7-го декабря 1941 среди атаковавших Пёрл-Харбор японских самолётов, 49 бомберов несли по одной 800 кг бомбе. Их задачей была атака американских линкоров. Линкоры в П-Х стояли в два ряда: внешний ряд, который можно было поразить торпедами, и внутренний ряд – он от торпед был прикрыт – с одной стороны стояли линкоры внешнего ряда, с другой был остров. Достать линкоры внутреннего ряда можно было только бомбами.
Результаты атаки: по 2 бомбы попали в 4 линкора (ещё две бомбы попали во вспомогательное судно, стоявшее в ряду линкоров, но на линкор совершенно не похожее). Итого 8 попаданий, «Тенесси» и «Мэриленд» получили некоторые повреждения, и одна бомба вызвала внутренний взрыв «Аризоны», уничтоживший линкор. Остальные попадания эффекта практически не имели. Эти бомбы имели слишком малый заряд взрывчатки — 23 кг из общего веса в 800 кг. Да и это взорвалось не во всех случаях попадания – подвели взрыватели. 45 бомб впустую, две так-сяк и одна результативно – это, в общем, нормально для бомбометания. Но в конкретном случае налёта на П-Х получается, что 45 самолётов слетали просто так.
В общем, эффективность использованных японцами 800 кг бронебойных бомб сомнительна.
Как АИ-вариант: японцы довели свои 800-кг бомбы до ума. 23 кг взрывчатки на общий вес в 800 кг – это мало. Для сравнения: американская бронебойная авиабомба AN-Mk33: масса – 454 кг, масса ВВ – 64 кг, бронепробиваемость – 127 мм (как раз толщина бронепалубы «Аризоны»); или британская БРАБ AN-Mk.I общим весом 726 кг с ВВ в 97,6 кг. Если бы японские бомбы имели хотя бы 80-кг заряд ВВ – то их взрывы внутри американских линкоров были бы гораздо разрушительнее.
800-кг бронебойная бомба
Вот только бронебойная бомба – изделие гораздо более сложное, чем просто фугасная. Разработка хорошей БРАБ – дело сложное и весьма затратное. Чтобы получить прочный корпус, способный пробить толстую броню, требуются исследования в области металлургии, металлообработки, сопромата, баллистики, аэродинамики и так далее. Надо разработать специальную высоколегированную сталь, процесс производства – проковку, многоэтапную термическую обработку. США и британцы могли себе всё это позволить (но и они к началу войны не управились, AN-Mk.I пошли с 1942 г.). Японцы же вынужденно экономили, когда за основу своей БРАБ взяли 410-мм снаряды линкоров типа «Нагато» (в 1931 г. для них были приняты новые 410-мм бронебойные снаряды; запас старых снарядов решили использовать для конверсии в авиабомбы, чтобы не отправлять их на переплавку.) Заряд ВВ в этих снарядах изначально был мал (килов 15). В общем, чтобы японцы сделали БРАБ лучше, чем у них было – очень малореально.
Также малореально увеличить процент попаданий – ведь скидывать бомбы японцам надо было с высоты в 3 км (если ниже – то бомба не успевает разогнаться в падении (и набрать энергию, необходимую для пробития бронепалубы); если выше – то вероятность попадания с такой высоты сильно уменьшается). На учениях японские пилоты достигли 70% попаданий – при такой статистике из 49 бомб попали бы в цель штук 30 с гаком. Возможно, японское командование рассчитывало на такую результативность в налёте на П-Х. Но японские же расчёты показывали, что в боевой обстановке полигонная меткость снижается минимум на 40 %.
АИ: японцы использовали в налёте не бронебойные 800-кг бомбы, а фугасные. В 1937-м у них была разработана противокорабельная 800 кг. От просто фугаски эту бомбу отличал монолитный, а не сборный корпус из более качественной стали. При том же общем весе в 800 кг в ней было 382 кг взрывчатки. К тому же в этой бомбе двойной (и вверху и внизу) взрыватель — это надёжнее. Бронепалубу линкора фугаска не пробьёт, но верхние палубы может. Взрыв почти 400 кг взрывчатки поверх бронепалубы нанесёт тяжёлые повреждения линкору.
