Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»
Как и в любой другой армейской структуре, титульные машины частей (танки у танкистов, БМП/БТР у мотострелков) не являются единственной техникой подразделения. Для их нормальной работы на поле боя, эксплуатации в мирное время существует огромное количество средств обеспечения, без которых более-менее современная армия невозможна. Это и штабные машины, грузовики снабжения, инженерная техника, средства разведки и т.д. и т.п. О них обычно не вспоминают, сваливают то же отставание нашей нынешней артиллерии от дальнобойных гаубиц НАТО на лишние 3 мм калибра, но реальность намного сложнее.
Добавлять в артиллерийские части технику начали ещё в XIX веке. Это были тягачи-трактора, сперва ещё паровые, никак не специализированные под новые задачи. Что-то действительно оригинальное для обеспечения работы пушкарей ввели в строй немцы. Это были машины передовых артиллерийских наблюдателей (ПАН, vorgeschobene Beobachtern по-ненашенски), которые корректировали огонь орудий, находясь непосредственно в боевых порядках войск. Оборудовали их на базе БТР и танков, порою делая весьма похожими на обычную строевую технику. Машины оборудовались всем нужным для артиллеристов. Например, Sd.Kfz. 250/5 оснащался двумя радиостанциями, стереотрубой, биноклем и буссолью. Машины ПАН у немцев стали очень важным звеном, связывающим в единый ударный кулак воюющие на передке части и артиллерию. Что особо ценно, эта связь не рушила при начале движения войск, тогда как у нас после первой артподготовки и прорыва обороны немцев частенько поддержать огнём могли лишь танки и САУ. Что-то подобное перед войной в СССР всё же создавали на базе Т-26, но тот проект тихо закрылся, да и не показали пока наглядно пользу таких машин.
Наши, естественно, заинтересовались подобными машинами. Но то ли рук на всё не хватало, то ли ещё что, задание на создание АПБНП Буйвол (артиллерийского подвижного бронированного наблюдательного пункта) было дано лишь в 1955 году. Сами понимаете, что шансов дожить до серии у машины было мало и военное руководство тех лет не подвело. Машина под обозначением объект 610 создавалась на базе СУ-122-54. Экипаж из 6 человек работал в бронированной рубке, оснащённой артиллерийской буссолью ПАБ-2, стереодальномером ДС-09, танковым командирским дальномером ТКД, теодолитом РТ-2, командирским наблюдательным прибором ТПКУ, радиостанциями Р-108 и 10РТ. Для самообороны дали вездесущий тогда КПВТ. Объект 610 в количестве двух штук прошёл испытания, но дальше всё само закрылось, когда свернули программу по серийному выпуску СУ-122.
Куда больше повезло АПНП-1 Рысь (артиллерийский передвижной наблюдательный пункт), создаваемой с 1955 г. на базе лёгкого тягача АТ-П под руководством И.Д. Картына. Предназначались они для командира батареи и, несмотря на крохотный размер (4,5 м длиной и 2,5 м шириной), вмещала в себя экипаж из 3 или 4 человек и оснащалась оптическим дальномером ДС-09, инженерным дальномером 71СП-30, перископом АП-1300, буссолью ПАБ-2А, радиостанцией Р-109, а также курсопрокладчиком КВ-1М и гирокурсоуказателем МГ. Рысь могла работать как с буксируемой, так и самоходной артиллерией. На вооружение машину приняли 21 июня 1957 г., а годом позже — модернизированную версию АПНП-2 Ярус. Он отличался от предшественника радиостанцией РАС-1М и оптическим стереодальномером ДСН-09. Производили наблюдательные пункты в небольшом количестве с 1957 по 1961 гг. Сколько сделали неизвестно, АПНП-1, судя по всему, несколько десятков, а АПНП-2 — от сотни и более.
