2

Эту статью сделал для сайта Книга войны. Редакторам сайта статья понравилась, но я подозреваю, что они в авиации мало что смыслят. Так выношу её на суд нашей почтенной публики.

После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника легендарного МиГ-31, который носит рабочее название ПАК ДП.

Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Наиболее вероятный внешний вид ПАК ДА

Содержание:

Предыстория

В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам авиации, так и первой. В СССР, постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.

Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым. Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов:

  • Lockheed/Boeing F-22 Raptor;
  • Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

Lockheed Martin F-35 Lightning II

Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные. Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.

В начале 21-го века, в России пришло к власти новое руководство и началось возрождение страны. Экономика России стала набирать мощь, и начали разрабатываться новые самолеты. В начале, Россия устранила отставание от США, разработала и  наладила выпуск самолёт ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.

Истребитель Су-57

После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который  получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить. Но, для начала, выясним, чем же вооружены российские ВКС на сегодняшний момент.

Стратегическая авиация ВКС России

Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика:

  • Ту-95 «Медведь», на вооружении стоит с 1955 года;
  • Ту-160 «Белый лебедь», на вооружении с 1984 года.

Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года.

Ту-95 «Медведь»Стратегический бомбардировщик будущего - ПАК ДА

Ту-160 машина сверхзвуковая и на много более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.

Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление.Стратегический бомбардировщик будущего - ПАК ДА

Ту-160 «Белый лебедь»

В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.

Концепция бомбардировщика будущего

Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.

Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой. Но от этой идеи довольно быстро отказались. Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.

Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке, это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.

По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС, то есть по характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты.

Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.

Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА

Итак, точно известно, что разработкой нового самолёта занимается конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».

В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев, заявил что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца. Что же известно об этом образце авиационной техники?

Внешний вид

В начале этого года, в своём интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, курирующий вопросы ВПК, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.

Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото, которое размещено ниже:

Модель неизвестного самолёта в аэродинамической трубе

Модель, какого летательного аппарата присутствует на этом фото, точно неизвестно. Многие её связывают именно с ПАК ДА. Но думается это вряд ли, может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые вряд ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего.

Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду.

Наиболее вероятный внешний вид ПАК ДА

 

Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж. Насколько он может соответствовать действительности большой вопрос. Но кажется, общие черты будущей машины в нём отражены.

 

Ориентировочный чертёж ПАК ДА

 

Техника

Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка.

Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.

Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160.

Двигатель НК-32

Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн. Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено аж 4 штуки.

Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air & Cosmos», должна составлять 145 тонн. Кстати, упомянутыйвыше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн. Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. И сейчас объясню почему.

Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км. Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта. То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.

Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать аккуратмежду двумя самолётам Ту-160 и Ту-22. Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны. Про дальность полёта Ту-22 говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.

Место и сроки производства

В феврале этого года была озвучена информация о том, что производства будущего флагмана Российской стратегической авиации, начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова». По заявлению заместителя генерального директора завода — Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023 – 2025 годов. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-2029 годов.

Вооружение и боевое применения

В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта. Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника. Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны, то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.

То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5.

Думается места на такой отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема.

Например, Ту-160, с которым мы постоянно сравниваем ПАК ДА, имеет аж 4 барабанных установки. На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.

Револьверная пусковая установка Ту-160

Резюме

Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57. Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.

Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, мы полностью ликвидируем отставание от США и НАТО в области авиации. Так же хочу напомнить, что Northrop B-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком. И когда Россия закончит этот проект то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.

Американский стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

Правда, аналогичные работы ведутся и в Китае, так что тем более, очень важно закончить этот проект, что ба не оказаться в гонке вооружение в роли догонящего.

Получится ли его завершить? Думается что да. Последние разработки в оборонной области вселяют такую уверенность.

Источник — https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/pak-da/

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account