800-кг фугасная бомба.
Бронебои надо было сбрасывать с высоты не ниже 3 км. А чтобы сбросить фугаски, самолёты могут опускаться ниже – это способствует точности; будет больше попаданий, по несколько на линкор. Также бронебой, упавший мимо корабля, ущерба ему уже не нанесёт. А вот фугаски опасны и при промахе (близком), их большой заряд ВВ даёт мощный взрыв в воде – разрушительный для подводной части линкоров.
Поищите, на сайте была статья
Поищите, на сайте была статья про японские бомбы, там ооочень интересно.
…чтобы сбросить фугаски
А так же способствует резкому увеличению количества сбитых самолетов.
Значит Аризона останется целой.
Значит Аризона останется
Всякое возможно. К примеру: на "Гнейзенау" взрыв английской 500 кг бомбы поверх бронепалубы привёл к детонации боезапаса башни ГК — разрушения были такими, что этот ЛК немцы не стали восстанавливать.
++++++++++
++++++++++
Я тоже неколько лет назад пришел к выводу что использование тяжелых бронебойных бомб японцами в П-Х было неэфективено и как оружие они — явный фейл а не вундервафля. Также малореально увеличить процент попаданий – ведь скидывать бомбы японцам надо было с высоты в 3 км (если ниже – то бомба не успевает разогнаться в падении (и набрать энергию, необходимую для пробития бронепалубы) Тут вы не правы! Во всём мире броненбои кидали ПИКИРОВЩИКИ, с высоты явно меньше 3 км. т.к. пикировщик самразгоняется очень неплохо, а потом ещё и бомба в свободном полёте. (реальная высота сброса ~ 1 км). Но пикировщики таскали 250-кг или 500-кг брогнебойные бомбы. Кстати 500-кг у яп-цев до 43 года НЕ было!? (вот где лажа!!!) В принципе там идея была в том что 800-кг бронебоя можно кинуть с высоты напр. ~2 км, из горизонтального полёта обычным торпером. Тогда она сможет набрать и скорость и энергию сравнимую с 500-кг бронебоем брошеным с пикирования. При этом сам в зону ближнего ПВО почти и не входит. Но действительно, точность такого бомбометания оказалась низкой и недостаточной. А против кораблей в открытом море, такое оружие вообще бесполезно. (( Т.ч. против внутреннего ряда ЛК в П-Х надо было придумывать что-то другое. А придумывать вобщем-то… Подробнее »
Вся защита, в целом, по оценке Манделя, была лучше британской и приблизительно эквивалентна германской.
(С)
МЭм жаль очень жаль что японцы про копья то не знали то…И таких гениальных идей не генерировали то…
ОЙ))
В начале войны в 1939 году «Нельсон» совершил четыре выхода в Северное море для перехвата германских рейдеров и охраны норвежских конвоев[60]. При возвращении из пятого похода 3 декабря 1939 года на входе в Лох-Ю линкор подорвался на магнитной мине, выставленной германской подлодкой «U-31». Взрыв произошёл под носовой оконечностью, вне приделов цитадели. Обшивка была вдавлена на 1,2 м, но выдержала, дав лишь небольшую течь. Затопления были небольшими и ограничились несколькими отсеками в носовой части. Погибших не было — количество раненых составило 74 человека. «Нельсон» отстаивался в Лох-Ю, пока протралят фарватер, а затем был переведён в Портсмут, где до августа 1940 года на нём производился ремонт
И да))
Вся защита, в целом, по оценке Манделя, была лучше британской и приблизительно эквивалентна германской.
А вот были ли у Яп-цев донные мины, я так пока и не сведущь…
Кстати, вероятно что ради экономии, такие спец. боеприпасы, можно было изготавливать используя воздушные баллоны старых/не кислородных лодочных торпед.
Какая-то особая форма им совсем не нужна.
Большие небось баллоны то))
Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начинённых аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин.