Создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 Boská. Часть 1 «Боска» из Валтровки
Статья из журнала «L+K» (выпуск за май 2004 года), которая представляет собой начало небольшого цикла статей и которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Создание полноценной копии исторического самолета является очень ответственным занятием. По целому ряду причин сегодня в Чешской Республике в основном создаются только самолеты, которые всего лишь вдохновлены их историческими прототипами. Тем большего признания заслуживают люди, которые вступают на трудный путь создания действительно точной копии знаменитого исторического самолета. В течение многих лет создавались точные копии самолетов Tatra T.101, Beneš-Mráz Be.50 и Zlin Z.XII. Однако огромная сложность создания точных копий исторических самолетов привела к тому, что в настоящее время в Чехии летает только один оснащенный двигателем самолет, который может претендовать на звание реплики. Этим самолетом является реплика Avia B.H.1, которая сейчас поднимается в воздух; правда двигатель этой реплики не является оригинальным (хотя сегодня он фактически тоже исторический). Однако его создатель Марсель Сеземский (Marcel Sezemský) не стал почивать на лаврах и продолжает строить еще одну точную копию исторического самолета. Сеземский продолжал оставаться верным конструкторской школе пражской авиастроительной компании Avia, и поэтому сегодня некоммерческая организация «Историческая эскадрилья Чехословацкой Республики» (Historická letka Republiky Československé) в историческом здании компании Walter, расположенном в пражском районе Йинонице (в наши дни микрорайон Валтровка [Waltrovka] района Прага 5 – byakin) изготавливает точную копию «Боски» – знаменитого спортивного самолета Avia B.H.5 Boská.
Этот тип, положивший начало успешной серии легких спортивных низкопланов компании Avia, был создан в 1922 году. Его конструкторы Павел Бенеш (Pavel Beneš) и Мирослав Хайн (Miroslav Hajn) смогли использовать в этих конструкторских работах свой предыдущий опыт создания монопланов. Таким образом, новый тип продолжением хорошего опыта эксплуатации экспериментального самолета Avia B.H.1, а также значительно более тяжелых истребителей Avia B.H.3. Спортивный самолет Avia B.H.5 перенял от своих предшественников основную конструктивную схему. Это по-прежнему был цельнодеревянный самолет с низкорасположенным крылом и неубирающимися основными стойками шасси. Силовой набор фюзеляжа и часть крыла были получили фанерную обшивку; остальная часть крыла и хвостовое оперение были покрыты полотном. По сравнению со старым B.H.1 новая машина была несколько крупнее, но при этом была значительно более совершенной с точки зрения аэродинамики. Конструкция планера была усилена настолько, что самолет уже мог выполнять основные элементы высшего пилотажа. Первоначально спортивный самолет Avia B.H.5 оснащался итальянским ротативным двигателем Anzani 6A3, который был оснащен расположенным перед цилиндрами кольцеобразным выпускным коллектором и развивал мощность 70 л.с. (51 кВт). Позднее этот двигатель был заменен прототипом первого авиационного двигателя чехословацкой постройки – пятицилиндровым мотором Walter NZ-60 мощностью примерно 60 л.с. (43,7 кВт). Avia B.H.5 был спроектирован как двухместный самолет, но для дальних полетов вместо передней кабины устанавливался дополнительный топливный бак, а отверстие в фюзеляже закрывалось формованной панелью.
Единственный изготовленный самолет Avia B.H.5 совершил свой первый полет 14 июня 1923 года с регистрационным номером L-BOSA. Позднее руководство компании Avia доверило самолет очень успешному спортивному авиатору доктору Зденеку Лхоте (Dr. Zdeňek Lhota) который в июне 1923 года принял на B.H.5 участие в международных авиагонках туристических самолетов на приз короля Бельгии и бельгийского аэроклуба. После авантюрного перелета над Германией, не предоставившей вовремя чехословацкому самолету разрешение на пролет над своей территорией, доктор Лхота на совершенно новой для себя машине смог в жесткой международной борьбе завоевать в своей категории два трофея. В том же 1923 году к этому успеху доктор Лхота добавил успех на родине – очередная победа в Соревнованиях на приз Президента Республики в категории спортивных самолетов «D». Осенью 1923 года доктор Лхота вместе с «Боской» (Boská) – самолет Avia B.H.5 был переименован в честь его номерного знака – принял участие в крупных армейских маневрах. Фактически это были суровые войсковые испытания нового типа самолета, которые, к счастью, завершились весьма благоприятно. Машина компании Avia сумела произвести настолько благоприятное впечатление на профильных специалистов из Министерства национальной обороны, что военные заказали прототип и серию из десяти экземпляров слегка модифицированного типа, который получил обозначение B.H.9. Таким образом, была заложена основа успешной серии легких самолетов B.H.9, B.H.10 и B.H.11, выполнявших задачи учебных и курьерских самолетов и много сделавших для развития чехословацкой авиации. По всей видимости первый и единственный самолет B.H.5 был передан военно-воздушным силам и до 1926 года служил в летной школе в Хебе (Cheb). Во время эксплуатации в летной школе сочетал в себе как гражданский регистрационный номер L-BOSA, так и опознавательные знаки военно-воздушных сил.
Идея создать точную копию спортивного самолета Avia B.H.5 возникла у давних сотрудников авиационного музея в Кбелах – отца и сына Сикоров, которые во время нескольких дискуссий упомянули, что почти комплектный оригинальный двигатель Walter NZ-60 находится в хранилище военного музея. А именно силовая установка является одним из условий создания точной копии исторического самолета. Исходя из этих соображений, членами некоммерческой организации «Историческая эскадрилья Чехословацкой Республики» (Historická letka Republiky Československé; «Историческая эскадрилья») было принято решение в качестве одного из основных направлений деятельности организации выбрать создание летающей реплики знаменитого B.H.5. само изготовление реплики было взято на себя Марселем Сеземскем (Marcel Sezemský), который уже имел опыт изготовления и эксплуатации реплики легкого самолета Avia B.H.1.
Подготовка к изготовлению реплики началась уже осенью 2002 года с поиска сохранившейся технической документации B.H.5 в архиве Национального технического музея (Прага). Затем последовала реконструкция чертежной части документации. Базовые статические и аэродинамические расчеты были выполнены компанией Vanessa Air Plus братьев Кабрт (Kábrt), которая уже выполнила расчеты реплики легкого самолета B.H.1.
Фактическое изготовление реплики спортивного самолета B.H.5 под руководством Управления гражданской авиации ( ÚCL – Úřad pro civilní letectví) и в соответствии с Едиными нормами летной годности для самолётов сверхлегкой авиации (JAR-VLA; Joint Aviation Requirements – Very Light Aviation) началось летом 2003 года в исторических помещениях компании Walter в пражском районе Йинонице (в наши дни микрорайон Валтровка [Waltrovka] района Прага 5 – byakin). В изготовлении реплики Марселю Сеземскому несколько волонтеров из числа членов «Исторической эскадрильи». При изготовлении реплики соблюдаются оригинальные технологии производства и материалы. Подавляющее большинство используемых материалов отечественного происхождения. Высококачественную древесину для изготовления фюзеляжа и консолей крыла поставляла резонансная лесопилка из города Хлумец-над-Цидлиноу (Chlumec nad Cidlinou). Это древесина ели, липы и ясеня, которая, помимо прочего, используется для изготовления музыкальных инструментов высочайшего качества. Единственным производственным материалом не из Чехии является финская берёзовая фанера. В качестве курьеза можно отметить, что при изготовлении реплики спортивного самолета Avia B.H.5 соблюдались не только оригинальные технологические процессы, но оригинальным было и техническое оснащение производственного цеха. Большая часть техники родом из 20-30-х годов прошлого века. Это несколько нежелательная оригинальность, но для нужд создания точной копии эти старые, но высококачественные станки вполне подходят.
На сегодняшний день на создание реплики спортивного самолета Avia B.H.5 потрачены невероятные четыре тысячи часов, и работа значительно продвинулась вперед. В настоящее время закончены работы по изготовлению силового набора фюзеляжа. Стабилизатора, рулей высоты и направления. В настоящий момент изготавливаются нервюры крыла и все металлические детали самолёта. Двигатель, изготовленный в 1924 году, будет полностью отреставрирован сертифицированной компанией, после чего его мощность должна составить около 65 л.с., то есть примерно такая же, как на момент его эксплуатации. В течение этого года будет завершено изготовление планера, и если не возникнут непредвиденные обстоятельства, то в первой половине 2005 году реплика спортивного самолета Avia B.H.5 впервые поднимется в воздух. Благодаря использованию оригинального двигателя это будет первая полноценная летающая реплика исторического самолета в Чешской Республике. Марсель Сеземский утверждает, что совпадение реплики с оригинальным самолетом B.H.5 составляет примерно 98%, поскольку единственными отличиями будут приборы и некоторые незначительные детали установки двигателя.
Глядя на прекрасно выполненный ферменный фюзеляж реплики спортивного самолета Avia B.H.5. Остается надеяться, что работа энтузиастов авиации увенчается успехом и вскоре в чешское небо поднимется еще один уникальный летательный аппарат.
Текущую информацию об изготовлении реплики спортивного самолета Avia B.H.5 можно получить на сайте www.historicflight.cz.
источник: Jan Máče «Boská z Waltrovky» «Letectví + Kosmonautika» 2004-05, str. 82-83/490-491
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-sozdanie-repliki-sportivnogo-samoleta-avia-bh5-boska-01