Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

7

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Мелькнула мысль о том, чтобы космический штурмовик «Валдай» (упомянутый в книге «Похитители душ» Ника Перумова) адаптировать под местные (земные) условия. А именно, под 40-е годы века двадцатого. Другими словами, создать аналог А-10 «Тандерболт» в СССР, еще в 40-е годы. В качестве образца подошел Пе-2.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

По некоторым вопросом консультировался с коллегами redstar72 и E .tom, но скорее всего (помню, что была некая критика, скорее насчет двигателей, но вот саму критику не сохранил) вернулся к традиционному «я художник, я так вижу».

***

В начале сороковых годов, в СССР объявился очередной попаданец… Искренне считающий, что « штурмовик Ил-2 – все плохо», а вот «А-10 Тандерболт – форева». Советское руководство подумало, и решило, что им в будущем виднее что лучше, а что хуже. И раз попаданец отстаивает американский А-10, то пусть им и занимается (в конечном счете, это даже не копирование иностранной техники, типа Б-29, ведь сам А-10 еще не создали).

 

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

И попаданец, принялся за работу (решив не создавать новый самолет с нуля, а использовать в качестве основы разрабатываемый аналог Пе-2), подготовив проект штурмовика, снабдив презентацию (причем в самой презентации, о штурмовике говорилось как о уже решенном деле)  качественными иллюстрациями. При этом, как и следовало ожидать некоторые научно-технические решения были с энтузиазмом встречены и позднее внедрены, а вот сам самолет….

***

Штурмовик «Валдай», стал первым самолетом советских ВВС, специально созданным для непосредственной авиационной поддержки, сухопутных войск на поле боя. Это был достаточно простой, живучий и эффективный самолёт.

К концу 30-х годов, в Советском Союзе был накоплен обширный опыт (как Европе – испанский и польский, так и в Азии – китайский и японский) применения боевой авиации непосредственно над полем боя. Опыт был не только отечественным, но и зарубежным, касающейся применения фронтовой авиации над полем боя (африканский, южноамериканский). Обобщенный опыт показывал: имеющиеся на вооружении самолеты уже мало соответствовали предъявляемым требованиям самолета поля боя.

В частности, отечественные штурмовики «Вьюрм» несли ощутимые потери от легких пулеметов противника. В таких условиях становилось все труднее оказывать поддержку наземным войскам.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

В процессе работы, будущий проект «Валдая» претерпел множество изменений.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Двигатели из тянущих стали толкающими.

Крылья по сравнению с первым вариантом были сдвинуты назад.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Трехлопастные винты заменены шестилопастными.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

При разработке самолета наряду с высокой технологичностью, ремонтопригодностью, и заданными ЛТХ должна быть обеспечена повышенная живучесть самолета за счет живучести конструкции, использования проектированных топливных баков (израсходованное топливо должно было заменяться отработанными охлажденными выхлопными газами), резервирования систем управления самолетом и двигателями, бронирование кабины пилотов, частично двигателей и отдельных элементов системы управления.

«Валдай» действительно способен летать на одном двигателе. В расчете на это он, собственно, и проектировался, и испытывался. На высший пилотаж он, конечно, не потянет, но спокойно долететь до базы сможет.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

При выборе конфигурации самолета, оба двигателя были размещены над крылом, по обеим сторонам хвостовой части, где они экранируются конструкцией от наземного огня с большинства ракурсов с передней полусферы и задней полусферы консолями крыла или хвостовым оперением.

***

Сам попаданец, с радостью бы установил реактивные двигатели, но их, не смотря на его мудрые слова, почему-то сделать было не так просто. Поэтому, был выбраны толкающие двигатели, в качестве некого аналога реактивного.

***

Система шасси выполнена в виде трёхопорной конструкции с носовым размещением поворотного колеса. Две основные опоры находятся с наружи центроплана. При взлёте они убираются (не полностью, что позволяло совершать жесткие посадки) в мотогондолы.

Хвостовое оперение самолета двухкилевое. Выбор схемы с двумя килями и рулями направления осуществлен по результатам исследований, показавших что такая схема допускает повреждения с одной стороны фюзеляжа без значительного ущерба для аппарата, практически без потери управления.

Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику отличный обзор вперёд и вниз.

Для снижения скорости при пикировании самолёт был оснащён решётчатыми тормозными щитками, прижатыми к нижней поверхности крыла; во время торможения щитки устанавливались навстречу потоку.

Экипаж. Несмотря на то, что по техническому заданию требовалось два человека (летчик и стрелок-радист), был оставлен задел на различные варианты, как пилотов, так и самого самолета.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Так, один из вариантов «Валдая» имел только пилота, без стрелка (на его место ставился дополнительный топливный бак). Такая модификация применялась в условиях господства своей авиации.

Другой вариант, адоптированные штурмовика «Валдай» в бомбардировщик, с тремя членами экипажа.

На основе штурмовика и истребителя танков, фронтовой бомбардировщик, тяжелый истребитель, самолет-разведчик

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

К негативным моментам стоит отнести высокорасположенные двигатели: малоуязвимые для огня с земли, они являлись прекрасной мишенью для вражеской истребительной авиации, из положения сзади и сзади-сверху. Атаки вражеским самолетов решались как собственными силами штурмовика (штурмовиков) – высокая маневренность, действие в группе, оборонительным огнем (а также дополнительным бронированием двигателей), так и силами своей авиации, а именно истребителями прикрытия.