Не смотря на то, что машинки артиллерийских наблюдателей были нужны, крест на их карьере поставили три вещи — прекращение производства АТ-П, необходимость вести бои днём и ночью и неостановимый технический прогресс, из-за чего оснащение АПНП быстро устарело. Ещё при Хрущёве, 15 июля 1963 г., дали отмашку на создание подвижного разведывательного пункта (ПРП) по теме Вал. Создавали его на базе БМП-1 — платформы ещё несерийной, но подвижной, защищённой и достаточной для размещения аппаратуры. А напихали туда от души кучу средств наблюдения, разведки, навигации, связи (см. скриншот ниже). На корме крепилась оригинальная пусковая установка 2П130-1, стреляющая осветительными боеприпасами. В случае необходимости, ПРП-3 могла оборудовать дополнительный наблюдательный пункт, т.к. имелись места для радиостанции Р-108, двух ТА-57 с 500 м кабеля, буссоли ПАБ-2А и стереодальномера ДС-1. На вооружение Вал попал в 1970 году. По одной машине шло в артиллерийские дивизионы. Да, мало, хотелось больше, но всё-таки это был большой прорыв.
Прогресс не стоит на месте, обычные приборы ночного видения устаревали, им на смену шли тепловизоры. В СССР с теплаками дела шли хуже, чем на Западе, но к 80-м таки смогли создать вариант для новой ПРП-4 Нард. Это был 1ПН59 Пособие с фотоприёмником Лена-ФН, наработки по которой проводились с 1975 г. Из-за системы охлаждения (рабочая температура около 79 град К) прибор получился здоровым (масса 80 кг) и жрал ажно 600 Вт, а ТТХ были невысокими. 1ПН59 видел на дистанции до 2 км. Посему на ПРП-4 полагались не только на теплак, в дополнение к нему шёл обычный ночник 1ПН61 и радиолокационная станция 1РЛ133-1 (с РЛС в те годы в СССР часто баловались). Да и прочее оборудование улучшили в сравнении с ПРП-3. Нард приняли на вооружение в 1984 г., а ещё через четыре года в строй вошёл ПРП-4М Дейтерий с теплаком 1ПН71 Пособие-2 с фотоприёмником Невесомость-64. В отличие от Лены-ФН, работающей в диапазоне 3…5 мкм, новое ФПУ (фотоприёмное устройство) пахало на частотах 8…14 мкм, которые меньше гасились атмосферой и давали более чёткую картинку. Дальность выросла до 3 км, что всё равно маловато, особенно для огромного ящика 1ПН71. Производились и ПРП-4, и ПРП-4М в небольших количествах и ПРП-3 вытеснить так и не смогли.
Баловаться с радиолокацией для поиска целей на местности для последующей обработки снарядами стали с 1943 г. Тогда начались работы по теме создания станции наземной артиллерийской разведки (СНАР). Такая система может находить движущиеся объекты на огромной дистанции практически в любых условиях, когда любые оптические приборы тех лет пасовали: в туман, ночью, при сильном задымлении. Работы велись в ЦНИИ-108 под руководством А.А. Расплетина. Была создана РЛС сантиметрового диапазона, способная видеть одиночных солдат до 5 км, наземную технику до 16 и эсминцы до 35 км (нюанс — индикаторы были рассчитаны на 26 км). На испытаниях станция показала феноменальную по тем временам точность определения дистанции — на 38 км ошибка составляла не более 10 м! А ещё была возможность засекать взрывы снарядов на дальности до 17 км, позволяя корректировать огонь. Станция располагалась на двух разных шасси: аппаратура на тягаче М-2 (по всей видимости, использовались ещё и ранние АТ-Л) и кабина операторов на грузовике ЗИС-131, что было большой проблемой. На дороге М-2 отставал от ЗИСа, а в грязи гусеничная машина пёрла вперёд. Да и на позиции приходилось долго готовить станцию к работе. В 1948 году система была принята на вооружение под наименованием СНАР-1. В каких объёмах производилась система — непонятно.
