Советские средние танки и их роль в Великой Отечественной войне
Статья недоброй памяти Прохожего. Но когда он её размещал, в 2012 году. Тогда он ещё не успел переругаться почти сов семи посетителями сайта и его мысли были небезынтересны.
19 декабря 1939г. был принят на вооружение новый советский средний танк Т-34. Предполагалось, что эта машина будет переходной моделью к новому, более мощному и совершенному, среднему танку Т-34М. Эта модель должна была быть разработана, испытана и принята на вооружение в 1941г., а в 1942г. она должна была быть запущена в серийное производство.
Производство среднего танка Т-34 должно было быть освоено на двух заводах, №183 (ХПЗ) и СТЗ в 1940г. Однако СТЗ в 40г. к производству танков так и не приступил, танки выпускал только ХПЗ. Всего в 40г. он выпустил 117 машин при первоначальном плане в 500машин.
Неспешный выпуск этих танков продолжился и до начала ВОВ, при этом СТЗ все же успел наладить у себя производство этого танка. Выпуск Т-34 никто не форсировал, все понимали, модель временная и ждали принятия на вооружение нового Т-34М. Всего в 41г. до начала ВОВ с двух заводов в войска было отправлено еще 949 танков Т-34.
Но поскольку именно этот танк стал основным танком РККА в начальный период ВОВ, имеет смысл более подробно остановиться на его характеристиках. В 41г. это была пятиместная машина весом 25,0т., вооруженная одной 45мм танковой пушкой ВТ-38 с длиной ствола 68,6клб. и двумя пулеметами ДТ. https://alternathistory.ru/alterativnyi-tank-t-3445-sssr
25 июня 1941 года, практически сразу после начала ВОВ, вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.», в котором была сформулирована задача по созданию комплексной танкостроительной промышленности.
1 июля 1941 года появилось еще одно Постановление, уже Государственного Комитета Обороны № ГКО-1cc, в соответствии с которым к производству танков Т-34 привлекался горьковский завод «Красное Сормово» (завод №112). При этом сормовчанам разрешили некоторые отступления:
1. Устанавливать авиамотор М-17Т. Решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным, временным и связанным с тем, что к середине 41г. единственным изготовителем дизелей В-2 оставался харьковский завод №75. В первые же дни войны поступило распоряжение о развертывании их производства на ХТЗ, но дизелей на всех не хватало.
В результате, до середины 42г. завод №112 выпускал танки с бензиновыми двигателями.
2. Устанавливать облегченную башню от КВ-1. Решение о производстве Т-34 с облегченной башней от КВ было также вынужденным и связанно было с тем, что сормовский завод серийно танки никогда не выпускал и оборудованием для производства погонов для танковых башен не располагал. Но СТЗ и ХПЗ, занятые наращиванием выпуска Т-34 у себя, будучи заводами недостаточно мощными, свободными производственными мощностями не располагали, поэтому было принято решение задействовать в этом вопросе самый мощный советский завод того времени – ЛКЗ. А в геометрию подбашенного бронелиста, поскольку диаметр погона КВ был больше диаметра погона Т-34, внести незначительные изменения, тем более, что в Горьком все находилось еще на стадии чертежей. Возможность использования 65мм танковой пушки на платформе Т-34 была подтверждена еще в период испытаний прототипов А-32/А-34, когда в башню ставили 65мм пушки С-5/65Т. Но тогда от них отказались из-за того, что в случае размещения этой пушки в стандартной башне Т-34 она становилась двухместной, и танк, таким образом, лишался командира, что было неприемлемо в принципе. Об этом Кошкин и Кучеренко писали еще в феврале 38г. в своем особом мнении комиссии по танку БТ-СВ-2 «Черепаха» конструктора Цыганова.
Чуть позже, уже в процессе подготовки производства, который занял 5 месяцев, Сормовскому заводу, по результатам летних боев 41г., была позволена еще одна вольность. Но об этом, немного позже.
Что касается облегченной башни от КВ, то поскольку в производстве КВ бронелист толщиной 45мм не использовался, было принято решение использовать бронелист толщиной 60мм, их которого в КВ делали ВКД. Таким образом, немного (на 30мм) уменьшались лишь наружная длина и ширина башни, по сравнению с этими показателями у стандартной башни КВ-1. Высота, крыша, внутренний объем, вооружение и оборудование, а также нижняя ее часть с верхней деталью погона оставались неизменными. Такая башня была легче серийной от КВ-1 на 1,7т.
