Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски»

14

Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски»

Статья из журнала «L+K» (выпуск за июль 2007 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Предисловие редакции: Уже давно перестали быть редкостью сообщения о полетах исторических самолетов – восстановленных машин, созданных много десятилетий назад, или их точных реплик. В основном это самолеты стран «первого эшелона» авиации. Гораздо реже восстанавливают самолеты стран с исторически менее развитой авиационной промышленностью. Тем больший интерес представляет событие, состоявшееся 24 мая 2007 года. В этот день в воздух поднялась точная копия важного чехословацкого самолета, оснащенная оригинальным двигателем 1920-х годов, – спортивный самолет Avia B.H.5 – знаменитая «Боска» (Boská).

Идея создания точной копии знаменитой «Боски» появилась более пяти лет назад. «Боска» является логическим результатом усилий Марселя Сеземского (Marcel Sezemský), который ранее уже изготовил точную копию первого низкоплана компании Avia – легкого самолета B.H.1. Однако, если сверхлегкий B.H.1 создан Сеземским в рамках отдельного «производства», то реализацию гораздо более сложного проекта B.H.5 взяла на себя некоммерческая организация «Историческая эскадрилья Чехословацкой Республики» (Historická letka Republiky Československé), которая объединяет множество людей, интересующихся чехословацкими историческими самолетами.

Отправной точкой для успешной реализации проекта B.H.5, несомненно, стал тот факт, что в фондах авиационного музея в Кбелах имелся полностью комплектный оригинальный двигатель Walter NZ-60 и несколько других двигателей этого типа были найдены в различном состоянии. Это создало совершенно уникальную ситуацию в Чешской Республике: имеются оригинальный двигатель и человек с большим опытом изготовления самолетов подобной конструкции.

Подготовительные работы к изготовлению «Боски» началась в 2002 году с поиска сохранившейся технической документации в архиве Национального технического музея (Прага). К счастью, это произошло еще до катастрофических наводнений, которые сильно ударили по авиационному архиву Национального технического музея. Поскольку сохранилась лишь часть необходимой технической документации, то её пришлось в значительной степени реконструировать или полностью воссоздавать заново. На этом этапе компания Vanessa Air Plus братьев Кабрт (Kábrt) взяла на себя выполнение статических и аэродинамических расчетов восстанавливаемого самолёта.

К стадии фактической реализации проект подошел к лету 2003 года. В это время удалось договориться о выделении помещения в историческом здании компании Walter в пражском районе Йинонице (в наши дни микрорайон Валтровка [Waltrovka] района Прага 5 – byakin). Таким образом, планер реплики B.H.5 был создан в помешении, которое напрямую связано с историей чехословацкой авиации. Помимо Марселя Сеземского в изготовлении планера принимали участие члены «Исторической эскадрильи», а также другие волонтеры, которых объединял интерес к этому историческому самолету. Во время изготовления планера были использованы оригинальные производственные технологии. То же самое относится и к материалам, из которых была изготовлен планер реплики самолета. На первый план вышли ель, липа и ясень, а также финская березовая фанера. Как и на оригинальном самолете у реплики в качестве обшивки крыла и хвостового оперения использовалось лакированное полотно. Планер реплики спортивного самолёта Avia B.H.5 минимально отличается от оригинального самолета. Таким образом, единственными отличиями являются монтаж топливной и электрической систем, а также оборудование, соответствующее действующим на сегодняшний день нормам. Однако на внешнем облике самолета это не отразилось. Даже колеса основных стоек шасси соответствуют размерам оригинала. Эти колеса были специально разработаны для B.H.5 и перед установкой на самолет прошли строгие нагрузочные тесты. Однако есть одно отличие внешнего вида реплики от внешнего вида, в каком обычно летала оригинальная «Боска». Оригинальная машина на протяжении большей части своего существования не имела ветровых козырьков перед кабинами членов экипажа, тогда как на реплике они были установлены. Однако есть исторические фотографии, на которых ветровой козырек можно увидеть хотя бы перед одной из кабин.

