12

Другие части цикла

Продолжение моей предыдущей темы. Она уже закончена, рекомендуется прочитать полностью прежде чем приступить к этому тексту.

Шедевры танкостроения

Содержание:

Паника в Германии

Второго августа 1943 года на полигоне Куммерсдорф состоялись смотрины трофейной советской техники. Кроме самого Гитлера присутствовали Кейтель, Йодль, Канарис, Гудериан, Шеер, Книпкамп, Порше, Адерс, другие конструкторы танков и представители фирм выпускающих бронетанковую технику. После осмотра новых советских машин и обсуждения их на месте все перебрались в зал заседаний. Место на трибуне занял Гитлер.

-господа, как вы все прекрасно понимаете, все мы находимся сейчас в глубокой ж… яме. Англосаксы разбомбили основной завод производящий моторы Майбах, операция «Цитадель» проиграна, в первую очередь из за слабости Панцерваффе (Гитлер считал именно так), у иванов появились новейшие образцы бронетехники, крайне опасные для наших машин. Мощнейшие танки ИС выпускают уже на трёх заводах! У меня есть «Правда» месячной давности в которой говорится что СТЗ возобновил работу, и кое-кто это прошляпил!-Гитлер грозно посмотрел на Канариса.

-мой фюрер, это просто блеф со стороны иванов, такое попросту невозможно…

-блеф?!-взвился фюрер-нет, это не блеф! У меня есть заключение экспертов осматривавших машины. По маркировке, способу окраски и других мелких отличиях они установили что все три ИСа выпущены на разных заводах. И нам просто нечего им противопоставить. А всё потому, что кое-кто убедил меня не переводить все заводы на выпуск Пантер и оставить в производстве Pz-lV-Гитлер перевел грозный взгляд на Гудериана. Быстроходный Гейнц не стерпел нападки и поднялся со стула, одергивая мундир.

-прошу прощения, мой фюрер, но вы не замечаете очевидного. Если присмотреться, то русские попросту копируют наши действия, пусть и с некоторым запозданием. Так они прекратили выпуск легких танков и развернули выпуск самоходок, аналогов нашего Мардера. Танк ИС аналог нашей Пантеры. Да, у него другое предназначение, но в остальном сходство налицо. ИС имеет примерно такой же вес, по цене наверняка даже дешевле, и он может стать одним из самых массовых танков Красной армии. НО не самым массовым! Крупнейшие русские заводы под номерами 112 и 183 так и выпускают Т-34, пусть и в обновленной версии, а УЗТМ выпускает самоходки, аналоги нашего Штуга. Так что я считаю что поступал правильно!

Гитлер махнул ему рукой чтобы тот садился на место, не удостоив ответом, и продолжил поиск виноватых.

-скажите, Генрих, вам еще не присвоили звания Героя Советского Союза?-ехидно спросил он глядя на Книпкампа.

-нет, мой фюрер-удивленно ответил тот.

-а пора бы… ведь это благодаря вам мы сложили все яйца в одну корзину и теперь разгребаем последствия. Ударом по «Майбаху» англосаксы ввергли нас в нокдаун, из которого мы будем выходить несколько месяцев, а если завтра они отбомбятся по «Занрадфабрик»?  С чем мы останемся? С жалкими чешскими самоходками на базе недотанка Pz-38? Да ИС раздавит такую гусеницами как букашку и даже не станет тратить на неё снаряда!-возмущенно повысил голос Гитлер-надо срочно, еще раз повторяю СРОЧНО выходить из этого положения! Я все эти дни размышлял что нужно делать и пришел к выводу что нужно выпускать машины, в которых НЕ содержится комплектующих Майбаха и ZF! Отныне наш новейший завод Нибелунгверке переходит на выпуск нового Тигра разработки доктора Порше!-Гитлер немного устал от своей проникновенной речи и стал наливать себе воду из графина. Возникшей паузой тут же воспользовался Книпкамп, который по привычке начал отстаивать своё детище.