Изготовив и отправив в Горький порядка 100 башен с погонами, ЛКЗ передал их производство ленинградскому заводу №174, который неожиданно фактически простаивал, т.к. Т-26 он выпускать закончил, а к производству Т-50 приступить так и не смог. До эвакуации в Омск помимо другой продукции завод №174 успел сделать и отгрузить в Горький еще порядка 200 таких башен с погонами. С января 42г. он возобновил отгрузку в Горький уже литых башен с погонами для них из Омска.
65мм пушкой С-5/65Т башня должна была комплектоваться уже в Горьком.
Весовые характеристики горьковского Т-34 не сильно отличались от веса харьковских машин (27,8т. и 25,0т). Несмотря на то, что на них стояла более тяжелая и просторная башня с пушкой, легче был бензиновый мотор. Всего из «ленинградского задела» было выпущено порядка 300 танков Т-34/КВл со сварной башней, впоследствии они выпускались только с литой башней.
Экипаж танка, так же, как и экипаж КВ-1, должен был состоять из 5 человек, включая отдельно командира и наводчика. Исходя из этого, а также того, что все сормовские Т-34, оборудовались радиостанциями, предполагалось использовать их, как командирские машины, а так же, как танки артиллерийской поддержки. Разумеется, предполагалось, что командирские машины будут дольше «жить». Здесь, как нельзя кстати было то, что реальный моторесурс М-17Т составлял порядка 300 моточасов, а В-2 в 41г. на танке реально нарабатывал 40-70 моточасов. Наверное, нелишним было бы заметить, что более или менее этот двигатель начал работать только в 43г., а совсем уж нормально, только с середины 50-х на танке Т-54. К тому же, бензиновый двигатель был в 5 раз дешевле, правда дороже было топливо для него.
Но, как всегда это бывает, война внесла в эти планы свои коррективы. Прежде всего, по результатам летних боев было принято решение изменить ВЛД. Сделать ее сплошной, убрав люк механика-водителя и оборудовав взамен два боковых люка в передних частях ВБД, по одному, с каждой стороны. Это резко повысило защищенность горьковской машины в лобовой проекции, не сильно ослабив гораздо менее обстреливаемые детали бортов. Дело в том, что в целом, лобовая броня Т-34 приведенной толщиной 68мм неплохо противостояла основной танковой и противотанковой пушке вермахта тех лет калибра 37мм. Конечно, по пушкам калибра 50мм положение было похуже, но их в то время было еще не очень много, так что основной была 37мм пушка. Но у Т-34 в ВЛД находился люк механика-водителя. И было замечено, что если во время боя 37мм снаряд дважды попадал в этот люк, то после второго попадания его (люк) вносило внутрь танка, убивая и калеча экипаж. Это случалось потому, что после первого попадания люк и место его прилегания к корпусу покрывались трещинами и конструкция становилась ослабленной, требовала ремонта или замены. В случае попадания в люк снаряда большего калибра, он проваливался внутрь с первого попадания.
Кроме этого немного был увеличен угол атаки НЛД. Ее угол стал равен углу ВЛД. Еще была увеличена толщина соединительной балки передней части корпуса, т.к. практика показала, что хотя, из-за ее площади, попасть в нее было довольно сложно, но в случае попадания она относительно легко пробивалась 37мм снарядом.
Кроме этого был ликвидирован третий (кормовой) пулемет, изменена конструкция и защита курсового пулемета. И именно в таком виде горьковский Т-34 в декабре 41г. начал поступать в войска. Всего, используя запас ленинградских башен и погонов, в 41г. завод успел сделать 173 танка. В конце весны 42г. Сормовский завод получил по ленд-лизу станки и оборудование из США и с августа перешел на самостоятельное изготовление литых башен и погонов для них. Несмотря на свои значительные отличия от харьковских и сталинградских машин никакого самостоятельного названия горьковские машины не имели. Позже за ними было закреплено название Т-34/КВл. В войсках на первых порах их называли «сормовские уродцы». Это определение касалось не конструкции, а качества выпускаемых машин. Сказывалась то, что выпуск танков не являлся профильным для данного предприятия. Со временем качество выпускаемых танков значительно улучшилось и в ходу осталось название «сормовские». С лета 42г. эти машины, как и все остальные Т-34, стали комплектоваться стандартным дизелем В-2. До этого момента в 42г. было выпущено еще 1.028 бензиновых Т-34.