В 1950-ом начались работы по модернизированной версии — СНАР-2. Она отличалась от предшественника более качественной начинкой, дающей несколько более чёткую «картинку». Применяемая РЛС стала миллиметрового диапазона, из-за чего, правда, измерениям стала мешать погода. Монтаж аппаратуры станции стал осуществляться на новом гусеничном шасси тягача АТ-Л. Плюсом СНАР-2 была способна проводить топографическую привязку огневых позиций. В 1957 г. работы по доводке комплекса передали ЦНИИ-108, где к 1958 г. создали модернизированный вариант СНАР-2А Платан, который имел всё оборудование на одном шасси. Но был ещё один крупный недостаток — эти РЛС плохо работали по малоразмерным движущимся целям типа одиночного танка в условиях сильного отражения местности. Это начали лечить ещё в 1952-ом, но на испытания новая машина, СНАР-6 с РЛС Контур, вышла только в 1959 г. Она обладала СДЦ (селекцией движущихся целей), режим скрытой перестройки частоты, двухцветным индикатором (читай монитором), возможностью работать в условиях активных помех. Небольшими партиями машина производилась в 60-е годы и прослужила до 90-х.
Но вот беда, в 60-е годы РЛС Контур вместе с шасси устарели. Решение простое — сделать новую машину, с высокой мобильностью, защищённую и с новой аппаратурой. Работы по теме Леопард начались в 1966 г. За базу взяли новенькую БМП-1. И тут начались проблемы. Главный конструктор «копейки», П.П. Исаков, запретил использовать своё детище для каких-то там СНАР. Работы над начинкой шли полных ходом, а ставить было некуда. Положение спасла вездесущая «мотолыга» — её предложили в 1969-ом, а уже на следующий год новая машина вышла на испытания, а ещё через год СНАР-10 1РЛ232 Леопард был принят на вооружение. Она была способна точно для своего времени обнаруживать движущиеся цели до 17 км, разрывы снарядов до 10 км и надводные цели до 23 км. Большим плюсом было развёртывание на позиции без покидания экипажем машины. Леопард получил первую РЛС, способную распознавать цели по спектру доплеровского сигнала. Всё это обеспечило машине долгую жизнь: выпускалась до 1991 года и служит до настоящего момента в батареях артиллерийской разведки. Выпустили СНАР-10 в количестве нескольких сотен, так что встретить её можно в разных странах.
При всех своих достоинствах СНАР-10 имела большие проблемы на участках со сложным рельефом. Одним им выходом из этого тупика был вынос РЛС на высоту, т.е. на мачту. Этим стали заниматься в феврале 1976 г. по теме Селенит (читай лунатик). Чтобы впихнуть как можно больше и работать там было удобнее, МТ-ЛБ заменили на МТ-ЛБу. И тут возникла проблема. Мачта высотой 10 м качалась, в том числе и от ветра, что сказывалось на качестве работы РЛС. Пришлось разрабатывать ПМУ (подъёмно-мачтовое устройство) высокой жёсткости, поскольку стабилизаторы тех лет не отвечали требованиям. А тут ещё случилась смена поколений в электронике, из-за чего стали менять всю начинку на новые компоненты. Эти сложности затянули работы, и вместо 81-го на испытания Селенит СНАР-15 попала в 1985-ом. Пока её испытывали, один гражданин на кресле генсека закатил перестройку, из-за чего новая СНАР была выпущена лишь в двух экземплярах для обучения курсантов.
Кто-то умный в своё время предложил сделать РЛС разведки огневых позиций (РОП), способную засекать миномёты. Случилось это в 40-е годы, в СССР и США. Мина летит медленно и по крутой траектории. Радар успевал засечь положение боеприпаса в нескольких точках, после чего автоматика вычисляла траекторию и определяла, как далеко и в каком направлении от станции находится миномёт. Такие устройства обозвали АРСОМ — артиллерийская радиолокационная станция обнаружения миномётов. АРСОМ-1 Молния у нас была создана в НИИ-20 на базе зенитной СОН-4 и принята на вооружение в 1950 г., а в серию пошла в 1954 г. Миномёты калибра 82 мм она обнаруживала на дистанции до 5 км, 120 мм и крупнее — до 8 км, 160 мм — до 9 км. Но станция получилась очень тяжёлой — 25 т оборудования размещались на АТ-Т и ГАЗ-63. Работы по похудению АРСОМ-1 начались ещё до момента запуска её в серию, в 1951-ом. Это была НИР по теме Снайпер, которая вылилась в ОКР Искра, ставшей АРСОМ-2. Вес начинки сократился в несколько раз, поэтому всё влезло на АТ-Л. Ещё и на 1 км подняли дальность обнаружения миномётов. Искру приняли на вооружение в 1954 г. и тогда же стали решать проблему защиты от пассивных помех (дождь, снег, густая облачность, дипольные отражатели). Новая РЛС обозначалась АРСОМ-2П Марс (на вооружении с 1957 г.)
