Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

20

История самолёта СуЧ-1 началась марта 1943 года, когда в ОКБ Сухого завершило работы по проектированию скоростного истребителя с уникальной компоновкой силовой установки.

Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан со стандартным хвостовым оперением и трёхлонжеронными крыльями. Однако главной «фишкой» был силовой агрегат машины, а точнее агрегаты.

Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

На истребителе были установлены два двигателя Климов М-107 водяного охлаждения с максимальной мощностью 1600 л.с. (1193 кВт) каждый. Моторы устанавливались в центральной части фюзеляжа, при этом они были расположены не последовательно друг за другом, а в шахматном порядке. Первый двигатель располагался ближе к правому борту, а задний к левому.

При этом, лобовое сопротивление, по сути двухмоторного самолёта, осталось таким же, как у одномоторного. Как и ожидалось, это привело к значительному увеличению максимальной скорость истребителя.

На процессе проектирования самолёт получил внутреннее обозначение «И-2М107», что буквально обозначало «Изделие с двумя двигателями М107».

Двигатель Климова М-107


Двигатель Климова М-107

Другой особенностью самолёта стало то, что левый ряд цилиндров переднего двигателя и правый ряд цилиндров заднего двигателя были расположены вертикально. Это дало возможность каждому мотору иметь один комплект выхлопных патрубков, выведенных в верхнюю часть фюзеляжа. Оба двигателя передавали свою мощность на один трехлопастной винт диаметром 4,0 м через параллельные валы и общий редуктор.

Оба водяных радиатора располагались рядом в передней части корпуса, а маслорадиаторы были утоплены в крыльях. Общий запас топлива четырех баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, составлял 1113 литров.

Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

Для того что бы обеспечить привод двигателей на винт, кабина была смещена влево. Кроме этого, она была размещена спереди крыльев, что давало великолепную обзорность пилотам. При этом пилот имел небольшую защиту.

Кабина была сделана из бронестекла, а стенка сидения имела броневую спинку. Общий вес брони составлял 70 кг.

Стойки шасси, с колесами размером 800 x 280 мм убирались в корни крыла, а хвостовое колесо размером 400 x 150 мм (15,7 x 5,9 дюйма) убиралось внутрь фюзеляжа. Вооружение истребителя состояло из двух крыльевых 12,7-мм пулеметов УБС Березин, стрелявших сквозь диск винта, и одной 20-мм пушки ШВАК, установленной в ступице винта.

12,7-мм пулемет УБС Березина

12,7-мм пулемет УБС Березина

Полномасштабный макет самолёта был показан в декабре 1943 года. После его показа, ОКБ Сухого сразу же получило добро на дальнейшие работы по самолёту. Однако теперь работы по самолёту возглавил Владимир Алексеевич Чижевский. Известный по самолётам марки БОК.

Владимир Алексеевич Чижевский


Владимир Алексеевич Чижевский

В течение 1944 года три прототипа прошли программу ускоренных испытаний. В ходе которых выяснилось, что самолет прост в управлении, и в целом надёжен. Однако, были выявлены проблемы с перегревом двигателей. Так же наблюдались постоянные неисправности коробки передач, которые с трудом устранялись в полевых условиях. В конце-концов трансмиссия так и осталась ахиллесовой пятой СуЧ-1.

В итоге СуЧ-1 был готов к серийному производству к концу 1944 года. При этом самолёт предназначался исключительно для использования в качестве перехватчика, в тыловых частях. По сравнению с опытными прототипами в серийных самолёт был внесен ряд изменения. На нём были установлены два чуть более мощных двигателя «Климов ВК-107А», лучше приспособленные для работы на больших высотах, а также был значительно увеличен объём радиатора. Кроме этого, масляные радиаторы были перепроектированы и теперь располагались под корнями крыльев.

Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

Размах крыла самолёта был увеличен на 914 мм, а также был установлен более крупный, диаметром 4,3 метра, четырехлопастной винт для улучшения характеристик на больших высотах. Гермокабина, на истребитель, не устанавливалась, однако она так же немного была изменена и получила расширенное остекление для лучшего кругового обзора.

Вооружение также было усилено. 23-мм пушка Нудельмана Н-23, осталась там же где на прототипе и вела огонь через втулку винта, а вот количество пулеметов УБС в крыльях было увеличено с двух до четырех.

По мере накопления опыта эксплуатации стало ясно, что огневую мощь самолёта необходимо ещё увеличить, поэтому 23-мм пушку заменили 37-мм пушкой Нудельмана-Рихтера НР-37. В крыльях, пулемёты УБС были заменены двумя 20-мм пушками ШВАК. А с марта 1945 года, в крыльях стали устанавливать 23-мм пушки Нудельмана Н-23. Таким образом с 1945 года самолёты шли вооружённые 3-мя скорострельными орудиями.

37-мм пушка Нудельмана-Рихтера НР-37 является альтернативным орудием. В РИ такой не было. В РИ была 37-мм пушка Нудельмана Н-37. Однако её выпуск был начат только в 1947 году.

Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

Проблема перегрева на серийных машинах была решена, однако сбои в работе коробки передач так и не решили. Это было связано с чрезмерной сложностью этого узла. Так же отмечался частый выход из строя подшипников, что было связано с высокими перегрузками и низким качеством производимых в СССР подшипников.

Высокий крутящий момент большого винта также сказался на управляемости. Взлёт и посадка считались чрезмерно «опасными», особенно, с пустыми топливными баками при боковом порывистом ветре.

При этом, мощное пушечное вооружение СуЧ-1 делало его смертельным противником, особенно для вражеских истребителей. Даже одного попадания 37-мм снаряда из пушки НР-37 было достаточно что бы сбить самолет, а его максимальная скорость около 700 км/ч (435 миль в час) была более чем достаточной, для борьбы с любым типом самолётов Люфтваффе.

Главный послевоенный защитник советского неба. Альтернативный высотный перехватчик СуЧ-1

Уже после войны было проведено несколько экспериментов с двигателями и вооружением. Например, как минимум один СуЧ-1 был оснащен 45-мм пушкой Нудельмана-Суранова НС-45, стреляющей через ступицу винта. Кроме этого были теоретические выкладки по установке 57-мм пушки. Однако то реализации дело не дошло по причине проблем с разработкой этого орудия.

Что касается моторов, на один опытный самолёт были установлены два 12-цилиндровые дизельные двигатели Чаромского М-30В. Однако сегодня судьба этого проекта неизвестна. Так же для решения проблемы с большим крутящим моментом винта (были случаи его разрушения), разрабатывалась двухвинтовая установка с двумя трехлопастными винтами диаметром всего 3,6 м, вращающимися противоположно.

45-мм авиационная пушка НС-45


45-мм авиационная пушка НС-45

Всего до конца войны было построено 120 истребителей СуЧ-1. Самолёты в основном находились в СССР и должны были предотвратить поскольку атаки немецких бомбардировщиков дальнего действия, которых так и не случилось. Однако после войны, было построено ещё около 200 самолётов, которые стали основными истребителями Советского ПВО вплоть до 1947 года, когда самолёты начали заменяться первыми Советскими реактивными истребителями Як-15 и МиГ-9. При этом, даже в 50-е годы самолёты СуЧ-1 обладавшие большой дальностью полёта рассматривались как основные истребители сопровождения советских бомбардировщиков.

Источник — https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/12439170054/in/photostream/

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account