В 42г. вес Т-34/КВл с дизелем В-2 составлял 28,6т., Т-34/45 – 26,4т.
Кроме горьковского завода №112 еще танки Т-34 в 41г. выпускали СТЗ (1.256шт.) и №183, он же ХПЗ, причем последний выпустил 1.560 танков в Харькове и 25 танков уже в Нижнем Тагиле. Производство Т-34 началось на этих заводах еще до ВОВ и выпускали они стандартные Т-34/45.
Всего в 41г. было выпущено 2.841 танков Т-34/45 и 173 танка Т-34/КВл.
В конце 41г. в РККА наступило явление, больше известное под названием «танковый голод». Дело в том, что потери танков были огромными, в 41г. безвозвратно было потеряно 20,5 тыс. танков, а поступления новых танков с заводов было не столь значительным, т.к. все танковые заводы, за исключением СТЗ, были вынуждены эвакуироваться. Это не могло не сказаться на количестве и качестве выпускаемых танков. Поэтому в самом начале 42г. руководство страны предприняло ряд энергичных мер для устранения дефицита танков.
К производству танков Т-34 заводом №183 эвакуированным из Харькова в Нижнем Тагиле с февраля 42г. на первых порах был подключен УЗТМ (Свердловск). Уже в апреле он начал поставлять в Нижний Тагил бронекорпуса и башни, а с середины лета начал готовиться к собственному производству Т-34/45. Первый танк производства УЗТМ вышел из стен завода уже в сентябре 42г. Всего в этом году завод передал в войска 267 танков.
Ленинградский завод №174, эвакуированный в Омск, так и не смог освоить серийное производство танка Т-50. С января 42г. он возобновил выпуск башен КВл и погонов к ним на новом месте, освоив при этом производство менее дорогой и более технологичной литой башни КВл 80х60х60 (равнопрочна сварной 69х52х52), которую по-прежнему отгружал в Горький. Поэтому в феврале было принято решение перепрофилировать его на самостоятельное производство танка Т-34. С учетом того, что заводом уже был освоен выпуск литой башни КВл, было принято решение запускать на нем производство таких же танков, какие производились в Горьком на заводе №112, но с дизельным двигателем, т.к. выпуск танковых дизелей постоянно увеличивался. В августе 42г. завод прекратил отгрузки башен с погоном в Горький и перешел на собственное производство танков. Всего в 42г. им было изготовлено 417 танков Т-34/КВл.
В связи с фактической неспособностью танка КВ к самостоятельному передвижению в январе 42г. в Москву из Челябинска, а именно туда был эвакуирован ЛКЗ, было вызвано руководство этого завода. Там им был предъявлен своего рода ультиматум — полгода на то, чтобы КВ начал ездить. Если не поедет, тогда выпуск этих танков будет ликвидирован полностью, а пока, с июля 42г., выпуск танков КВ-1 должен был быть сокращен на ¾(!), а освобождающиеся мощности должны были быть задействованы под производство танка Т-34. Учитывая производство на заводе танка КВ-1, разумеется, выпускаться должна была модификация Т-34/КВл с литой башней. В конца августа 42г. первый такой танк покинул территорию ЧТЗ.
Что касается самого КВ-1, то, конечно, танк следовало добронировать до 46-47т., но поскольку Сталин был кем-то из руководства НКТП убежден в том, что основная проблема танка в его весе, то лично им было рекомендовано (а значит, подлежало обязательному исполнению) снизить вес машины до 40т. Уже предварительные расчеты показали, что только изменением бронирования корпуса обойтись не удастся, поэтому было принято решение изменить и башню. Чуть позже также было решено изменить ее погон на максимально возможный (1660мм) для корпуса КВ-1, т.к. больший круг обслуживания так же способствовал уменьшению веса танка, и к тому же позволял использовать пушку более крупного калибра. Кроме этого уменьшалось бронирование бортов (60мм), НКД (60мм), значительно уменьшалось горизонтальное бронирование (везде минус 10мм включая башню), но, по опыту боев 41г. увеличивалось до 50мм бронирование СЛД. Слегка изменялась передняя часть танка, углы атаки становились чуть больше. Толщина бронирования новой литой трехместной башни была 90х70х70мм, что эквивалентно по защищенности сварной башне 78х61х61мм. Также до 600мм была уменьшена ширина траков гусеницы.