Работать со скоростными снарядами, летящими по пологим траекториям, и ракет, которые наоборот лезли выше, электроника АРСОМ не позволяла. Для этого в НИИ-20 и НИИ-108 вели работы по развитию АРСОМ ещё с 50-х. Из-за решений Хрущёва и Ко работы по этой теме были прекращены. Но труды даром не пропали. Во время великого брежневского перевооружения дали добро на продолжение работ: в 1969 г. начали ОКР Рысь по РЛС РОП артиллерии до 10 км и ОКР Ястреб-2 по РОП ракет до 60 км. Второй проект заглох (решили делать после окончания работ по Рыси), а вот первый смогли довести до ума и принять на вооружение 14 сентября 1977 г. под наименованием 1РЛ239 (ещё известна как АРК-1 — артиллерийский радиолокационный комплекс). Это была отличная техника для своего времени. На просторной базе МТ-ЛБу разместили радар 1Л259, цифровую ЭВМ 1В57 Аргон-1С, автономную систему топопривязки 1Т121-1, навигационное оборудование, возможность работы оборудования в режиме тренажёра и даже принтер воткнули. АРК-1 засекает миномёты на дальности до 13 км, гаубицы — до 9 км, РСЗО — до 16 км, ОТКР — до 30 км. Просто засечь снаряд без обнаружения позиции можно ещё дальше. Рысь выпускалась до 1991 г. и до сих пор остаётся основной РЛС контрбатарейной борьбы в России.
АРК-1 не оставили без модернизации. Почти сразу после начала производства пошли 1РЛ239-1, а с 1983 г. — 1РЛ239-1М (с системой обмена данными с огневыми подразделениями 1А30). Но оставался один большой минус — одноканальность системы. Всё великолепие тормозилось о возможности оператора вручную захватить цель. Поэтому засечь позиции с первых выстрелов было практически невозможно. Нужны были принципиально новые системы, многоканальные, способные сами засекать и вести несколько целей. В НИИ «Стрела» (бывший НИИ-20) для этой цели решили применить трёхкоординатную РЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР). Работы начались в 1981 г. по теме Зоопарк. Впервые в СССР в артиллерии применили модульную ФАР с пластиковой антенной. Получаемая от неё информация автоматически обрабатывается БЦВМ (бортовой цифровой вычислительной машиной) Сайвер-2, цели берутся на сопровождение и данные заносятся на электронную карту местности. Обнаружить орудие по первому выстрелу можно с 80% гарантией. Работу орудий РЛС засекала до 20 км, одновременно вела до 4 целей и могла разведать 20 огневых позиций в минуту.
На испытания 1Л219 Зоопарк-1 попал в 1988 году и к развалу СССР только-только их прошёл. И вот какая ирония — по ОКР Зоопарк только крупных предприятий работало 7 штук. Одним из таких стал НПК «Искра» в Запорожье. Параллельно со «Стрелой» он делал свой вариант, 1Л220 Зоопарк-2 с повышенной дальностью. Работы над ним затянулись до 2003 г. и на выходе в название добавили букву «У». В целом комплекс оказался чуть лучше 1Л219, но у нас уже к тому времени был готов 1Л219М.