-но почему, мой фюрер? новый Тигр от Хеншеля даже лучше, осталось лишь немного подождать когда…

-это ещё месяц назад мы могли выбирать лучше или хуже-грубо оборвал Гитлер, не дав договорить-а сейчас стоит другой вопрос: есть у нас танки или нет! Во-первых, в Тигре Адерса содержатся комплектующие Майбах и ZF, а в нашем положении это нежелательно, во-вторых какие-то (пи! пи! пи!) додумались максимально унифицировать его с Пантерой, а это задерживает разработку и серийный выпуск еще на несколько месяцев. Поэтому выпускаем Тигр Порше, вопрос решенный!

-как, со сложной электрической трансмиссией и недоведенными до ума моторами воздушного охлаждения?-послышалось сразу несколько возмущенных голосов.

-это только на первых порах. Я несколько дней назад обговорил этот вопрос с доктором Порше и специалистами Даймлер-Бенц. Будут адаптировать дизель МВ-507С  и трансмиссию разработанную для VK3001D в существующий корпус, там больших переделок не требуется, достаточно изменить числа в бортовых передачах.

Услышав это, Книпкамп обиженно засопел, узнав что такой грандиозный вопрос решили за его спиной, но возражать не осмелился, вдруг опять обвинят в пособничестве Советам? Между тем Гитлер обратился к Адерсу:

-кстати, а не могли бы вы переработать свой проект под этот же дизель?-Адерс в ответ только покачал головой.

-это невозможно, мой фюрер. Этот мотор намного больше чем HL230, придется сдвигать башню вперед. К тому же у МВ-507 намного выше крутящий момент, будет рвать трансмиссию. Придется полностью перерабатывать проект, проще начать работу с нуля.

Слово взял министр экономики Шпеер.

-не всё так печально, мой фюрер. Второй завод выпускающий двигатели Майбах продолжает работать. Его производственных мощностей вполне хватит обеспечить моторами все Тигры и Пантеры, да еще на выпуск Pz-lV кое-что остается.

-а вы учли в своих расчетах что часть моторов придется отправлять на фронт, в действующие части?

Шпеер покачал головой-извините, об этом не подумал.

-вот то-то же! Какие еще могут быть предложения?-обратился Гитлер ко всем присутствующим. С места встал представитель Даймлер-Бенц.

-у нас есть еще один неплохой дизельный мотор, МВ-809, успешно прошел испытания на VK20. Можно запустить его производство для Pz-lV и машин на его базе.

-это можно сделать без ущерба для Люфтваффе и Кригсмарине?

-к сожалению нет…

Гитлер снова стал впадать в ярость.

-да как же это так? у нас столько автомобильных фирм, МАН, Опель, Магирус, Бюссинг… и ни одна не может разработать нормальный танковый мотор или хотя бы выпускать по лицензии Майбах 120?! Шпеер, Книпкамп, займитесь плотнее этим вопросом.

По другую сторону линии фронта

несколько дней спустя.

А за окном шел августовский дождь и рота красноармейцев. Сталин обернулся от окна к открывающейся двери и своеобразно поприветствовал входящего в кабинет человека.

-товарищ Судоплатов, вас еще не расстреляли?

-нет, товарищ Сталин.

-тогда дайте закурить.

Судоплатов полез в карман и достал пачку «Казбека». Сталин вытряхнул табак в свою трубку и принялся её раскуривать.

-да вы присаживайтесь, в ногах правды нет-Судоплатов сел на стул.

-как дела на фронте?

-воюют.

-а как дела у товарища Штирлица?

-просто отлично, сегодня утром я получил от него известия.

-новости на этот раз хорошие?-с надеждой спросил Сталин.

-более чем хорошие. Немцы заглотили наживку вместе с удочкой и теперь принимают меры.

-интересно, интересно… продолжайте, товарищ Судоплатов.