При этом руководство завода однозначно взяло курс на увеличение калибра танковой пушки. Оно понимало, что только более мощная пушка может служить единственным аргументом их танка в его конкурентной борьбе с Т-34/КВл, т.к. тому, что КВ значительно лучше защищен никакого значения особо не предавалось. В срочном порядке была установлена тесная связь с КБ завода №9, которое убедительно попросили, не откладывая вернуться к декабрьскому (41г.) проекту 85мм пушки Уралмашзавода У-12. Кардинально переработав конструкцию орудия, в мае 42г. артиллеристы предложили собственный вариант 85мм танковой пушки. Новое изделие получило индекс Д-5 и отличалось от У-12 механизмом полуавтоматики копирного типа, а также некоторыми узлами тормоза отката и накатника. В начале лета 42г. пушка прошли испытания, которые продемонстрировали хорошие эксплуатационные качества пушки Д-5, после чего она была принята на вооружение. К числу недостатков было отнесено большое число мелких деталей, требовавших точной обработки. Ее танковый вариант назывался Д-5Т. Оно очень удачно вписывалось в увеличенную башню КВ. Вес танка, как и «наказывал» вождь, составлял ровно 40т.
Но КВ-1с осенью 42г. так и не начал выпускаться на ЧТЗ. Дело в том, что еще до этого, еще летом в НКТП произошли очень важные изменения. 14.07.42г. наркомом танковой промышленности был назначен бывший директор ЧТЗ И.М.Зальцман. Практически сразу после этого новое руководство ЧТЗ обратилось в НКТП с ходатайством о проведении широких сравнительных испытаний КВ-1с, Т-34/45 и Т-34/КВл. Разумеется, новое руководство наркомата эту идею поддержало и уже в августе эти испытания были проведены. В их программу входили ходовые испытания и сравнительные испытания их вооружения. По их результатам были получены следующие рекомендации:
1. Производство тяжелых танков на ЧТЗ сохранить.
2. Принять все меры для перехода к крупносерийному производству танков КВ-1с.
3. Производство танков Т-34/КВл продолжить.
4. Производство танков Т-34/45 по мере возможности прекратить.
В переводе с бюрократического языка на нормальный, это означало, что в ближайшее время один за двух заводов: СТЗ или №183 (Нижний Тагил) должен прекратить у себя производство Т-34/45 и прейти к производству КВ-1с. Всвязи с тем, что фронт уже вплотную приблизился к Сталинграду, выбор, само собой, пал на завод №183. Разумеется, руководство завода №183, как наследник ХПЗ для которого танк Т-34 был «родной» машиной, предприняло все меры для того, что этого не допустить, но летом 42г. чаша весов находилась совсем не там, где она была еще в начале года, когда Т-34 прорывался на ЧТЗ. Задание пришлось выполнять.
Уже в конце августа завод получил распоряжение Наркомата о том, что с марта 43г. он должен будет выпускать из своих ворот только танки КВ-1с. До этого момента, не снижая производства танков Т-34/45, на заводе должны проходить подготовительные мероприятия. Освоение производства данного танка никаких сложностей у самого мощного советского танкового завода тех лет не вызывало, т.к. танк КВ-1с изначально был более технологичен, чем Т-34. Достаточно сказать, что его корпус собирался из 8 элементов (элемент, это не то же самое, что и бронелист), из которых всего 2 были базовыми (у предыдущей модели Т-28 было 10 элементов, 2 из которых были базовыми), а корпус Т-34 собирался из 14 элементов из которых базовыми были 6. А в 42г. завод продолжал выпускать Т-34/45, которых до конца года выпустил 5.684шт.
