СССР – Me 109 G-4 (зав.ном. 14997)
Захвачен в СССР 28 мая 1943 года
В мае 1943 года на Bf 109 G-4/R6 («белая 2»; зав.ном. 14997), которая числилась за Эрихом Хартманном, летал унтер-офицер Херберт Майсслер (Uffz. Herbert Meissler) из состава эскадрильи 7./JG 52. 28 мая 1943 года эскадрилья 7./JG 52 выполняла задачу по прикрытию Кубанского плацдарма, и в этот день самолет Херберта Майсслера был поврежден советским истребителем ЛаГГ-3. Поврежденный «густав» совершил вынужденную посадку на советской территории и после капотирования был захвачен красноармейцами.
Трофейный «мессер» был возвращен в нормальное положение и был передан 3-му истребительному авиакорпусу, командующий которым пожелал осмотреть вражеский истребитель. Затем самолет был снят в пропагандистском фильме, в котором с помощью дымовой шашки имитировались его повреждения. В заключение следует сказать, что несмотря на то, что самолет принадлежал эскадрилье 7./JG 52, ранее он находился в составе группы I./JG 52, эмблема которой осталась на обеих сторонах носовой части фюзеляжа.
Me 109 G-4 (зав.ном. 14997), на котором летал унтер-офицер Херберт Майсслер (из состава эскадрильи 7./JG 52), 28 мая 1943 года был поврежден в бою и совершил посадку на советской территории. Самолет использовался в ходе съемок пропагандистского фильма. Ранее на этом «густаве» летал Эрих Хартманн, отметки о победах которого видны на руле направления
в годы Великой отечественной войны множество немецких самолетов было сбито советскими зенитчиками и затем привезены в города для специализированных и импровизированных выставок трофейной техники. На данном снимке представлен Me 109 G-2 («черная 3»; зав.ном. неизв.), который, возможно, принадлежал эскадрилье 2./JG 5. Снимок был сделан летом 1943 года в Ленинграде; у самолета отсутствуют многие части: законцовка левой консоли крыла, воздушный винт и фонарь кабины пилота. Обратите внимание на семь отметок о победах на руле направления
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»