17

Статья из архива 04.02.2015 года.

Содержание:

Пара слов об АИ мире

Это сражение происходило в мире нефтедобывающий Германии. По легенде мира он отличается от нашего только тем, что в Германии нефть залегает намного выше, чем в нашем мире. Что дало возможность, начать добывать нефть Германии, ещё начиная с конца 19 века. В начале такая развилка особой разницы не давала. Но, тем не менее, германия начала строить флот немного мощнее того который нам известен по нашему миру. В частности, начав строить броненосцы Бранденбург с шестью орудиями главного калибра,  они продолжили эту традицию и на других сериях кораблей.

Предыстория появления крейсера Гангут

В 1900 году, после того как для своего флота в Германии заказала броненосцы Турция, на немецкие корабли обратила своё внимания и Россия, так же заказала для своего флота один броненосец серии Виттельсбах (естественно альтернативный). Правда в отличие от Турок, Россия заказала не точную копию немецкого аналога, а корабль без вооружения, для установки на него своих пушек под свои снаряды. То есть место немецких 280 мм пушек на русский корабль планировалось поставить 254 мм орудия главного калибра. Кроме этого, посчитав, что ГК 254 мм, для эскадренного броненосца слабоват, в России приняли решения построить этот корабль как броненосный крейсер, предварительно уменьшив его бронирование, что дало возможность добиться, вполне приличной скорости в 20,5 узлов.

С такими данными было принято решение этим кораблём усилить Владивостокский отряд крейсеров. Что дало возможность, собрать в нём сразу три броненосных двадцатиузловых крейсера. Ну а старенький крейсер Рюрик, который со своими неполными 19 узлами не вписывался в эту концепцию, было принято решение направить на Балтику.

Корабль, получивший название Гангут, был заложен на Верфи Шихау, что в Данциге, в 1900 году. В 1901 году он был спущен на воду. В 1902 году из России на верфь был поставлен комплект вооружения крейсера. В 1903 году корабль был достроен. Его экипаж был доставлен из России. Там же были проведены испытания, после чего корабль, не заходя в Кронштадт отправился на Дальний Восток, в порт приписки Владивосток. В это же время в обратном направлении отправился крейсер Рюрик. Осенью 1903 года крейсер Гангут встал на якорь во Владивостоке.

Крейсер "Гангут"

Крейсер «Гангут»

Участие крейсера Гангут в Русско-Японской войне

До знаменитого сражения у острова Цусима крейсер, совместно, с другими крейсерами активно участвовал в крейсерской войне и сумел перехватить несколько японских пароходов. Владивостокская эскадра, справедливо полагая, что имеет преимущество над японскими кораблями отряда Камимуры, не избегала сражения с ним. Но в начале войны Камимура, который считал свой отряд равным по силе русскому, избегал сражения сам. А потом довольно долго двум флотилиям не удавалось встретиться. И только  в середине лета 1904 года это событие произошло.

Сражение у острова Цусима

В этом мире имя острова Цусима стало известно раньше 1905 года. И здесь оно воспринималось не как горькая страница в истории русского флота, а как место воинской славы. Именно с битвы у этого острова начался перелом в Русско-Японской войне, и, именно, здесь русский флот одержал первую значимую победу над японцами.

Утром 17 июня крейсера, расставшись с транспортом «Лена» и миноносцами, взяли курс на о. Дажелет, а от него на о. Окиносима. На подходе к острову русские корабли вели радиопереговоры и этим, по-видимому, обнаружили себя. К вечеру 18 июня на 15 узловой скорости, русская флотилия подошла к о. Икисима (Ики), там то на русских кораблях и увидели дымы японской эскадры, показавшейся из-за южной оконечности о. Цусима. В быстро приближающихся кораблях уже через несколько минут опознали броненосные крейсера «Идзумо», «Асама», «Ивате» и «Адзума». Три остальных корабля, судя по величине, были броненосцами.

Такое превосходство сил и опасность последующих ночных атак миноносцев из близлежащих баз заставило русскую эскадру, по началу, уклониться от боя.

Крейсера повернули на обратный курс, и увеличили скорость до 18 уз. Японская эскадра бросилась в погоню за русскими кораблями, правда, держать высокую скорость, выше 18 узлов, могли только четыре броненосные крейсера, броненосцы отстали.

В свою очередь командир русской эскадры Иессен отдал приказ снизить скорость до 17 узлов. Расстояние между кораблями стало потихоньку сокращаться.