Тогда же было подписано и еще одно распоряжение, в котором ЧТЗ поручалось постановка на мелкосерийное производство нового тяжелого танка (впоследствии он получил наименование ИС) весом 45т., который на заводе разрабатывался и готовился к производству фактически нелегально с февраля 42г, взамен КВ-1. Причем разработанный, испытанный и принятый на вооружение, но не запущенный в производство КВ-1с должен был выступать своеобразным полигоном для отдельных узлов и агрегатов нового танка. В частности на первых порах планировалось, что он будет выпускаться с башней от нового тяжелого танка, которая фактически и готовилась к серийному производству, а вовсе не башня КВ-1с. Учитывая то, что предельный возможный размер погона стандартной подбашенной коробки КВ-1с был 1660мм, а погон башни ИС-1 был 1800мм, пришлось пойти на довольно большую переделку этой коробки. Это решение было признано временно возможным. И с сентября 42г. в войска стал поступать гибридный танк КВ-85 с 85мм пушкой Д-5Т в башне танка ИС-1. Всего таких танков в 42г. было произведено немного, 148 шт., потом завод перешел на производство нового тяжелого танка ИС-1 (85мм), а затем и ИС-2 (122мм), которых в том же году выпустил соответственно 130 и 183 шт. Кроме этого в 42г. он отгрузил в войска 1.055 танков Т-34/КВл.
Во второй половине 42г. сложилось тяжелое положение у наших войск в районе Сталинграда, немцы прорвались в город и 13 сентября, выпустив последний танк Т-34/45, СТЗ фактически прекратил свое существование. Причем, эвакуировать его не удалось. Всего в 42г. СТЗ успел выпустить 2.520 танков Т-34/45.
Также в 42г. продолжили выпуск танков и другие заводы, выпускавшие танки в 41г. Это завод №183 (Нижний Тагил) – 5.684 танка Т-34/45 и завод №112 (Горький) – 2.584 танка Т-34/КВл.
Всего в 42г. было изготовлено 8.471 танк Т-34/45 и 4.056 танков Т-34/КВл.
С начала 43г. был снят с производства Т-70, а готовившийся ему на смену Т-80 в производство запущен не был. СССР окончательно отказался от выпуска танков данной весовой категории сосредоточившись на выпуске самоходок на платформе Т-70.
После потери СТЗ оставшимся заводам была поставлена задача своими силами компенсировать недовыпуск Т-34 на СТЗ, и, неимоверным напряжением сил, это было ими исполнено. При этом надо учитывать, что ЧТЗ выпускал средние танки только в первом квартале 43г. Далее он полностью сосредоточился на выпуске тяжелых танков ИС-2. Годовой выпуск средних танков в 43г. несмотря на потерю СТЗ и чуть позже ЧКЗ остался таким же, как и в 42г. Также потеря СТЗ повлияла на то, что производство Т-34/45 на УЗТМ все же было налажено и сохранено еще в течение года. На выпуск самоходок это предприятие было перепрофилировано только через год, в августе 43г. Всего в 43г. завод успел выпустить 464 танка.
Выпустив с начала года еще 1.244 машин Т-34/45 в марте 43г., как это и было предусмотрено планом, завод №183 перешел на выпуск фактически своего танка на основе КВ-1с. Модель завода называлась КВ-1с/85. От челябинского КВ-1с этот танк отличался наличием командирской башенки на башне, башня комплектовалась 85мм пушкой С-53, в ней не было кормового пулемета. Эта пушка была дешевле, проще и, самое главное, значительно компактнее и удобнее в обслуживании, чем Д-5Т. Кроме этого верхняя и нижняя лобовые детали были сделаны из 82мм бронелиста, а толщина лобовой детали литой башни достигла 100мм. При этом сама башня была чуть меньше, чем башня челябинского КВ-1с, а диаметр ее погона равнялся 1650мм. Также было значительное количество мелких изменений. В частности еще на 4мм было уменьшена толщина днища и на 5мм уменьшено верхнее горизонтальное бронирование передней части корпуса и башни. Было немного сокращено количество возимого боезапаса, до 580мм уменьшена ширина трака гусеницы. Было изменено передаточной число ГП в трансмиссии, и скорость танка возросла на 5 км/ч. Вес КВ-1с/85 не изменился и составлял 40т. До конца года было отгружено в войска 6.222 таких танков.