И тем не менее, главным средством нахождения вражеской арты была, есть и, по ходу, будет ещё долгое время звуковая разведка. Она основана на засечении позиций с помощью расставленных микрофонов, которые по времени прохождения звука локализуют источник, т.е. уже приходилось применять простейшие (а тогда сложнейшие) вычислительные машины. Как уже писал ранее, в Великую Отечественную довольно широко применялись станции СЧЗМ-36 (станция с чернильной записью обр. 1936 г., модернизированная), находившими цели до 15 км. По моему мнению, это одно из самых недооценённых приспособлений нашей армии в те годы — с его помощью было обнаружено до 70% всех разведанных немецких батарей на фронте! А для нас она важна тем, что стала основой послевоенной СЧЗ-6 обр. 1953 г. Облегчили начинку, снизив вес станции на 36%, а приёмников вообще вдвое, улучшили чувствительность приборов, изменили питание и упростили работу расчёта. Орудия калибра 152 мм и более стали засекаться на дистанции до 24 км. Что особенно важно, звукометристам провели связь, сократив время от обнаружения цели до передачи координат группе контрбатарейной борьбы. А так в целом это была старая проверенная конструкция, которую под конец 50-х ещё раз модернизировали, создав СЧЗ-6М. Судя по всему, в том или ином виде эти станции дослужили до 70-х.
Следующим шагом в звуковой разведке стало появление подвижных комплексов на базе полноприводных грузовиков, таких как АЗК-5 Тембр (автоматизированный звукометрический комплекс, индекс ГРАУ 1Б17). Создан был он в СКБ «Молния» в 70-е. Состоял из пяти машин — три ЗИЛ-131 тащили на себе звукоприёмники ПР-2 (назывались машины базовых пунктов — МБП), размещавшиеся на большом расстоянии друг от друга, один ЗИЛок был связной (машина радиосвязи центрального поста — МРЦП), ещё один нёс основную вычислительную технику (аппаратная машина центрального поста — АМПЦ) и ГАЗ-66 возил личный состав и приборы для поста наблюдения и связи. Показал себя АЗК-5 очень плохо в горах, из-за чего в 1986-ом был принят модернизированный вариант АЗК-7 Мезотрон (1Б33). Количество машин в нём было сокращено до 4, а вот точность обнаружения целей возросла как в поле, так и в горах. Он может работать в автоматическом режиме при неблагоприятной погоде и при звуковых помехах. Кроме явных плюсов, это всё упростило маскировку комплекса на местности. Миномёты АЗК-7 находит до 8 км, а орудия до 12-16, что, конечно, в 80-е было уже маловато. Так или иначе, эта малоизвестная машина зачастую основное средство разведки для контрбатарейной борьбы до массового распространения БПЛА в войсках, а модернизированный вариант на Урал-4320 АЗК-7М до сих пор предлагается на экспорт.
Существовал любопытный батарейный подвижный звукометрический комплекс (БПЗК, или же, по ГРАУ, 1Б19). Он создавался для контроля стрельбы своей артиллерии, определяя места попаданий снарядов, позиционировании её местоположения. БПЗК состоял из двух ГАЗ-66 центрального поста, УАЗ-452ПП поста оповещения и трёх звукоизмерительных постов, включающих в себя сам измерительный прибор на УАЗ-452АА и машины топопривязки УАЗ-452Т-2. В поле они разворачиваются на фронте шириной 5-7 км. Увы, по звукометрическим комплексам информации гораздо меньше, чем по их радиолокационным собратьям. Так что на сим тему закругляю.
Тут стоит отметить один интересный факт, из-за чего звуковые комплексы, не смотря на все их недостатки в виде громоздкости, невысокой дальности, приличных ошибок определения координат (для АЗК-7М это до 5% от расстояния до цели) были массовы и актуальны до сих пор — их скрытность. С развитием средств радиоэлектронной разведки найти работающую РЛС можно на огромных расстояниях. Как показали некоторые опыты, даже слабенькие РЛС танковых комплексов активной защиты с воздуха засекаются за десятки километров. Даже без этого, огромные полотна мощных локаторов нагреваются и светятся в тепловизоре. Т.е. против сильного врага РЛС РОП нужно применять крайне осторожно. Так, совсем недавно наши на Донбассе решили неосторожно испытать новейший комплекс 1К148 Ястреб АВ. Буквально через несколько часов он был уничтожен GMLRS. А тепло радара, судя по всему, незадолго до этого привело к гибели оппонента Ястреба, немецкой РЛС COBRA. Звукометрические же станции работают пассивно, если хорошо замаскировать, нужно долго и нудно искать, прочёсывая всю местность. И не факт, что этот суслик там есть.
