Сикорский: возвращение блудного гения – часть III. Долгая жизнь «шестьдесят третьего»

11

Продолжаю по альтернативным вертолетам объединения Сикорский Россия. Тем более у меня уже упоминались эти машины в статьях про Альтфлот. Сейчас про целую линейку, короче как я люблю, красивые картинки как любите вы — внизу.

Часть I.
Часть II.

После С-62Р было ясно, что для условий России все же требовался другой вертолет, более грузоподъемный и без амфибийных способностей, по крайней мере пока. Первоначально С.63 представлял собой глубокую модернизацию вертолета С-62Р: по сути был спроектирован только новый фюзеляж с увеличенной грузовой кабиной, задним погрузочным люком и четырехстоечное неубирающееся колесное шасси. Силовая установка осталась та же из ГТД АИ-24ВД, как и несущий и рулевые винты. Первый вертолет был построен весной 1962 года, и уже в августе он был представлен на авиасмотре на Ходынском поле, но, несмотря на эффектные показательные полеты, заказов на него не последовало.

Тем не менее Сикорский и не собирался сдаваться. В 1963 году армия объявила конкурс на военно-транспортный вертолет с ГТД. В принципе конкурс был формальностью – ОКБ Миля заканчивало доводку Ми-8, и по сути военные ориентировались именно на него (прим – в РИ Ми-8 создавался по заданию Министерства гражданской авиации и военные заинтересовались им ближе к 1965), винтокрыл Ка-24 армию не устраивал изначально, а ничего предложить сразу Камов не мог, но тут пришло предложение от Сикорский Россия. Для участия в конкурсе АО подготовило двухдвигательную модификацию С-63Т. Силовая установка у обоих вертолетов была одинакова, но на Ми-8 устанавливались двигатели ТВ2-117, которые запускались при помощи установленных на них электростартеров, а вот на машине Сикорского изначально стоял вспомогательный газотурбинный двигатель ТА-4В — такую систему на машине Миля установили только на модификации Ми-8МТ. Для двухдвигательного вертолета создали новые четырех­лопастные несущий (диаметром 18,2 м) и рулевые винты, также была изменена хвостовая часть фюзеляжа. Для быстрого десантирования с каждого борта прорезали по дверному проему.

Сикорский: возвращение блудного гения – часть III. Долгая жизнь «шестьдесят третьего»

С-63Т (вверху) и Ми-8Т во время сравнительных испытаний, 1964 г.

Вертолеты испытывались до начала 1965 года и показали хорошие результаты, но армия все таки выбрала машину Миля. Она имела более широкую и длинную кабину и максимальную грузоподъемность в 4000 кг, против 3000 у С-63Т. Впрочем, в небольших количествах военно-транспортный вариант все таки попал в армию, правда не в нашу.

На авиасалоне в Ле –Бурже удалось заключить контракты с поставкой в Сирию и Ливан, а в течении последующих нескольких лет их так же получили Югославия и Египет, правда партии были не большими от 7 до 16 машин. Там эти машины летали под индексом RS-81T.

Такой скачек в цифровом обозначении был связан с соглашение которое было заключено в 1965 году с бывшей «метрополией». Если для вертолетов которые поступали на внутренний российский рынок было не важно обозначение и все машины несли обозначение С – от Сикорский, то при поставке на экспорт уже нельзя было использовать латинскую транскрипцию S- Sikorsky. Дело было том что формально данный товарный знак принадлежал United Aircraft and Transport Corporation и делиться им американцы не собирались, выход нашли достаточно быстро и вскоре все вертолеты производства «Сикорский Россия» шли на экспорт под обозначением RS- Russian Sikorsky. Надо заметить что и такое обозначение американская компания пыталась оспорить в суде, но права на фамилию им не принадлежали. Кроме того  сошлись на том, что российская фирма не будет использовать пересекающиеся цифровые индексы с серийными машинами Sikorsky Aircraft Corporation, о чем было внесено дополнение в соглашение о взаимодействии, все вертолеты Сикорский Россия теперь могли использовать индексы с 81 по 91. Поэтому разобраться в очередности выхода машин достаточно не просто.

Дольше всех они прослужили в Сирии, последние из них были списаны только в 2010 году, притом они единственные, кто подвергся серьезной модернизации в конце 70-х. На сирийские вертолеты возложили задачи по поддержке сил спецназначения, для чего частично забронировали пилотскую кабину, а в дверных проемах предусмотрели установку крупнокалиберных пулеметов; кроме того, смонтировали по ферме с каждой стороны для блоков НУРС или стрелковых контейнеров. Вертолеты использовались в боевых действиях на территории Ливии в 1982 году. Всего в 1963–1972 г.г. было выпущено 53 С-63Т, включая 3 опытных экземпляра.

Сикорский: возвращение блудного гения – часть III. Долгая жизнь «шестьдесят третьего»

Схема С-63Т

Если в армии первый полностью самостоятельный вертолет разработки Сикорский Россия так и не увидели, то гражданская версия С-63А использовалась на просторах федерации достаточно активно. Причина была в том, что фактически все Ми-8 уходили в вооруженные силы, в то же время началось массовое промышленное освоение Сибири и Дальнего Востока, которое требовало применения вертолетов. Применяемые Ми-4 были недостаточно грузоподъемными, да и надежность вертолета с двумя ГТД (а, как оказалось позднее, из-за меньшей нагрузки на винт надежность у С-63 была выше, чем у Ми-8) оказалась на порядок лучше. Поэтому начиная с 1966 эти машины начали закупать гражданские ведомства; даже после того как армия смогла выделить часть Ми-8 для нужд гражданской авиации, закупки машин Сикорского не прекращались. В принципе гражданские вертолеты, получившие обозначение С-63А, внешне отличались только одной дверью с левого борта (быстрое десантирование не требовалось) кроме заднего люка, была доработана топливная система для размещения дополнительных баков в грузовой кабине. В 1969 появилась пассажирская модификация для перевозки 18 человек, в хвостовой части оборудовали санузел; правда, большого распространения она не получила, поскольку предпочитали закупать более универсальные С-63А. Вертолет поставлялся и на экспорт, притом чаще всего он использовался военными операторами. Всего в период с 1966 по 1984 было выпущено 244 машины, в том числе 26 в варианте С-63П.