-так вот, немцы даже не обратили особого внимания на наши новые средние танки а сосредоточились на танках ИС и средствах борьбы с ними. Совсем забросили выпуск средних танков Т-4 и сейчас производят только Тигры, Пантеры и сравнительно небольшое количество САУ «Хорниссе» и «Хуммель» на Алкетт . Самый крупный и самый современный завод Нибелунгверке в процессе реорганизации, готовится к выпуску Тигра Б.

-что за Тигр Б такой?

-а вот он-ответил разведчик развязывая тесемки папки и извлекая фотографию-это ещё более тяжелая, сложная и дорогая машина чем Тигр Хеншеля. Кроме того, немцы расширяют выпуск новой противотанковой пушки Пак-43, естественно в ущерб Пак-40.

-так это просто отлично! Таких машин и таких пушек они не смогут выпустить много и заткнуть все дыры на фронте.

-всё верно, товарищ Сталин, а еще эти новые танки и новые пушки маломобильны, их трудно перебрасывать с места на место. Надо ловить момент, пока у них такая огромная просадка в производстве, и переводить наши крупнейшие заводы на выпуск Т-43.

Танк Т-43

Танк Т-43

— Т-44-поправил Сталин. Морозов переработал проект, сделав более простой, дешевый и технологичный корпус, оставив прежнюю башню и прежние «потроха». Новый танк назвали именно так. Впрочем, Т-43 тоже пока оставим в производстве, пусть теперь омичи гонят вал, пока тагильчане и сормовцы последовательно не перейдут на Т-44.

-последовательно?-удивился Судоплатов-я думал одновременно, раз уж так удачно попали в волну.

-нет, именно последовательно. Одновременно будут переходить заводы N183 и УЗТМ. Военным не понравилась СУ-85, «маломаневренная в условиях ограниченного пространства, ствол часто утыкается в землю из за большого вылета…»-процитировал Сталин прочитанное ранее-потому Свердловск переходит на выпуск Т-44, американский карусельный станок они уже смонтировали и запустили. Сормовчане перейдут на Т-44 позже, когда эти два завода выйдут на полную мощность. Благодарю вас за службу, Павел Анатольевич, а товарищу Штирлицу приказываю присвоить очередное звание.

-бригаденфюрер СС? А не слишком ли рано, он штандартенфюрером недавно стал. Можем возбудить неуместное внимание со стороны Мюллера и засветим своего человека.

-вы правы-подумав ответил Сталин-со званием пока повременим.

Через неделю после этого состоялось совещание в кабинете Сталина. Также как и в Куммерсдорфе здесь присутствовали военные, конструкторы и производственники. Во всех трёх группах имелись лоббисты танка Т-34-85, им первым Верховный и дал слово. Первым высказывался нарком Малышев, по понятным причинам и бывший главным лоббистом. Он всячески расхвалил достоинства танка, подчеркнул что заводы N112 и 183 довольно быстро и с малыми затратами перешли на его выпуск, особо отметил что танк сравнительно дешевый в производстве и на те же деньги можно выпустить бОльшее количество машин.

Следующим высказался генерал Павел Ротмистров.

-да, танки Т-34-85 дешевы в производстве, а в эксплуатации? Т-44 в моих частях нет, да он ещё и не производится, но зато есть Т-43. Более удачная система фильтрации воздуха повышает ресурс двигателя чуть ни ли втрое, а двигатель самый дорогой агрегат танка. Американские гусеницы с цевочным зацеплением что стоят на части моих машин также служат раза в 3-4 дольше относительно гребневых. Танки с дополнительным бронированием уже не раз и не два выдерживали попадания в лоб корпуса и от Тигров и от Пантер, а для Т-34-85 и их экипажей такие попадания стали бы фатальными. Точность стрельбы что с хода что с коротких остановок у Т-43 тоже намного выше, требуется меньше снарядов на поражение тех же целей. На отдельно взятом танке это незаметно, но если таких танков будут тысячи?-на риторический вопрос генерала никто не ответил и он после небольшой паузы продолжил.

