Небольшая заметка Сергея Махова, которая, думаю, заинтересует коллег.
В 1821 году к проекту «Великая Колумбия» присоединилась и Панама. Тут надо сделать небольшое отступление. Источник потенциального благосостояния Панамы — это река Чагрес, вдающаяся на сушу на две трети Панамского перешейка. В Эпоху Паруса водный путь был самым дешевым, поэтому получалось, что испанские корабли приходили в Форт-Лоренцо в устье реки Чагрес, далее там товары перегружались на лодки, которые везли до селения Вента-де-Крусес, там уже товары перегружали на волов или ослов и везли до города Панама на Тихоокеанском побережье. Получалось, что из пути в 82 км примерно 65 км было по воде. Эта дорога была названа испанцами Камино-де-Крусес или Реал-Камино-де-Крусес, то есть Королевская дорога через Крусес.
Трафик по этому пути весь XVI век был просто исключительный, и понятно, что когда на Вест-Индских островах начали оседать первые флибустьеры, пираты и корсары, устье реки Чагрес начало подвергаться систематическим рейдам этих товарищей. В 1671 году Генри Морган атаковал, разграбил и сжег даже Панаму. В результате в 1673 году новая Панама была построена в 8 км от старой, а дорогу через Крусес заменили более длинные мощеные дороги через Порто-Белло и Номбре де Диос. В 1739 году, после нападения эскадры адмирала Эдварда Вернона на Порто-Белло, все три маршрута были признаны небезопасными, и транзит через перешеек был переведен севернее, в Вера-Крус, откуда товары сухим путем попадали в Акапулько.
В результате этого королевского решения панамские купцы, сидящие на транзите, разом лишились «платы за проезд» и своих прибылей. Немного статистики: ежегодно через перешеек перевозилось от 100 до 200 тонн серебра и золота в год. Плата за транспортировку по Камина-е-Крусес одного каравана составляла 1000 песо, правда из этих денег местные купцы должны были содержать в порядке и своевременно ремонтировать дороги.
К 1808 году Панама была богом забытой дырой, ведь, как мы с вами помним, Испания владела монополией на торговлю с колониями, и соответственно сама определяла, где организуются торговые потоки. Ну а в 1808 году началась Полуостровная война, испанская монополия была отменена, и губернатор королевской аудиенсии в Панаме Хуан Антонио де ла Мата разрешил транзит грузов через Панаму. И тут, как говорится, панамским купцам «карта и поперла». Грузы, а, следовательно, и деньги, лились рекой. Англичане за период 1806-1815 годов вообще не пользовались Магеллановым проливом или проливом Дрейка, а возили товары и продукты из Вест-Индии в Тихий и Индийский океаны через Панаму.
Панамские купцы аж возблагодарили бога, и с этих пор были верными сторонниками короны, и даже несколько раз выдавали Испании кредиты и большие пожертвования на войну с Францией. Панама того времени была ультрароялистской, вице-король Бенито Пересон несколько раз получал большие пожертвования от панамских купцов с просьбой «раздавить гадину сепаратизма».
Такая ситуация сохранялась до 1819 года. А потом до Панамы дошли слухи, что Фердинанд VII решил отменить свободную торговлю с колониями, и восстановить испанскую монополию, а так же вернуть маршрут транзита на путь Вера-Крус – Акапулько, и закрыть порт в устье Чагреса. Буквально полгода понадобилось панамским купцам, чтобы стать из роялистов истовыми республиканцами. И начались разговоры о том, что Панаме как воздух нужна независимость.
Поскольку денег у купцов, сидящих на транзите, было очень много, они все испанские гарнизоны в Панаме просто… купили, предложив им за хорошие деньги уйти из Панамы куда подальше. Что испанцы, к тому времени уже год не получавшие жалования, с радостью и сделали.
источник: https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/772018113399732