный «импульс скорости» самолета (около 50 м/с). При стрельбе залпом (как на земле, так и в воздухе) полет и разрывы были на близком расстоянии друг от друга и одновременными. Таким образом, РОФС-203 били более кучно, нежели РС-82 или РС-132. Отмечалось, что дальности полета и среднюю скорость РОФС пришлось определять по очень малому числу наблюдений «припасы были все же довольно дорогими — 3500 руб. в ценах 1939 г. для сравнения: РС-82 — 483 руб. 50 коп., РЗС-82 — 628 руб. 92 коп., РС-132-752 руб., РЗС-132 — 868 руб. 50 коп., РОСС-132 — 911 руб. 50 коп., дистанционные трубки АГДТ — 20 руб. и ТМ-4 — 135 руб.). Максимальная дальность стрельбы «по земле» с высоты 1300-1400 м составила 5000-5500 м. Дистанционные трубки АГДТ установленные на 7 срабатывали в 2100-2300 м, что позволило вычислить среднюю скорость РС на траектории для этой дистанции — 300-328 м/с. Оказалось, что РОФС-203 она намного больше, чем у РС-82 или РС-132 на этих же дальностях. Специалисты объяснили это тем, что у РОФС-203 поперечная нагрузка (масса на единицу площади поперечного сечения РС). относительно РС-82, возросла втрое, а баллистический коэффициент — в несколько раз. Следовательно, при меньшей максимальной скорости первый приобрел большую среднюю скорость даже на большей дальности.
При разрыве РОФС с взрывателями АМ-А-РС-203, звук в кабинах самолета не слышался из-за шума работающих моторов, зато картина сопровождалась хорошо видимыми из-за кромки леса пламенем и большими облаками черного дыма. При стрельбе по местности разрывы двух РОФС, выпушенных залпом, с самолета виделись на близком расстоянии один от другого. Осмотр мест их паления показал, что разброс не превышает 50 м по дальности и 20 м в сторону. Разрывы восьми РОФС, выпушенных в нескольких заходах одного вылета, обнаружили на площади 500×150 м. Следует отметить, что при воздушной стрельбе момент выстрела приходилось определять по положению самолета над аэродромом.
Ввиду малого количества боеприпасов, осколочно-фугасное действие РОФС предполагалось оцепить на месте падения из величины воронок и радиуса разлета осколков. Все РОФС упали в лесу. Осмотр района падения показал, что снаряды разорвались в воздухе над землей, так как взрыватели мгновенного действия АМ-А-РС-203 срабатывали при уларе о верхушки деревьев. В зависимости от высоты подрыва, создавался и соответствующий разрушительный эффект. При этом 25-30 деревьев со стволами диаметром 150-200 мм срезало, некоторые из них перерезало в 2-3 местах, а осколками поражало деревья в радиусе 40-50 м — часть их была совершенно срезана, а некоторые перерезаны в 2-3 местах. Некоторые деревья были пробиты на глубину до половины толщины ствола, а также насквозь, что свидетельствовало о большой величине убойной силы осколков.
Альтернатива
В РИ РОФС-203, как и более ранний РС-245 остались невостребованными, т.к. имели целью залповую стрельбу тяжелыми бомбёрами с горизонтального полёта по площадным целям, в отличии от предлагаемые для штурмовых ударов РС-82 и РС-132.
Развилка: решили подвесить под штурмовик (благо 180 кг вполне доступно не только Ил-2 с Су-2, но и Р-Зет), получилось, и Ил-2 с массовым пилотом получил возможность прицельно работать по точечным целям. Которые не только танки, но и деревянные/понтонные мосты, укреплённые дома и прочие БДБ…
1. Будет ли в таких условиях востребован Пе-2 или попытаются воскресить ТТ-250 в авиаварианте?
2. Влияние на ход боевых действий.
Американский аналог
Незадолго до окончания боевых действий на вооружение американской авиации поступила самая мощная 11,75-дюймовая (298,5 мм) авиационная ракета «Tiny Tim».
Тяжелые ракеты «11,75 Tiny Tim» предполагалось использовать против позиций германских ракет ФАУ-2, мостов и долговременных укреплений. Боевая часть весом 267 кг, содержащая 66 кг взрывчатки, могла пробить железобетонные перекрытия толщиной 1 метр. Ракета имела стартовый вес 581,7 кг, длину 3,129 м, диаметр — 298.5 мм, размах стабилизаторов 910 мм.
Подвеска ракеты «Tiny Tim»
Из-за большого веса она предназначалась для вооружения прежде всего бомбардировщиков, но не исключалась также ее установка на истребителях. Для ракеты не была разработана пусковая установка — она подвешивалась к стандартным бомбодержателям соответствующей грузоподъемности.
После сброса разматывался вытяжной шнур, закрепленный на самолете, который на безопасном расстоянии от носителя запускал двигатель ракеты.
Ракета «Tiny Tim» на войну опоздала, лишь небольшое количество ракет было применено в заключительных боях за остров Окинава против японских укреплений.
Источники: http://fai.org.ru/forum/topic/43435-tyazhelyie-nur-dlya-il-2/ , http://nevskii-bastion.ru/rocket-rs-203-avia-nurs/ , https://topwar.ru/48602-britanskie-i-amerikanskie-aviacionnye-reaktivnye-snaryady-vtoroy-mirovoy-voyny.html