Ещё одни малоизвестные машины, но без которых артиллерия Холодной войны была немыслима — топопривязчики. Они в автоматическом режиме определяют координаты огневых позиций артиллерии, дабы точно расположить их на местности (это крайне важно для ведения огня на большие дальности и особенно по целям без визуального контроля попаданий), проверить маршруты движения, нанести неизвестные объекты на карту, провести ночью, в туман или по местности без особых отличительных знаков колонны. Работы над ними начались после войны и вскоре появились ГАЗ-69ТМ, ГАЗ-69ТМГ, АТ-ЛТ и АТ-СТ. Оснащались они навигационной аппаратурой Янтарь-АМ, курсопрокладчиком КП-1М, датчиком пути, визирным устройством, буссолью ПАБ-2А, прибором ночного видения ПНВ-57 и «газики» ещё несли дальномеры ДСП-30. Гусеничные АТ-ЛТ и АТ-СТ могли ещё использоваться как грузовой транспорт, благо мощи и объёма кузова хватало. Точность навигации составляла 0,7% от пройденного пути для колёсных машин и 1% для гусеничных.
Во время брежневского перевооружения в стройные ряды Советской Армии стали 1Т12 на базе ГАЗ-66 и 1Т120 на УАЗ-452. Они существовали в нескольких вариантах: ГАЗ-66Т, ГАЗ-66Т-2, ГАЗ-66Т-2М и т.п., УАЗ-452Т, УАЗ-452Т-2, УАЗ-452Т-11 и т.п. Также были варианты на ГТ-СМ (1Т12М4), Урал-43206 (1Т12-2М-1, правда этот, вероятно, уже российский образец, пошедший модернизацию со сменой шасси). Оборудование включало в себя инерциальную навигационную систему с гирокомпасом 1Г5, 1Г9 или 1Г17, курсопрокладчик КП-3 или КП-4, буссоль ПАБ-2АМ, дальномер ДСТ-451, дозиметр, ПНВ и радиостанцию семейства Р-123. Точность навигации выросла до 0,5%-0,6% от пройденного маршрута. Поступили они на вооружение в конце 60-х и поступали не только артиллеристам и ракетчикам, но и в части ПВО. Под закат советской власти к ним присоединился 1Т134 на базе Урал-4320. В том или ином виде эти топопривязчики сохранились до наших дней, хотя и вытесняются смартфонами и навигаторами.
Не могу не упомянуть самое хтоническое сооружение топопривязки — систему Берёза, разработанную в 1958-1960 гг. Она состояла из радиомаяков на огромных вышках, монтируемых на ЗИЛ-157Е, которые размещались в точках с заранее известными координатами. С помощью ЭВМ Ольха на привязку уходило всего 10 мин (к слову, в начинке Берёзы применили передовой тогда полупроводниковый компьютер, радиотеодолит на транзисторах и память устройств на ферритах). Чтобы определить дистанцию до маяка и провести триангуляцию, использовались радиодальномеры 1Т15. Такие станции размещались на большом расстоянии друг от друга и могли образовывать сплошной фронт покрытия, ограниченный лишь числом маяков. Точность определения координат — 12-20 м на дистанции 17-20 км (предел работы 1Т15). Получался эдакий наземный аналог спутниковой навигации. Система успешно прошла испытания в 1960 г., но Хрущёв пустил её на свалку истории — вот заменим всё ракетами, будем воевать как белые люди (спойлер: оказалось, что ракетные комплексы тоже надо привязывать на местности).
Это не все машины и оборудование, которое создавалось для артиллерии в годы Холодной войны. Были и всякие полевые мастерские, КШМ (о них речь пойдёт позже), дальномеры, метеостанции, РЛС определения начальной скорости снаряда и т.д. и т.п. Это свой отдельный мир, о котором, увы, особо нет информации, да и тема сама по себе не интересна читателю.
