13

Неумолимо накатывался 1944-й. Паровой каток Сталина медленно, но неотвратимо подминал все новые соединения вермахта, превращая их в оч. тонкий блин. Не надо было быть военным гением, чтобы осознать, что каток с каждым днем только набирает скорость. Оставалась одна надежда – вундервафли… пардон, ваффе. Проведенная во втором полугодии 43-го года модернизация Тигра показала, что конструкторы на верном пути – облегченная машина уверенно прибавила в маневренности, особенно по слабым грунтам, также прекратились постоянные поломки бортовых редукторов и подвески. Рокадные марши, наконец, перестали быть кошмаром ремонтников, скорость переброски по ж/д возросла. Также было отмечена возросшая выживаемость экипажей – мотор отлично защищал экипаж от кумулятивных снарядов, а 15мм моторная бронеперегородка ловила осколки и ударную волну бронебойных и подкалиберных снарядов. Немалую роль играл люк в заднем бронелисте, через который экипаж, за исключением мехвода, мог покинуть танк под огнем. Но каким бы замечательным не был новый Тигр, их количество не поспевало за нарастающей волной Т-34, ИС-2 и Шерманов. К лету 1944–го нужно было увеличивить объемы выпуска, снизить издержки производства, повысить защиту, усилить вооружение и увеличить боекомплект.

Снова Тигр. Год 1944-й

Первым делом определились с вооружением. По мнению фронтовиков, тигропушка вполне справлялась со всеми задачами на поле боя. Даже одно-единственное попадание с расстояния до 1,5 км означало если не уничтожение, то серьёзное повреждение любого вражеского танка. Недостатки, по мнению танкистов, крылись в недостаточной скорострельности и, как не странно плохом прицеле, не позволявшем точно стрелять на расстояние от 1,5 км., особенно по движущимся целям. Также не оправдала себя надежда на возможность стрельбы сходу, подвеска, хоть и давала плавный ход, точной стрельбы не обеспечивала. Было решено оставить пушку без изменений, лишь оснастить её досылателем для повышения скорострельности. Переход на КВК-43 сочли излишним и неоправданно дорогостоящим. Также было решено проработать новое 105мм орудие для возможной замены ахт-ахта в будущем.

Вторым важным шагом была отправка г. Книпкмана в творческую командировку на Восточный фронт в составе ремонтной бригады 503-го батальона. Вернулся герр Книпкман через месяц, физически окрепшим, с руками, вытянутыми ниже колен, в его глазах, сквозь синеву огромных многонедельных фингалов, проглядывала неарийская грусть и совершенно не сумрачная задумчивость. Первым делом по приезду, герр опрометью бросился к своему кульману, и яростными движениями ластика стер на чертеже все линии, и особенно кружочки. Как оказалось, замена внутреннего ряда катков под огнем русской артиллерии произвела на конструктора неизгладимое впечатление. Ещё большее впечатление на герра Книпкмана произвел экипаж русского танка, который самостоятельно менял подвеску подбитого КВ-85, тоже под огнем артиллерии, возможно и русской. Сказать, что скорость, а особенно набор инструментов, которыми орудовали русские, удивили конструктора – значит покривить душой. Нет, это был действительно удар под-дых, на фоне которого терялись все оплеухи и затрещины, щедро отпускаемые герру коллегами. Короче говоря, стало очевидно, что все усилия, затраченные на обеспечение плавности хода, ведут к переусложнению и перетяжелению танка, не давая ему никаких преимуществ в бою, т.к. прицельный огонь с хода по украинскому чернозему или белорусскому болоту невозможен. Жесткая подвеска русских танков вызывает большую утомляемость экипажей на марше, но легче, проще, надежней немецкой, легко ремонтируется и обеспечивает ту же боевую скорость. Таким образом, для второй модификации приняли 7-ми опорную подвеску с катками малого диаметра, с внутренней амортизацией. Плавность хода снизилась, но некатастрофично, вес же подвески уменьшился на 900-1200 кг. Несколько удлинилась опорная поверхность, что позволило сократить ширину гусениц на 25мм. Удельное давление на грунт при этом даже несколько снизилось. Трудоемкость изготовления и ремонта подвески сократилась в разы.