-с Т-44 ситуация будет еще благоприятнее, поскольку у него лучше забронированы не только лоб но и борта. Опять же, если рассматривать отдельно взятые танки, то разница невелика, что Т-44 что Т-34-85 можно уничтожить одним удачным попаданием. А если в бой идет целая рота? Немчуре потребуется вдвое больше времени и вдвое больше снарядов чтобы эту роту уничтожить. Часть попаданий выдержит лобешник, часть снарядов отрикошетит от более толстого борта.

Сталин, по своей профессиональной привычке, вычленил главное и задал наводящий вопрос.

-со снарядами всё понятно, а как насчет времени? Наши танкисты ведь не будут ковырять в носу и ждать когда их расстреляют?

-разумеется, товарищ Сталин, они будут активно противодействовать врагу. Кто-то успеет сделать несколько результативных выстрелов, какая-то часть танков успеет доехать до позиций противотанковых пушек и раздавить их.

-спасибо, товарищ Ротмистров, продолжайте.

-охотно продолжу. Нарком Малышев отчего-то «забыл» упомянуть и о транспортных расходах, а ведь для доставки на фронт дополнительных моторов, гусениц, снарядов требуются грузовики, паровозы, вагоны. Грузовикам нужен бензин, паровозам уголь, а это тоже деньги. Кроме того, не все запчасти доезжают до фронта так как эшелоны на станциях и перегонах попадают под бомбежки стервятников Геринга. Не забываем и о том, что для погрузки «лишних» моторов, гусениц, снарядов будут привлечены тысячи людей в тылу. А ведь они все могут заняться и более полезным делом! Учёл ли эти все факторы товарищ Малышев и другие адепты Т-34-85?

Ротмистров закончил доклад и сел на свое место. Слово попросил Александр Морозов.

-позвольте я немного дополню слова генерала Ротмистрова, хотя он и так почти всё сказал. В отчете ГАБТУ с Курской дуги указано что после первого боя под Прохоровкой указано что потери экипажей Т-43 были в 1,8 раза ниже относительно потерь экипажей Т-34-84. После второго боя, уже с группой Деккера на Пантерах, разница в потерях и вовсе была вдвое. А ведь на место каждого убитого или ставшего инвалидом танкиста нужно призвать кого-нибудь из тыла. Причем в числе призванных оказываются рабочие, и даже высококвалифицированные. А потом директора заводов жалуются что работают у них женщины и подростки, и гонят большой процент брака.

-вы правы, товарищ Морозов, желания директоров завода взаимоисключающие. Хотят выпускать технику попроще, но при этом же хотят сохранить квалифицированные кадры. Но вы тут упомянули про бой с Пантерами. Полковник Петровский писал в отчете что дополнительную броню наваривали и на Т-34-85, и на Т-43, но «тридцатьчетверошникам» она не помогла. Почему так?

-ну это вполне объяснимо. Плюс тридцать миллиметров к сорока пяти это совсем не то, что плюс тридцать к семидесяти пяти. Против пушек с высоким пробитием оказалось недостаточно.

-да, вы правы… и впоследствии будет только усугубляться. В силу некоторых обстоятельств немцы перешли сейчас на выпуск только тех танков, которые имеют мощное вооружение, надо это учесть. И еще: согласно тем же отчетам ГАБТУ мощность нашей С-53 тоже недостаточна против новых вражеских машин. Получше трехдюймовки, но все же… Вот вам предписание-Сталин передал Морозову распечатанный лист бумаги-в котором указаны новые требования. Нужно срочно разработать башню под американскую 90 миллиметровую пушку, их снаряд намного качественнее и имеет пробитие процентов на 20 больше.

-товарищ Сталин, у нас есть такие пушки?

-уже есть. Наши представители в САСШ заказали партию из пятисот зениток, причем каждая из них укомплектована запасным стволом, и большой запас снарядов, в том числе бронебойных, надо этим воспользоваться.