И под конец хочу обратить внимание на то, как комплексно прошло брежневское перевооружение артиллерии в 60-е — 70-е годы:
-
-
- были приняты на вооружение самоходные гаубицы, пушки, миномёт и РСЗО (о них писал в отдельном цикле, про Град и Ураган) калибрами от 120 до 240 мм, причём появился новый тип артиллерии — авиадесантируемое орудие, стреляющее как снарядами, так и минами;
- появились новые или обновлённые буксируемые системы, в т.ч. оригинальный автоматический миномёт;
- серьёзно улучшили управляемость артиллерийского огня за счёт появления новых средств разведки, целеуказания, связи и автоматизации системы управления (о последнем речь будет дальше);
- обновили боекомплект орудий, почти не изменившийся с 30-х, добавив в том числе снаряды с ядерной БЧ. Нарастили объёмы выпуска боеприпасов. Когда рассуждают о неимоверных запасах снарядов, оставшихся после СССР, то речь идёт именно о произведённых в 70-е — 80-е годы. Легендарные многомиллионные сталинские запасы, которыми воюют в СВО — миф;
- об этом не упоминал, но тем не менее — в войска пошли полноприводные грузовики с высокой проходимостью типа ЗИЛ-131 и Урал-375, обеспечивающие снабжение топливом, боеприпасами и продовольствием. Некоторые получили даже специальные стеллажи для перевозки боеприпасов;
- для всего этого разнообразия произвели модернизацию производства;
- восстановили артиллерийские КБ, влив новую кровь, проведя огромное множество теоретических работ;
- совершенствовалась организационно-штатная структура войск. Так, появились новые артиллерийские дивизии, ракетные бригады. Появились самоходные артиллерийские дивизионы.
-
Преобразований такого масштаба никогда не было ранее.
Список источников
-
-
- Павлов М.В., Павлов И.В. Статьи в журнале Техника и вооружение.
- Илинич В. Артиллерия немецких подвижных соединений (часть 3-я).
- Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3. 1946-1965. 2010.
- Подвижный разведывательный пункт ПРП-3. ТО и ИЭ. 1981.
- А вот и не огнемет! АПБНП «Буйвол».
- Наследник «Комсомольца» как подвижный наблюдательный пункт.
- Бах И. Боевые машины Николая Александровича Астрова. Техника и вооружение, №1 2015.
- Волков В.Г. Приборы ночного видения для бронемашин.
- Федосеев С. Боевые машины пехоты. Техника и вооружение, №4 2001.
- Коронин Ю.Н., Касаткин И.В. История развития основных схемотехнических решений построения тепловизионных каналов для объектов БТТ на примере разработок ОАО «Швабе — приборы» и ОАО «Швабе — оборона и защита».
- Шуляченко Р.И., Кубышкин Ю.И., Кривоносенко В.И., Холохоленко Л.А. Артиллерийская звуковая разведка. 1993.
- Лобанов М.М. Развитие советской радиолокационной техники. 2009.
- Мобильная РЛС наземной артиллерийской разведки СНАР-10.
- Мобильная РЛС наземной артиллерийской разведки СНАР-6.
- Мобильная РЛС наземной артиллерийской разведки СНАР-2А.
- Мобильная РЛС наземной артиллерийской разведки СНАР-15.
- РЛС разведки огневых позиций артиллерии АРК-1 «Рысь».
- Система топопривязки боевых порядков артиллерии «Береза».
- Система топопривязки боевых порядков артиллерии «Радиодальномер 1Т15».
- Прочко Е. Артиллерийские тягачи Советской Армии. 2005.
- Артиллерийская радиолокационная станция СНАР-2. Руководство службы. 1959.
- Голик А.М. Многоканальные радиолокационные станции разведки огневых позиций. Часть 1. 1997.
- Боевое применение РЛС 1РЛ239-1М «Рысь» в СВО.
- Под ред. Хохлов С.В. История отечественной радиолокации. 2015.
- Звукометрическая станция модернизированная обр. 1938 г. СЧЗМ-36. Руководство службы. 1947.
- Звукометрическая станция СЧЗ-6. Руководство службы. 1958.
- Schallmeßkomplex BPZK-1B19.
- Артиллерийские топопривязчики ГАЗ-69ТМ, ГАЗ-69ТМГ, АТ-ЛТ, АТ-СТ. Руководство службы. 1968.
-
источник: https://vk.com/@-198045694-skaz-o-russkoi-artillerii-chast-31-ne-pushkami-edinymi-1948