***

Еще одной проблемой, по истенне жизненно важной, стала проблема покидания падающего самолета. Тут попаданец предложил сразу два решения — катапультируемое кресло и отстрел лопастей.

***

Уникальный силуэт «Валдаев» делал самолет легко узнаваемым, благодаря чему потери от «дружественного огня», были (особенно учитывая специфику самолета непосредственной поддержки войск) не велики, хотя и имели свою особенность: из-за узнаваемого силуэта, трудно было незаметно подкрасться к противнику (выдать за вражеский самолет), и в то же время трофейные «Валдаи» крайне редко использовались в боях против Советского Союза (сбивали собственные войска). Однако, стоит учитывать, что сами «Валдаи» не редко обстреливали свои войска.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Недостатком «Валдаев» явилась его подверженность ошибочно атаковать свои объекты. Ему категорически не следовало вести охоту вблизи своих войсковых подразделений.

 

Главное вооружение штурмовика «Валдай» — 37-мм пушка Шпитального.

Анализ результатов полигонных испытаний показывает, что поражение 37-мм снарядом БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких немецких танков, бронемашин и бронетранспортеров всех типов, а также САУ «Wespe» , «Marder II» и «Marder III» обеспечивалось с дистанции до 500 метров с любого направления. Средние немецкие танки и САУ типа StuG 40, Pz III Ausf L/M и Pz. IV Ausf G/H, а также появившиеся позже StuG IV и Jgd Pz IV/70 с толщиной брони на бортах до 30 мм могли поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с планирования под углами 5-10 градусов с высоты 100 м. В этом случае атаку необходимо было производить сбоку или сзади, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.

Попадания снарядов этой пушки в ролики и другие детали ходовой части танков всех типов производили существенные разрушения, выводящие последние из строя. (37-мм авиапушки ОКБ-16)

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)
Однако, имели и иные варианты вооружения (ставились как 23-мм, так и 45-мм пушки), в частности,

7-и ствольный пулемет Владимирова калибром в 14,5-мм.

«Валдай» — его основное оружие, дополненное двумя пристрелочными ШКАСами, било секундными очередями по полсотни 14,5-миллиметровых пуль, а боезапас в триста патронов позволял, в теории, сделать шесть заходов на цель. На практике в одной атаке, особенно поначалу, отстреливалось по 2–3 очереди, что позволяло привозить из каждого вылета пару-тройку сожженных танков. Восстанавливать и ремонтировать самураям там было уже нечего. Тонкая противопульная броня выламывалась градом одновременных попаданий целыми кусками, внутренние механизмы сразу превращались в металлолом, практически всегда воспламенялись или взрывались боеприпасы. Понятно, что выжить экипаж мог где угодно, но только не внутри машины. Как ни странно, даже увидев в небе самолет с характерным распухшим носом, танкисты упорно оставались под броней, пытаясь сорвать атаки маневром, и несли тяжелые потери (взято и малость изменено: «Звоночек-4» М.Маришин)

К сожалению, доводка тяжелого пулемета затянулась, и к моменту массового производства, вражеские танки имели уже серьезную броню, не уязвимые к огню тяжелых пуль.

Как из Пе-2 сделать А-10 (и что получилось)

Атака противника:

С малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании;

С бреющего полета на высотах 15-50 м, малая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зенитных орудий, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты;

После израсходования боезапаса бомб и РС «Валдай» мог вести воздушный бой с вражескими самолётами. Причем его жертвами становились не только транспортные самолеты, но и бомбардировщики: скоростных возможностей «Валдаев» для этого вполне хватало, а мощная бронезащита позволяла игнорировать оборонительный огонь бортовых пулемётов.

 

Основными целями «Валдаев» были:

Колонны автотранспорта и бронетехники;

Полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;

Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

Железнодорожные станции и узлы;

Мосты, дороги;

Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Северном и Тихом океанах);

Морские порты, причалы;

Аэродромы;

Склады боеприпасов, ГСМ.

 

Тактико-технические характеристики штурмовика «Валдай» (одна из серий)

Длина: 12,78 м

Размах крыла: 17,16 м

Высота: 3,42 м

Масса пустого: 5950 кг.

Взлетная масса: 7536 кг.

Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105РА мощностью по 1100 л. с.

Максимальная скорость на высоте 5000 м.: 530 км/ч

Вооружение: 1 х 37-мм пушка НС, 1х12.7-ми пулемет УБ и 1х7,62-мм ШКАС; 600 кг бомб на внутренней подвеске, 400 кг на внешней подвеске, РС-82 или РС-132.

Потолок: 8800 м

Дальность полета: 1200 км

Воздушный винт: шестилопастные винты изменяемого шага ВИШ-61П.

Топливные баки: пять внутренних топливных баков на 1086 л.

****

Однако, после презентации проекта, советские авиаконструктора, сделав не мало пометок для себя, и в то же время едва сдержавшись что бы не остановить презентацию, вынесли решение:  не мешало бы попаданцу учить матчасть. Так как самолет представленный попаданцем, имел множество проблем, от от винтов (низкий КПД толкающего воздушного винта; проблема конструкции 6-и лопастного винта), до центровки самолета.

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account