-я вас понял, товарищ Сталин, но полагаю что при этом масса танка возрастет на тонну-полторы.

-это не критично. И вот еще что-сделайте новый танк с погоном в 1750 миллиметров, я хочу чтобы его башня была взаимозаменяема с башней нового американского танка М4. Будет меньше геморроя у ремонтников на фронте.

Сталин сделал паузу и стал набивать трубку, дав возможность остальным обсудить услышанное, потом продолжил:

-еще имеется предписание для товарища Астрова-передал ему другой отпечатанный лист-постарайтесь в кратчайшие сроки разработать самоходку аналогичную СУ-76, но уже с 85 миллиметровой пушкой.

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

К концу совещания Сталину всё же удалось убедить некоторых «оппортунистов» и коллективным решением было постановлено переводить завод N183 и УЗТМ на выпуск Т-44. Пока оба этих завода не выйдут на полную мощность, заводам N112 и N174 предписывалось «гнать вал», т.е. танки Т-34-85 и Т-43 соответственно.

Несбывшиеся надежды.

Осень и начало зимы 1943 года стало периодом несбывшихся надежд для многих по обе стороны линии фронта. Альберт Шпеер оказался самым настоящим эффективным менеджером без всяких кавычек и в довольно краткие сроки организовал выпуск двигателей Майбах на заводах других немецких компаний. Отличий от того «что было» (до бомбардировки Фридрихсхафена) от того «что стало» получилось ровно две: австрийский завод Нибелунгверке перешел на выпуск Тигра 2 конструкции Фердинанда Порше, а берлинская фирма Алкетт перешла на выпуск «Хуммелей» и «Насхорнов» (бывший «Хорниссе»), свернув выпуск других самоходок. Прочие же фирмы остались «при своих». Советская сторона была глубоко разочарована-такой прыти от немцев никто не ожидал и завод N183 еще не успел выйти на полную мощность.

Впрочем, крушение надежд случилось и у некоторых немцев, а именно у Книпкампа и руководства Хеншеля. Эта фирма к декабрю закончила разработку своей версии Тигра 2, частично унифицированного с Пантерой, но к тому времени уже производились Тигры Порше, пока ещё с электротрансмиссией, и были на подходе Тигры с дизелем МВ-507С. Гитлер посчитал нецелесообразным выпуск двух тяжелых танков со схожими характеристиками и категорически противился снижению производства. Именно поэтому Хеншелю пришлось выпускать Тигр Н до самого конца войны.

Но самое большое разочарование постигло союзников-Тиграм Порше требовалось не так уж и много дизелей от Даймлер-Бенц, а потому никакой просадки в выпуске моторов для Люфтваффе и Кригсмарине не случилось. В ещё большее уныние повергла союзников резко снизившаяся активность на советско-германском фронте. Бои шли только в районе Ленинграда, где Красная Армия расширяла плацдарм, на всех же остальных участках возникла оперативная пауза. Обе стороны занялись реорганизацией танковой промышленности и наращивали мускулы, прекратив на несколько месяцев самозабвенно уничтожать друг друга, что шло вразрез с планами американцев и англичан.

