Турецкие султаны как этапы жизнедеятельности Османской империи. Часть 5. Мехмед I — второй отец-основатель Османской империи
Османская империя могла бы кануть в Лету если бы не сын Баязида — Мехмед. Именно он смог по кускам собрать разгромленное Тамерланом государство и восстановить его мощь.
Содержание:
Начало жизненного пути
Мехмед родился в азиатской столице Турции — Бурсе. Его мать Девлет—хатун была наложницей Баязида и скорее всего христианкой.
В битве при Ангоре 15-и летнего Мехмеда из сражения вывел его наставник Амасьялы Баязид-паша. Он не только спас принца, но и пока вел его, кормил тем, что смог сам выпросить в дороге как милостыню.
После Ангорской битвы политическая карта Малой Азии вновь стала пёстрой — тюркские бейлики получили свободу, Византия освободилась от 8-и летней сухопутной осады, а балканские страны обрели свободу.
Три сына Баязида еле-еле удерживались в своих владениях: Сулейман в Эдирне, Иса в Бурсе, Мехмед в восточной Анатолии.
В течение 11 лет между братьями шла борьба за власть. Кроме того, самый старший брат Муса воевал в Европе за османские владения. В конце-концов Мехмед победил своих братьев в Азии, а в 1413 году победил в битве Мусу и таким образом объединил большинство бывших османских владений в единое государство.
Всё это время Мехмед выступал уже как вассал византийского императора Мануила II и даже согласился отправить к нему своих сыновей по мере их взросления в качестве заложников. Благодаря такому шагу византийский флот переправлял армию Мехмеда из Азии в Европу и обратно.
Султан Мехмед I
Мехмед принял титул султана в 1413 году в Эдирне (Адрианополь).
После этого он стал проводить активную завоевательную политику — захватил часть Албании, покорил все анатолийские бейлики и армянское княжество Киликия. В Анатолии ему не подчинялся только бейлик Караманоглу.
Мехмед пытался создать собственный флот, но неудачно. В 1416 году венецианцы захватили все 25 османских кораблей.
Новые междоусобицы
Но не все было гладко у Мехмеда и после завершения объединения страны. Неожиданно из плена у Тамерлана вернулся еще один брат Мустафа-Челеби. Он потребовал свою часть государства и видно его поддерживали, так как у него была армия, которую Мехмед все-таки разбил в сражении. Мустафа бежал к грекам и византийский император отправил его в ссылку на остров Лемнос (рассчитывал использовать при случае, что позже и случилось).
Восстание сектантов Бедреддина
Ислам всегда был ближе к идеям коммунизма чем все другие религии. Поэтому, именно среди его сторонников с самого появления ислама было много тех, кто мечтал об общем имуществе и социальной справедливости.
В 1358 году в европейском Адрианополе в семье первых гази (воинов за веру) родился впечатлительный мальчик Бедреддин (в переводе с арабского — верящий в религию полумесяца). Он был из рода сельджуских удж—беев (то есть правителей провинций) и таким образом по родовитости был даже выше османов. Его матерью была гречанка, принявшая ислам.
До 1402 года Бедреддин учился в лучших теологических заведениях Ближнего Востока и совершил хадж в Мекку. Благодаря большим знаниям и умению вести диспуты он стал наставником сына египетского султана из мамлюков Баркука. Но ветер странствий увлекал Бедреддина и он побывал в Самарканде, где его знаниями был поражен сам Тамерлан.
Вернувшись на родину Бедреддин, который за время странствий стал суфием и проникся идеей равенства между всеми людьми, независимо от вероисповедания и национальности стал пропагандировать свои идеи. Его проповеди привлекали множество слушателей, а идеи быстро распространились среди населения регионов, где компактно жили мусульмане и христиане.
Эти мысли находили поддержку у османов, так как были выгодны им в свете полиэтнического населения империи и объединяли разные этносы в единую со общность.
Неизвестно, пытался ли Бедреддин сам поднять восстание, но то что его идеи стали искрой из которой возгорелось пламя пожара восстания бедноты в 1418 году это точно. Мятежи начались практически по всей империи — бедняки требовали, чтобы богачи поделились с ними своими богатствами. Османы жестоко подавляли восстания и казнили их предводителей. Сам Бедреддин был арестован и чтобы обеспечить безопасность своей семьи самолично издал фетву (разрешение) на собственную казнь. Без фетвы его не могли казнить как религиозного деятеля.
Кончина Мехмеда I
Организацией подавления мятежа руководил наставник Мехмеда — Баязид. Сам Мехмед уже тяжело болел и умер еще до окончательного подавления мятежа. Всё равно он оставил после себя хоть и раздираемую социальными рознями, но единую страну, которая по территории была даже больше, чем во времена его отца Баязида.