Штурмовики XXI века: «воздушный трактор» или «летающий танк»?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Что круче — обычный кукурузник с новейшими ракетами или старый, но испытанный штурмовик? Какой самолёт лучше подходит для поддержки сухопутных войск в XXI веке? Мнения авторов WARHEAD.SU разделились.
Евгений Белаш
Сейчас все увлечены пятым поколением, боевыми беспилотниками, гиперзвуком и лазерами. Но это всё скорее красивый фасад современной авиации. А тем временем классические штурмовики родом из 70-х годов прошлого века просто делают свою работу и в изменениях особо не нуждаются. Или нет?

США прекратили разработку штурмовиков в 80-е, в СССР они продержались подольше: попытки глубокой модернизации Су-25 продолжались до середины 90-х
Наследие холодной войны
Юрий Кужелев
И правда — и в США, и в РФ штурмовики неожиданно оказались чуть ли не самым консервативным классом. Прошли годы, многое поменялось, а вот А-10 и Су-25 всё неизменны. Но оттого ли, что они хороши? Оба самолёта — детища холодной войны, когда денег особо не жалели, и на непосредственную поддержку войск можно было потратиться. В то время ПВО была сильно другой, ЗРК плохо работали по малым высотам, а «Шилка» считалась по-настоящему грозной зениткой. В таких условиях достаточно дорогой бронированный штурмовик смысл имел. Но эти времена прошли.
Современная противовоздушная оборона с лёгкостью изничтожит даже самую бронированную машину. Единственный шанс — подавить эту ПВО заранее, а это задача или для самолётов «стелс», или для специализированных охотников на ПВО, главная защита которых — РЭБ.
Кроме того, современный истребитель может покидать бомбы и ракеты ничуть не хуже, а то и лучше любого штурмовика. Остаётся только поддержка войск в локальных конфликтах. А там и А-10, и Су-25 избыточны. Для существующих задач вполне хватит винтового, достаточно дешёвого ударного самолёта, который принято именовать COIN (Counter-insurgency aircraft).
Евгений Белаш
Всё это хорошо, и со многим я полностью согласен. Действительно, летит лёгкий кукурузник и шарашит недругов управляемыми бомбами и ракетами. Причём с высоты нескольких километров — то есть его не достанет даже ПЗРК, не то что пулемёты времён Вьетнама и Афганистана. Примеры — «цессны» AC-208B в Ираке с парой «хеллфайеров» или «воздушный трактор» AT-802U. На них можно поставить станцию наведения управляемого оружия — и в бой!
Евгений Белаш
Но есть некоторые функции, с которыми такому противопартизанскому штурмовику справиться трудно. Например, подавление снайперов. Тут либо бомбы с воздушным подрывом — либо пушка. И пушку сейчас нередко применяют даже супернавороченные F-35 — ибо есть ситуации, когда нужно уничтожить цели точно и как можно быстрее. Для таких задач используют и те же Су-35 в Сирии.
Плюс немаловажный и удивительный фактор. Цена. Если посмотреть недавние контракты на поставку, продажная стоимость современного «антипартизанского» штурмовика — выше двадцати миллионов долларов. А то и ближе к тридцати миллионам!
Благодаря причудам ценообразования за такие деньги вполне можно купить «настоящий» бронированный штурмовик класса Су-25, причём модифицированный.

В конце 80-х в США существовали планы заменить А-10 штурмовиками из F-16. Был на такое решение и спрос у зарубежных покупателей. Но крах СССР помешал этому плану
Юрий Кужелев
Как раз благодаря небольшой скорости и высочайшей манёвренности у винтового штурмовика куда больше шансов поразить цель — как бомбой, так и пушкой. Вообще, на самолёт можно хоть поворотную турель поставить, скорость это позволит.
Цена — это интересный вопрос. Конечно, методом утряски и урезания «лишнего» можно достичь достаточно небольшой стоимости. Но цена самолёта — это не только цена самой «тушки». Если посчитать хороший аэродром, который нужен традиционному штурмовику, обучение экипажа, обслуживание — сумма будет несравнима.
Более того — противопартизанский самолёт может даже нести прибыль. Ни А-10, ни Су-25 особого успеха на конкурентном рынке вооружений не сыскали. Другое дело COIN — многие страны третьего мира готовы их закупать, им такие самолёты самое то.
Практика локальных войн
Евгений Белаш
Так у нас винтовой штурмовик или «воздушный трактор»? Если первое — то это уже получается турбовинтовой «Супер Тукано». Его отдачей пушки не разнесёт. Да и скорость выше раза в полтора, чем у «трактора». И ценник на него соответствующий. А вот на усиленно рекламируемый противопартизанский «трактор» AT-802U — увы, пушка не лезет пока никак. Да и с продажами у него не очень.
Евгений Белаш
А новые Су-25 активно закупает тот же Ирак — как у нас, так и у Ирана. А-10 всё списывают, но никак не спишут. Традиционный штурмовик/ганшип всё же быстрее винтового коллеги, если нужно срочно помочь попавшим в беду. А броня позволяет, например, пробивать облачность и оказывать поддержку своим войскам на низкой высоте. Да и случайное попадание с земли не собьёт.
Юрий Кужелев
Даже турбовинтовой штурмовик специального дизайна будет дешевле своего реактивного коллеги времён холодной войны. Понятно, что крайность уровня «а мы с Як-52 штурмовать будем» также имеет множество проблем. Специализированный винтовой штурмовик решает почти все задачи сегодняшней войны. И даже с бронёй и прицельной системой он всё равно выгоднее дорогого в обслуживании реактивного коллеги.

Ещё один вариант получить дешёвый штурмовик — сделать его из учебного самолёта, как в проекте Textron AirLand Scorpion
Евгений Белаш
Если мы говорим про развитые или даже передовые страны, у винтовых штурмовиков возникает конкурент в виде вертолётов: набор вооружения, живучесть и способность взлетать с неподготовленных аэродромов — как бы не выше, чем у самолётов. А с появлением винтокрылов, которые активно разрабатывают, и скорость с дальностью становятся очень даже ничего. И где же тогда ниша для винтового штурмовика? В то время как у современного реактивного ударного самолёта ниша остаётся — он живучее своих многоцелевых коллег, он быстрее винтокрылого коллеги и тащит больше добра.
Евгений Белаш
А если вспомнить о новых ракетах для вертолётов, то и сближаться с противником, чтобы утюжить его с «пистолетной» дистанции, больше не надо. Например, с Ка-52 в Сирии успешно поражали цели на дальности до восьми километров. А недавно на Ми-28НМ испытали «изделие 305» — новую ракету с дальностью до 25 км. Якобы в Сирии тоже. Об «апачах» в Ираке и говорить нечего — их и так знают.
Евгений Белаш
Кто будет нести огонь с неба в XXI веке? Время покажет.
источник: https://warhead.su/2019/08/12/shturmoviki-xxi-veka-vozdushnyy-traktor-ili-letayuschiy-tank
Ни разу ни САMPINI, но таки
Ни разу ни САMPINI, но таки с мотовентилятором;)
Напоминает мне этот аппарат
Напоминает мне этот аппарат один американский пепелац…
Скайрокет? Да, похож.
Скайрокет? Да, похож.
Угу, он.
Угу, он.
Ни разу ни САMPINI, но таки
уважаемый товарищ сухов
немедленно выкладывайте на сайт.
Коллега, так описания полный
Коллега, так описания полный йок::( Так была разминка для ума под четыре М-21. А тут вы стью выложили , а илюстрации пока не успели;)
++++++++++
++++++++++