Более интересное сотрудничество получилось у Сикорского с ВМС. Еще в 1963 году одновременно с вертолетом для армии был построен опытный С-63Ф-2. Он сохранил носовую часть, силовую установку и трансмиссию от С-63Т, но это был аппарат другого типа, а по сути винтокрыл. Вертолет создавался для конкурса на скоростной транспортный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой для морской авиации (Прим. о конкурсе см. Палубная авиация Российского флота XIII. Винтокрылы). Изменения коснулись нижней части фюзеляжа, кроме того установили увеличенные киль и хвостовой стабилизатор, крыло, на котором были установлены два вспомогательных реактивных двигателя Р19-300 тягой по 1200 кгс. При их включении вертолет достигал скорости в 367 км/ч, а при загрузке в 2 т и дополнительном топливе легко летал на расстояние в 1100 км. Машина в принципе устраивала моряков, но все же по ряду характеристик, в частности крейсерской скорости, он проигрывал Ка-24 – без включения ТРД она составляла 280 км/ч, а при работе ускорителей дальность падала до 550 км. К тому же его конструкция не предусматривала загрузку крупногабаритных грузов. В итоге в 1964 году построено только 2 экземпляра.

Тем не менее «шестьдесят третьи» попали на флот: машина Камова не оправдала возложенные на нее надежды, и уже в 1967 году морякам потребовалась замена. Ми-8 оказался слишком большим, да и обеспечить его постоянное базирование на кораблях было сложно, зато С-63ТБ полностью устроил флот. Он был меньше, компания уже имела опыт в конструировании складывающихся лопастей винта и части хвостовой балки для более простого хранения в ангаре, а четырехстоечное шасси было предпочтительней для палубного базирования. Кроме того, помимо перевозки 20 морпехов (С-63Т перевозил до 23 солдат) он мог оказывать огневую поддержку, для чего на 4 узлах подвески мог нести до 1000 кг вооружения (НУРС, пушечные и пулеметные контейнеры, бомбы). Этот транспортно-боевой вертолет был принят на вооружение в 1967 г., использовался со всех авианесущих кораблей. До принятия на вооружение в 1986 году нового вертолета Ка-29 был основным вертолетом морской пехоты. Кроме флота такие вертолеты заказала авиация пограничной стражи. Всего было выпущено 133 машины, из них 85 для морской авиации.

Кроме транспортно-боевого вертолета флот получил еще одного «отпрыска» семейства с индексом С-81ПА, это был тот же С-63, но уже в варианте амфибии. Первый полет совершил в 1967 г., имел нижнюю часть фюзеляжа в виде лодки, шасси убиралось в расширяющиеся наплывы вдоль фюзеляжа. Хвостовая балка и несущий винт сделаны складывающимися по типу С-63ТБ, в носовой части установили РЛС «Инициатива-2М». В 1972 был принят на вооружение, обойдя милевский Ми-14; использовался в ВМС в качестве поисково-спасательного и тральщика. Кроме того, стал основным вертолетом полярной авиации для работы с ледокольных судов. В модификации С-81П добавили опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель, в фюзеляже добавили отсек для боевой нагрузки. Правда, как противолодочный он не получил распространения в нашем флоте, действовал с баз, а на палубах прочно заняли свое место машины Камова. Зато на экспорт поступала как раз в основном эта модификация под индексом RS-81P, правда только в Польшу, Болгарию и Югославию (17, 6 и 5 соответственно); в странах Латинской Америки, Азии и Африки эту нишу все-таки занял проигравший Ми-14. Всего было выпущено 128 амфибий.

Сикорский: возвращение блудного гения – часть III. Долгая жизнь «шестьдесят третьего»

Семейство вертолетов С-63

В 1969 неожиданно возродился опытный С-63. Незадолго до обострения отношений с Китаем для этой страны был подготовлен комплект документации на лицензионное производство этой машины. КНР уже выпускал ГТД Zhuzhou (ZARI) Wozhou-5 мощностью 2000 л.с. (вариант АИ-24А), и им требовался вертолет, который можно было бы легко адаптировать под эту силовую установку. Собственные работы над турбовинтовым вариантом Ми-4, которые в то время велись, зашли в тупик и такое решение было логичным, тем более что передавать документацию на ТВ-117 Россия не решалась. Первый вертолет был собран уже после разрыва сотрудничества, и без технической поддержки испытания затянулись до 1974 года. В итоге до 1977 года было выпущено только 33 вертолета под индексом Z-6A .

Модификация

С-63Т

Диаметр главного винта, м

18,2

Диаметр хвостового винта, м

3,1

Длина, м

15,7

Высота, м

5,21

Масса, кг

пустого

5900

нормальная взлетная

9800

максимальная взлетная

10 500

Тип двигателя

2 ГТД Климов ТВ2-117А

Мощность, кВт

2×1257

Максимальная скорость, км/ч

250

Крейсерская скорость, км/ч

230

Практическая дальность, км

550

Практический потолок, м

4500

Статический потолок, м

1800

Экипаж, чел.

2

Полезная нагрузка

23 солдата или 10 носилок с сопровождающими или 3000 кг груза в кабине

Продолжение последует в зависимости от интереса.

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account