После перехода ЧТЗ к производству танков ИС-2, с целью наращивания их производства, стал вопрос о снятии с производства на этом заводе танков Т-34/КВл. Эти танки выпускались на ЧТЗ до марта 43г. и их в том году было выпущено 445 шт.
Заводы №№112 и 174 также в 43г. перешли на выпуск танков Т-34/КВл с новой 65мм пушкой ЗИС-4/65. Всего в 43г. они изготовили 1.268 танков с пушкой С-5/65Т и 3.041 танк с пушкой ЗИС-4/65. Башня в танках обр. 43г. уже комплектовалась командирской башенкой.
Всего в 43г. в войска поступило: 1.708 танков Т-34/45, 1.713 танка Т-34/КВл с пушкой С-5/65Т, 3.041 танк Т-34/КВл с пушкой ЗИС-4/65 и 6.222 танка КВ-1с/85. Также ЧТЗ изготовил 2.195 тяжелых танков ИС-2.
С 44г. было принято решение о новой классификации советской БТТ. В частности по этой системе Т-34/КВл классифицировался, как легкий танк (до 30т.), КВ-1с/85, как средний (30-40т.), а ИС-2 классифицировался, как тяжелый (более 40т.).
Производство уже легких танков Т-34/КВл с 44г. осуществлялось на заводах №174 в Омске и №112 в Горьком. Машина образца 44г. отличалась от машины образца 43г. подвеской, она стала торсионной, как у КВ-1с/85. Завод №183 в Нижнем Тагиле выпускал КВ-1с/85. ЧТЗ в Челябинске выпускал танки ИС-2.
В 44г. четырьмя танковыми заводами было выпущено 5.755 легких танков Т-34/КВл, 8.423 средних танка КВ-1с/85 и 2.640 тяжелых танков ИС-2.
Подробнее про танковые пушки можно посмотреть здесь: alternathistory.ru/artilleriya-rkka
Летом 44г., после победы 8 мая этого же года в Европе, СССР сосредоточил усилия на переброске войск и техники на Дальний Восток. И в конце лета 44г. в полном соответствии со своими союзническими обязательствами вступил в войну против Японии. А точнее, против японских войск на оккупированной ею территории Китая и Кореи. Чуть позже, в первой половине 45г., в полном соответствием с решениями ялтинской конференции, советскими войсками были возвращены в советскую юрисдикцию полностью о.Сахалин, Курильские острова, а также был оккупирован сначала полностью, а впоследствии, в обмен на признание Японией этих территориальных приобретений СССР, частично (сначала, севернее 43 параллели) перешел под советскую юрисдикцию остров Хоккайдо. Все японское население, как это было с Восточной Пруссией, было депортировано южнее. В окончательном виде граница между двумя государствами прошла по линии Хаборо-Кусиро. Охотское море приобрело международный статус внутреннего моря СССР.
Боевые действия на Дальнем Востоке продлились до конца лета 45г. и закончилась тем, что Япония, потеряв все свои континентальные и островные колонии, а также о. Хоккайдо некоторое время продолжала сопротивление, находясь в полной изоляции на оставшихся островах, но позже, 15 августа 45г., после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки капитулировала.
Линия соприкосновения в Европе, опять же, в точном соответствии с решениями ялтинской конференции проходила по границам Голландии, Бельгии, Франции (до 40г.), а также по территории Италии, по линии Кьявари-Кьоджа. Также в зоне оккупации союзных войск находились 2/3 г. Берлина. Территория ставшая впоследствии известной, как Западный Берлин.
В 1945г., после ВМВ, выпуск танков был значительно сокращен.
Если же вкратце вернуться к ходу боевых действий в ВОВ, то надо отметить следующие ее основные этапы:
1. Поражение советских войск на начальном этапе ВОВ.
2. Поражение войск Оси осенью-зимой 41-42гг.
3. Неудачное наступление и поражение советских войск в «летнюю компанию» 42г.
4. Поражение войск Оси осенью-зимой 42-43гг под Сталинградом.
5. Генеральное поражение войск Оси на «Курской дуге», летом 43г., когда 9.000 (потери 3.000 танков) в основном КВ-1с/85 и Т-34/КВл просто растоптали 3.000 немецких танков. Причем, даже исправные танки немцам эвакуировать не удалось. От этого поражения армии стран Оси не оправились уже никогда и в дальнейшем оказывали сопротивление фактически очагового характера. Осенью этого же года началось общее наступление советских войск на всех фронтах.