Третьим, но не менее важным шагом стало спрямление ВЛД. Цельная, без отверстий ВЛД, толщиной 150мм, в сочетании со 120мм НЛД, стали надежным щитом от любых снарядов. Для снижения веса сделали 120мм скулы а-ля Порше. Борт 80мм, в районе БО, по типу Шермана, наварен дополнительный 30мм экран. Опять же в погоне за весом, крышу над мехводом сделали под углом. Конечно, появилась опасность повреждения крыши, но учитывая площадь проекции, этой опасностью решили пренебречь, зато сэкономили полтонны веса. Для размещения радиаторов и боекомплекта нижнюю поверхность надкрылка сделали горизонтальной. Для размещения агрегатов в уменьшенном двигательном отсеке отказались от деления на 3 части, что улучшило охлаждение и обслуживаемость двигателя и радиаторов. Выхлопные патрубки мотора вывели через жалюзи после радиаторов, выхлоп обеспечивал некоторый инжекторный момент, улучавший охлаждение. Несколько увеличилась ступенька в районе БО, при этом высота самого БО не уменьшилась. Убрав частокол торсионных валов на днище, дали шанс мехводу, устроив эвакуационный люк в днище под сиденьем.

Башню серьезно переконструировали в расчете на повышение снарядостойкости и скорострельности. Лобовая деталь имела толщину 150мм, плюс 40мм маска пушки. В отличие от первой башни появились скулы, толщиной в 100мм, с экранами по 30мм. Остальная башня, с толщиной стенок 100мм, формой напоминает Кёнинговскую, но меньше по размерам. На крыше башни, вместо перископа заряжающего могла монтироваться пулеметная установка от САУ. Кормовая ниша с частью боезапаса повысила боевую скорострельность, чему способствовал и механизм облегчения заряжания (МОЗ). МОЗ – это лоток, сбоку от люльки, на который укладывался следующий снаряд, который мог автоматически дослаться, сразу после выстрела. Опыт боев показал, как важно знать точное расстояние до цели. Ни бинокулярный, ни монокулярный прицел не позволяли это сделать с требуемой точностью на расстояниях от 1,5 до 2 км. Это делало отличную пушку бесполезной. Нет смысла стрелять далеко, если шансы попасть невелики. Решением стало установка во вращающейся + 450 командирской башенке оптического дальномера с базой в 1 метр. Таким образом, командир мог эффективно разведывать цели и определять расстояние до них. Важным достижением стало применение стабилизированного прицела и механического баллистического вычислителя. Все эти меры позволили резко поднять точность стрельбы на дальность более 1,5 км., хотя и требовали высокой выучки наводчика. Также башня получила механизм поворота от Тигра Порше, решив таким образом малую скорость переброски башни.

По традиции, двигатель и КПП существенных изменений не получили. Упростить тигровскую КПП, без коренной переделки, нельзя, а менять отработанный в производстве мотор ещё сложнее. Учитывая, что проблем с массовым изготовлением этих агрегатов нет, их оставили без изменений.

Проведенная реконструкция позволила оставить вес машины в пределах 48-49 тонн, с одновременным существенным ростом боевых свойств. Также несколько упростилось производство. Перед Панцерваффе встал новый вопрос – новый тяж ненамного превосходил Пантеру по весу и производственным затратам, при этом кроя её во всем остальном (кроме максимальной скорости) как бык овцу. В условиях надвигающегося катка логично было бы прекратить производство Пантер, оставив, только мощный Тигр и массовый Т-4, оттюнингованный по-пантерному.

Снова Тигр. Год 1944-й

blacktiger_63
Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account