Плодом многолетних, начатых еще в 1980-е годы, теоретических исследований специалистов ТАНТК им.Бериева, ЦАГИ, СибНИА и ЦИАМ стал проект сверхтяжелого гидросамолета-экранолета Бе-2500. Это гигантский воздушный корабль со взлетной массой 2500 т. имеет оригинальную компоновку.
По замыслу конструкторов, грузо-пассажирский Бе-2500 сможет выполнять полеты как в высотном, так и в экранном режимах. он выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», интегральной в плане формы. Взаимное расположение лодки и крыла с развитым центропланом обеспечивает глиссирование на редане лодки и задней кромке центроплана, двигаясь по воде с высоким аэродинамическим качеством.
Взлет с воды должен выполняться с использованием эффекта поддува — выхлопные газы двигателей, установленных по бокам передней части фюзеляжа, направляются под крыло, где в замкнутом объеме образуется своеобразная газовая подушка, облегчающая отрыв от воды. Применение поддува упрощает и делает более безопасным снижение и приводнение летательного аппарата, так как этот режим может достигаться с постоянным углом тангажа, что предполагает минимальное вмешательство летчика.
Бе-2500 планируется снабдить убирающимся шасси, рассчитанным на минимальную взлетную массу. оно должно использоваться лишь при перелетах на заводские аэродромы для проведения ремонтных работ, а также для выхода на гидроспуск. В качестве двигателей рассматривались ДТРД НК-116, либо Trent 800. Предварительный проект ТРДД НК-116 (с диаметром вентилятора 5 метров) для перспективных тяжелых транспортных самолетов, в том числе и для гидросамолетов, прорабатывался в 1994 году в Самарского НПП «Труд».
Предполагается, что сверхтяжелые гидросамолеты найдут применение, в первую очередь, на трансатлантических и транстихоокеанских маршрутах. По замыслу конструкторов, они смогут пользоваться уже существующими портами, практически не требуя создания какой-то новой уникальной инфраструктуры. Сверхтяжелые гидросамолеты могут эффективно применяться и в поисково-спасательных операциях, а также использоваться в процессе освоения человечеством мирового океана, совершая рейсы между морскими поселениями (создание которых — дело ближайшего будущего) и материком. Еще одной сферой применения самолета типа Бе-2500 может стать разведка и добыча полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов.
Создание самолетов типа Бе-2500 — дело отдаленного будущего. Очевидно, столь грандиозные программы следует реализовывать в содружестве с другими государствами, заинтересованными в освоении океанских пространств и развитии морских сообщений.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ТАНТК им. Г.М.Бериева | ||
Обозначение | Бе-2500 | Бе-2500П | |
Тип | сверхтяжелый транспортный самолет-амфибия | ||
Экипаж, чел | |||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 123 | ||
Размах крыла, м | 156 | ||
Площадь крыла, м2 | 3428 | 3184 | |
Взлетный вес, т | 2500 | 2500 | |
Максимальная нагрузка, т | 1000 | 1000 | |
Коммерческая нагрузка при протяженности трассы 7000 км, т | на высотном режиме (H=10км) | 700 | 700 |
на экранном режиме | 450 | 630 | |
Вес топлива, кг | |||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 6 | ||
Тип двигателя | ТРДД НК-116 | ||
Мощность двигателя, тс. | 6х 105 | ||
Летные данные | |||
Крейсерская скорость, км/ч | на высотном режиме (H=10км) | 800 | 800 |
на экранном режиме | 450 | 450 | |
Безопасная скорость взлета, км/ч | 420 | 360 | |
Перегоночная дальность, км | на высотном режиме (H=10км) | 17000 | 15800 |
на экранном режиме | 10700 | 12700 | |
Длина разбега, м | 15000 | 9300 |
Источник — http://www.testpilot.ru/russia/beriev/be/2500/be2500.htm