Несмотря на недосягаемое для артиллерии расстояние (около 120 кб), первой открыла огонь японская эскадра. Громом выстрелов японский адмирал спешил, по-видимому, дать знать, изрядно его порицавшим за неудачи соотечественникам, что он таки настиг неуловимые русские крейсера. Два, три залпа из 203 мм орудий легли с гигантскими недолетами в 25-30 кб за кормой концевого «Громобоя»; падения остальных не удавалось и увидеть.

В 16 ч 20 мин, когда расстояние между эскадрами сократилось, до 60 кабельтовых, и от снарядов японских кораблей уже кипела вода вокруг идущего последним Громобоя, Иессен, находившийся на Гангуте, отдал команду следовать за ним и лечь курсом на восток. До этого корабли следовали курсом на сервер. Так же была отдана команда, открыть огонь.

Развернувшись правым бортом, русская эскадра сделала классический crossing T для японских кораблей, преследовавших их. Камимура хотел повторить манёвр, но было слишком поздно.

Головным в японской эскадре следовал крейсер Ивате. Именно он и принял на себя всю тяжесть первого удара русских. После того как русская эскадра открыла огонь, вода вокруг него, просто, закипела.

Крейсер Ивате

Крейсер Ивате

Первым он получил 254 мм гостинец с Гангута. Снаряд проник в помещение для хранения секстантов на нижней палубе, пробив борт в трёх с лишним футов ниже ватерлинии, и разрушил внутреннюю переборку. Взрывом разрушено помещение для хранения хронометров на нижней палубе. В корабль начала активно прибывать вода и он начал кренится на правый борт.

Следом в «Ивате» угодил 203 мм снаряд с «России». Он попал в каземат 152-мм орудия № 1. Взрыв чрезвычайной силы полностью уничтожил левую заднюю сторону каземата и нанёс тяжёлые повреждения во многих других местах. Повреждены также каземат 152-мм орудия № 3 и установка 152-мм орудия № 9, осколками повреждены паровой катер № 1, полубаркас и его кильблок. 76-мм орудие силой взрыва выброшено за борт. На корабле начался пожар, который не давал вести борьбу за живучесть корабля.

Дальше корабль начали рвать шестидюймовые снаряды русских и в 17-40 он затонул. Но это было немного позже.

Вторым под сосредоточенный огонь русских кораблей попал крейсер Адзумо. До этого он уже получил несколько шестидюймовых гостинцев с Громобоя, но серьёзных повреждений ещё не имел. Однако, после того как в дело вступили пушки «Гангута» и «России» дела его стали совсем плохи.

Первый десятидюймовый снаряд с Гангута угодил между первой и второй дымовыми трубами, легко пробил палубу и взорвался в котельном отделении. Выведя таким образом из строя две трети котлов корабля, и сделав пробоину в днище корпуса, корабль резко потерял скорость начал медленно садится в воду.

Видя бедственное положение своих кораблей Камимура, находившийся в это время на своём флагмане «Ивате», отдал команду оставшимся «Идзумо» и «Асаме» выйти из боя и следовать под защиту отставших броненосцев.

Судьба же «Адзумы» была незавидной. Почти полностью потерявший ход корабль стал расстреливаться как на учениях. Приблизительно в 17-30 корабль получил ещё одно попадание десятидюймового снаряда в район головной орудийной башни. Это попадание и стало роковым. Снаряд проник в артиллерийские погреба, чем вызвал детонацию боезапаса крейсера. Прогремел страшный взрыв и через считанные минуты крейсер скрылся под водой. Ни кто из команды корабля не спасся.

Крейсер Адзума

Крейсер Адзума

После этого русские крейсера подошли на место гибели «Иваты» и подняли из воды около семидесяти матросов. Камимуры среди них не было.

Так и закончилось сражение русских крейсеров у острова Цусима. Не смотря на то, что русские корабли получили достаточное количество попаданий, ни один из кораблей не потерял ход, и все вернулись во Владивосток. Где все русские крейсера, встали на непродолжительный ремонт.

Броненосный крейсер "Россия" во Владивостоке, после боя у острова Цусима, июль 1904

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, после боя у острова Цусима, июль 1904

PS. Как то так. Уважаемые коллеги интересует ваше мнение на тему того как дальше пойдёте Русско-Японская война на море после этого сражения.

Моё мнение – отсылать вторую эскадру не придётся.

Подписаться
Уведомить о
guest

65 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account