Альтернативное развитие проекта БТ 20 (А 20)
Во время Великой Отечественной Войны несмотря на наличие проектов и даже пред серийных легких танков с высокой мобильностью и противоснарядным бронированием (Т 50, ЛТТБ, А 20). Наиболее перспективным (и ранним) из них был А 20 который за счет унификации с Т 34 вполне могли запустить в производство, но из-за стечения обстоятельств дальше прототипа дело не зашло что собственно и не удивительно, так как концепция колесно-гусеничного танка к 1939 году была признана провальной. В АИ руководство РККА получило озарение (допустим подсмотрели из-за рубежа) и было принято решение отказаться от колесного движителя и сделать танк полностью гусеничным. Это привело к тому что максимальная нагрузка на ходовую возросла до 21-22 тонн, это позволило увеличить бронирование танка до уровня Т 34 (в лобовой проекции).
Содержание:
Развилка
В сентябре 1937 года в связи с появлением новых средств противотанковой обороны, 37-мм и 45-мм противотанковые пушки АБТУ РККА заводу № 183 (ХПЗ) было выдано задание на разработку нового гусеничного танка с противоснарядным бронированием, способным обеспечить защиту экипажа танка от огня 37-50 мм пушек в лобовой проекции.
Необходимость разработки такого танка диктовалась тем обстоятельством, что дальнейшее увеличение толщины брони танка БТ было невозможно, поскольку увеличение массы машины вело к перегрузке трансмиссии и элементов ходовой части. Тем более, что прямое увеличение толщины броневых листов корпуса БТ-7 не давало полноценного удовлетворения всех требований, поставленных заказчиком к новому танку. После проработки конструкторским бюро завода проекта танка, получившего название БТ-20, в сентябре 1938 года, завод предъявил чертежи и макет разработанного согласно требованиям комиссии АБТУ, который был рассмотрен Главным Военным Советом в ноябре 1938 года.
К октябрю 1939 года Коллективом КБ завода № 183 были выполнены рабочие чертежи корпуса и башни опытного танка А 22, и начата разработка чертежей нового образца танка с более мощным вооружением (Ф 34), впоследствии ему было присвоено обозначение Т 22 (Ср). Ведущим инженером проектов А 20, А 22 был А.А.Морозов.
Постановлением КО при СНК СССР № 45 от 11.01.1939 г. чертежи танков А 20, А 22, а также их макеты, были утверждены для производства. Новые формы броневого корпуса машин, (наклонно расположенные лобовые бронелисты и вертикальные борта).
По своей массе танк А 22 подпадал уже под категорию средних танков (за что и получил приписку СР). Танк имел классическую схему общей компоновки. Мех вод располагался в отделении управления у левого борта, справа от него находился стрелок-радист. В башне слева от пушки размещался наводчик, а за ним командир танка и справа от пушки — заряжающий.
Основным оружием танка являлась 76-мм танковая пушка Л 10, боекомплект которой составлял 77 выстрелов. С пушкой был спарен пулемет ДТ, второй пулемет ДТ размещался в шаровой установке справа в верхнем лобовом листе корпуса, на командирской башенке размещался зенитный пулемет ДШК.
Танк Т-22 (СР), Постановлением СНК СССР от 12 июле 1939 года, был принят на вооружение Красной армии еще до изготовления опытных образцов. Первые опытные танки были изготовлены в сентябре 1939 года и при испытаниях полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.
Серийное производство танков Т-22 (Ср) началось в январе 1940 года. Для быстрого перевооружения РККА в феврале 1940 года Совнарком принял решение о разворачивании производства танков Т-22 (наряду с заводом № 183) на СТЗ.
Первоначально танк Т-22 вооружался 76-мм пушкой Л-10 с длиной ствола в 30,5 калибра, а, начиная с февраля 1940 года, он получил более мощную 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1940 года танки Т-22 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком.
Т 22 Ср
ТТХ Т 22 Ср (1940)
Габариты: Длинна 6000 мм (без пушки), Ширина 2600 мм, Высота 2400 мм, погон башни 1600 мм.
Масса танка: 19,3 тонн.
Подвижность: Двигатель — В 2 (480 Л/С +0,5 тонн) / М 17 Т (450 Л/С); Скорость — 70Км/Ч по шоссе, 50 Км/Ч по пересеченной местности, 8 Км/Ч назад.
Трансмиссия: аналогична А 32.
Ходовая: аналогична (РеИ) А 20 Г. (Макс. нагрузка 21Т)
Броня: ВЛД 45 мм (60°), НЛД 45 мм (55°), Борт 25 мм, корма 16 мм (45°).
Вооружение: 76 мм пушка Ф 34 с длинной ствола 41 калибр, спаренный ДТ 7,62 в башне, ДТ 7,62 у стрелка радиста, зенитный ДШК 12,7 у командира. (БК — 77 снарядов, 3500 патронов).
Внешний вид Танка:
Дальнейшая судьба танка
В апреле 1940 года была начата разработка танка А 32 (аналог РеИ Т 34 М) он должен был стать полноценным средним танком, его производство было развернуто в апреле 1941 на Кировском Заводе, а к 22 июню он полностью сменил в выпуске КВ (исключая САУ). Выпуск Т 32 начался именно на Кировском Заводе, из-за загружености остальных заводов выпуском Т 22 и конструктивной схожестью с танками КВ. Из-за начала Великой Отечественной Войны смена в выпуске Т 22 на Т 32 затянулась и произошла в декабре 1942 (танк к тому времени уже получил 85 мм пушку).
К 22 июню 1941 было произведено 3600 танков Т 22 Ср(произошло это за счет того что Т 22 полностью сменил в серии БТ 7 и был запущен в серийное производство сильно раньше, да и за сам танк получился дешевле РеИ Т 34), дальнейший выпуск аналогичен РеИ.
На базе Т 22 были созданы САУ — (артилериская) со 152 мм пушкой и усиленой путем добавления 5 катка ходовой, (ЗСУ) со спаркой 37 мм пушек / 4 23 мм пушек. (они производились почти до конца войны)
Итог альтернативы — РККА получила в несколько раз больше танков нового поколения(при чем белее надежных РеИ Т 34) и хотя АИ Т 22 уступает по бронированию Т 34 он был ощутимо дешевле. Да и к тому же за счет 3 местной башни танк превосходит по реальной боевой ценности РеИ Т 34. Сможет ли повлиять это на ход войны? Скорее всего нет, но вот предотвратить блокаду Ленинграда и Киевский котел вполне может быть, тогда война закончится уже в октябре 1944 года да и потери РККА ощутимо сократятся.