Заокеанский ответ на Тигр 2

Американцы по своим каналам узнали про разработку Тигра 2 и стали готовить адекватный ответ. Часть военных и политиков считала что армии нужно иметь танк как минимум не уступающий немецкому тяжу. При этом все вполне обоснованно считали что М6 безнадежно устарел, а разрабатываемый танк Т25 слишком слаб и недалеко ушел от Шермана. Поэтому в сентябре 1943 года в Москву была отправлена аж на двух «Либерейтерах» делегация специалистов «для обмена опытом». Сталин охотно пошел навстречу американским «товарищам» и поручил Н. Цейцу (в этой реальности он ещё жив) подробно описать процесс трансформации КВ-13 в ИС. Цейц выполнил распоряжение вождя и гордясь своим детищем красочно расписал и показал на фотографиях как ИСы расправлялись с немецкой бронетехникой и сокрушали немецкие ДОТы во время Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операций. Всё это произвело должное впечатление, и по возвращению домой американцы решили не изобретать велосипед а поступить аналогично. В связи с этим работы по некоторым направлениям были свернуты, а все усилия конструкторской мысли были направлены на разработку нового прототипа. Для ускорения процесса на фирме Форд был оперативно создан новый двигатель GAC с увеличенным до 12 количеством цилиндров, а башня и вооружение испытывались на М6А2Е1. Именно поэтому первый прототип т29 прибыл на Абердинский полигон уже в мае 1944 года. По сути, это был очень сильно раскормленный Т25 с торсионной подвеской, более длинным корпусом и 105 мм пушкой в более крупной башне. Впоследствии танк под наименованием М29 пошел в серию.

Шедевры танкостроения

Поначалу планировалась скромная партия в 400 машин в качестве усиления, но после первых же боестолкновений в Нормандии армейцы пересмотрели свои взгляды и увеличили заказ втрое. При этом вояки назойливо требовали ускорить проведение испытаний и побыстрее запустить машину в серию. И всё равно первая партия М29 прибыла в Европу лишь в декабре 1944 года.

Дальнейшие разработки в СССР

Выполняя указание Сталина, коллектив под руководством Астрова разработал и запустил в серию САУ получившую наименование СУ-85Б. Шасси машины было изготовлено сравнительно быстро, задержки возникли из за поиска оптимальной пушки. Машина пошла в серию в начале 1944 года, сменив СУ-76.

КБ Морозова примерно в те же сроки разработало Т-44-90, работы велись практически только по башне и вооружению. При этом КБ Габина удалось создать довольно удачное орудие частично унифицированное с ЗИС С-53. Более мощная отдача компенсировалась щелевидным дульным тормозом, поэтому использовались те же механизмы отката и наката. Была выпущена сравнительно небольшая партия в 500 машин, включая опытные (больше не было пушек) с марта по май 1944 года на заводе N183. Несмотря на столь скромную партию, именно эта машина и считалась впоследствии лучшим танком Второй Мировой войны.

Послевоенные оценки танков

После окончания Второй Мировой войны во многих странах военные эксперты (либо люди, считающие себя таковыми) составляли своеобразные рейтинги танков, участвовавших в боевых действиях. Во многих случаях оценки абсолютно разных людей совпадали. Итак, тройка танков, занявших ступеньки пьедестала:

Третье место-американский тяжелый танк М29. Мог бы занять и второе, но подвела низкая техническая надежность машины, которая создавалась и ставилась в серию в большой спешке.

Шедевры танкостроения

Второе место-Тигр II, он же Тигр Б, он же Королевский тигр. Весьма надежная и добротная машина (в дизельном исполнении), обладающая высокими боевыми характеристиками, особенно на твёрдых грунтах. Из недостатков отсутствие люков радиста и мехвода, смещённая вперед башня и большой вылет ствола. Хотя два последних недостатка нивелировались тем, что машины этого типа в основном участвовали в оборонительных боях и вели огонь из засад. Впрочем, некоторые эксперты называли Тигр II кошкой которая загрызла своих хозяев.

Шедевры танкостроения

Первое место, причем с большим отрывом, у советского танка Т-44-90. По комплексу характеристик, таким как боевая эффективность, стоимость, технологичность, удобство освоения экипажами, ремонтопригодность эти танки не имели себе равных. На них подходили многие детали, узлы и агрегаты от Т-34 всех серий, и некоторые узлы от М3Ли и М4 Шерман. На фронте иногда встречались кентавры с «туловищем» от Т-44 и «головой» от Т-34-85, либо с корпусом от Т-44-90 и башней от М4 Шерман разных модификаций.

Шедевры танкостроения

 

сводная таблица ТТХ танков.

Шедевры танкостроения

Фиона Амберская
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account