Несомненно, самой сложной частью создания реплики легкого самолёта Avia B.H.5 была реконструкция двигателя Walter NZ-60. Один почти полный экземпляр авиамотора данного типа был получен взаймы из коллекций музея авиации. Однако предстояло пройти еще долгий путь, прежде чем этот двигатель мог быть установлен на пригодный к полетам самолет. Перед началом ремонтных работ двигатель должен был пройти дефектоскопию, которая выявила бы скрытые дефекты отдельных узлов авиамотора. Затем все пригодные к использованию детали прошли полный капитальный ремонт, который должен был обеспечить их безупречную работоспособность, необходимую для безопасной работы двигателя. Однако некоторые важные узлы силовой установки пришлось изготавливать заново. В основном это были клапаны и их пружины. Ремонт шарикоподшипников также был чрезвычайно сложным, поскольку в настоящее время никто не производит эти детали в их первоначальных размерах. После завершения ремонта двигателя осенью 2006 года он был испытан на стенде, и это тестирование подтвердило полную работоспособность и эксплуатационную надежность авиамотора. Единственной существенной проблемой было используемое топливо. Доступный сегодня бензин значительно более высокого качества, чем оригинальное топливо 1920-х годов (у него более высокое октановое число). Поэтому необходимо было «настроить» звездообразный двигатель таким образом, чтобы не возникало проблем с продолжительностью сгорания топливной смеси в камерах сгорания цилиндров.

передняя кабина реплики спортивного самолета Avia B.H.5

передняя кабина реплики спортивного самолета Avia B.H.5

задняя кабина реплики спортивного самолета Avia B.H.5

задняя кабина реплики спортивного самолета Avia B.H.5

В конце 2006 года изготовление реплики спортивного самолёта Avia B.H.5 было практически завершено. Самолет с установленным на планер двигателем был доставлен в аэропорт в Млада-Болеславе (Mladá Boleslav), где он был собран. Однако решение всех административных вопросов заняло несколько месяцев. В ходе этого процесса самолету был присвоен номер гражданской регистрации OK-BOS, который непосредственно связан с прозвищем скопированного летательного аппарата. Также на самолет был нанесен легендарное обозначение L-BOSA и опознавательные знаки в виде национального флага. Реплика спортивного самолета Avia B.H.5 имеет форму, в которой оригинальная «Боска» летала в середине 1920-х годов в летном училище в Хебе (Cheb) и, таким образом, одновременно представляет традиции чехословацкой спортивной и военной авиации.

Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски» Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски» Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски» Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски» Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски» Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 3 Возвращение «Боски»

После преодоления всех бюрократических процедур вечером 24 мая 2007 года наступил долгожданный момент, когда у реплики спортивного самолета Avia B.H.5 появилась возможность совершить свой первый полет. В кабине самолета сидел пилот Иржи Унцайтиг (Jiří Unzeitig), который после консультации с Марселем Сеземским сначала выполнил пробежки по взлетной полосе с увеличением скорости до скорости отрыва, а затем совершил первый настоящий полет, в ходе которого были проверены основные характеристики и поведение самолета. К счастью, первый полет прошел хорошо, и поэтому в последующие дни программа летных испытаний могла интенсивно продолжаться. Реплика спортивного самолета Avia B.H.5 впервые была представлена публике на авиационном празднике, состоявшемся в 2007 году в Пардубице. Чуть позже в том же году реплика была представлена на Дне исторической авиации в Млада-Болеславе. Остается только надеяться, что в обозримом будущем программа испытаний успешно завершится и что этот уникальный самолет сможет полноценно участвовать в презентации истории чехословацкой авиации как в Чехии, так и за рубежом. Однако даже в этот момент в «Историческая эскадрилья Чехословацкой Республики» рождаются еще более смелые планы по созданию большего количества реплик созданных в довоенной Чехословакии исторических самолетов.

источник: Jan Máče «Návrat Boski» «Letectví + Kosmonautika» 2007-07, str. 78-80

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-sozdanie-repliki-sportivnogo-samoleta-avia-bh5-boska-03

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account