6. Выход к зиме 43г. на линию Государственной границы СССР.
7. Капитуляция Германии 8 мая 1944г.
Все немецкие наработки военного характера, как и специалисты, остались в советской зоне оккупации, поэтому долгое время СССР летал в космос единолично, а также был единственным, чей космонавт высаживался на Луну, например. И это только маленькая деталь из всего того, что он мог делать, а больше этого делать не мог никто.
А сколько это в человеческих жизнях, один год войны, это вообще отдельный разговор.
Это была краткая иллюстрация к тому, что означает формула «хорошая техника в достаточном количестве и в умелых руках». Причем, здесь важны все составляющие формулы. Хочу сразу ответить на вопрос тех, кто хотел бы поинтересоваться, а чего же здесь не хватало немцам. Немцам не хватало двух позиций:
1. Осознания того, что плохой танкист в танке (плохой летчик в самолете, плохой артиллерист с пушкой) лучше, чем хороший пехотинец с карабином Маузера. Хотя бы потому, что со временем может стать хорошим танкистом (летчиком, артиллеристом). Хотя это не выгодно по текущим расходам, в конце концов, окупается результатом. Прагматичным немцам этого было никак не понять.
2. Умелые руки означают умелость во всех звеньях, снизу доверху. Внизу у них все было в порядке, в вот вверху … У немцев не было полководцев. Вообще. Никогда. Всю их историю. Были какие-то смешные (почитайте их мемуары) мужички в лампасных штанах, у которых фюрер во всем виноват, не слушал их, «гениальных». Были откровенно дутые фигуры (Роммель, например). И все. Больше ничего не было. Я даже больше скажу, и не будет никогда. Слишком «правильная», рациональная и прагматичная нация — никаких шансов.
Советским войскам тоже не хватало двух позиций:
1. Первую половину ВОВ остро не хватало «умелых рук». Уже к осени 41г. они в небольших количествах появились. Дальше, больше. К второй половине войны с этим стало все в порядке.
2. Что касается уровня техники, то она и в 45г. была неважной. Причем, практически вся и во всех сферах. Ни танки, ни самолеты уровня немецких так никогда и не достигли. Если по танкам, то мало того, что «новейшие» пятиместные Т-34/85 начали выпускать только весной 44г. (а откровенно убогие Т-34/76 окончательно сняли с производства только летом 44г.), так еще и платформа у них осталась старая с бронированием легкого по тем временам танка. Хорош «средний» танк, уместнее было бы его назвать средненьким. Здесь у СССР была другая крайность, количество и только количество. А у бюрократов, соответственно, фобия – ничего не менять. Т.к. это может сказаться на священном количестве. Поэтому и результаты ВОВ были, по большому счету, не так, чтобы очень. Несмотря на то, что СССР воевал фактически в одиночку, Германию и послевоенную Европу делили на 4-х (почему-то участвовала и Франция). А по сути, это СССР «развели» на его долю «пирога победы», дали 25%, вместо хотя бы 33%. Хотя и 33% это было бы мало и несправедливо. Но Сталин сделал вид, что не заметил. Выхода не было. Могли вообще ничего не дать. А с Хоккайдо СССР и вовсе «кинули». И тоже, пришлось проглотить. Да и от Кореи отдали под контроль только половину. Как реально обстояли дела в остальной Европе, все и так в курсе.
Думаю, будь у СССР нормальная техника (а она была, надо было только обладать способностью своевременно принимать решения, действовать на опережение), т.е. будь советский бюрократ погибче, результат мог бы быть совсем другой. Т.е. народ, несмотря ни на что, войну все же выиграл, а государство (т.е. компания бюрократов) сначала «прозаседало» очередь за ее плодами, а потом и вовсе спустила даже то, что все же дали, в сортир. Ну, как-то так.
А чего и сколько оно «прозаседало» еще до ВОВ, это вообще отдельный разговор. По-хорошему, война должна была кончиться где-то к 8 мая 42г. Повоевали бы в Польше и Германии, да и на отдых. Малой кровью и на чужой территории, это могла бы быть совсем не фантастика. Впрочем, про то, что это тема для отдельного разговора, я уже упоминал.