Сергей Махов. Парусные корабли, «которые изменили мир»

17
Сергей Махов. Парусные корабли, "которые изменили мир"

Сергей Махов. Парусные корабли, «которые изменили мир»

Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.

Содержание:

Воодушевившись постом Сергея Патянина решил дать свое видение 8 парусных кораблей, «которые изменили мир», то есть которые дали толчок мировому кораблестроению и стали примером для подражания на долгие годы среди разных флотов. Я решил ограничиться «своим» периодом — то есть с 1621 по 1815 годы, другие эпохи я не рассматриваю. Так же не рассматриваю гребные и парусно-гребные суда, которые наверное стоят отдельной темы.

И первым конечно же будет.. Ба-БАМ….

1. 102-пушечный «Sovereign of the Seas» (1637 год), Англия

Именно с этого корабля по сути началась эпоха линейных кораблей. Понятно, что и шведский «Ваза», и корабли до него имели сплошные деки и по сути претендовали бы на звание «первого линейного», но так совпало, что постройка и ввод в эксплуатацию этого 102-пушечного монстра пришлись на время отработки и внедрения линейной тактики. Корабль потрясающей мощи, нового подхода к артиллерии (единственный корабль, несший на 1637 год ТРИНАДЦАТЬ 42-фунтовых бронзовых пушек и ВОСЕМЬ 32-фунтовых). Да, были баги с перегрузом и медленных ходом, но «Соверин» сравним по инновациям с «Дредноутом» XX века.

2. 74-пушечный «Terrible» (1737 год), Франция

В истории этот тип кораблей — самый многочисленный, который стал становым хребтом флота во всех странах мира — так и остался в названии «семедесятичетырехпушечники» («seventy-four»). Эти корабли — настоящие «линейные крейсера» 18 века — были вооружены как 100-пушечники 17 века, но имели скорость, превосходящую скорость фрегатов и ЛК 2 и 1 рангов. Удлиненный корпус, высокий борт, вооружение ставшее классическим (28×36- или 32-фунтовых пушек на нижнем деке, 30×24-фунтовок на среднем деке, 16х8-фунтовок на верхних палубах, позже заменены на карронады). Понятно, что «Террибль» не был первым кораблем этого ксласса (первые эксперименты начались еще в 1720-е годы), но он самый знаменитый наверное.

3. 80-пушечный «Tonnant» (1743), Франция

Усиленный вариант 74-пушечника, в основном флагманы эскадр. Разработанные корабельных дел мастером Франсуа Коломбом, эти корабли надолго стали законодателями мод во французском флоте. Французская концепция боя на дальней и средней дистанции позволила мастеру разработать и воплотить двухдечные корабли потрясающей мощи и отличной скорости и мореходности. Вооружение сравнимо со 120-пушечником конца 17 века, и даже превосходило по весу залпа английские 90-пушечники.

4. 64-пушечный «Alcide» (1743), Франция

Изначально — дешевый колониальный линкор, основа эскорта торговых караванов, рабочая лошадка флота. Французские 64-пушечники по весу залпа превосходили английские 70-пушечники, а также обладали лучшей мореходностью и скоростью. Почти все корабли, захваченные англичанами в войнах с французами, британцы включали в сосав Роял Неви, признавая превосходство противника в искусстве кораблестроения.

5. 100-пушечный «Victoty», (1737), Англия

Предок нельсоновского корабля «Виктори». 100-пушечники в английском флоте были флагманскими кораблями, и по сути на них и на 90-пушечниках Роял Неви пришел к господству на море, поскольку 70- и 60-пушечники англичан оказались слишком слабыми и неудачными кораблями. Это косвенно признали и сами островитяне, став в середине века строить корабли III ранга по французским образцам.

6. 90-пушечный Duke (1739), Англия

Этим кораблям выпала честь противостоять французским 74- и 80-пушечникам в войне за Австрийское наследство и в Семилетней войне. Имея на вооружении 26×32-фунтовок, 26×18-фунтовок, 26×9-фунтовок и 12×6-фунтовок эти корабли стали достойными соперниками французам. Мешала им конструктивная перегрузка (в волнение почти невозможно было использовать тяжелые пушки нижних деков) и неудачная конструкция кораблей (отсюда — малая скорость).

7. 32-пушечный Constant Warwick (1645), Англия

Несмотря на то, что фрегаты в том виде, который мы себе представляем чаще всего, изначально придумали испанцы (фламандские корсары), а потом голландцы — именно английский корабль вошел в историю как первый настоящий фрегат. Об истории его создания я уже рассказывал и в книгах, и на страницах этого ЖЖ, поэтому отмечу лишь одно — «Констант Варвик» получился своего рода «карманным линкором» 17 века — вооружение его позволяло легко потопить корабль слабее него, а скорость — позволяла уйти от корабля сильнее него.

8. 26-пушечный Médée (1741), Франция

Проблема английских фрегатов (в том числе и «Констант Варвика») была в хронической перегрузке. Пушки закрытого дека находились на высоте в 1 фут от уровня воды и при малейшем волнении корабль был просто безоружен перед противником. К 1730-м фрегаты просто деградировали как класс. В 1741 году в Бресте был заложен первый «истинный» фрегат – 26-пушечный «Медея», имевший на вооружении длинные 8-фунтовки. Проект французского кораблестроителя Бласа Оливье (Blaise Ollivier) оказался действительно удачным – он создал быстрый и достаточно вооруженный как для крейсерства, так и для конвоирования корабль, который мог вести бой даже при волнении на море. Конструктивное решение Оливье было до гениальности простым – он под главной артиллерийской палубой разместил еще одну закрытую палубу, где расположил помещения для команды. Это, В свою очередь подняло над водой нижний дек, что позволило фрегатам вести огонь главным калибром даже при плохой погоде. Кроме того – фрегаты данной конструкции несли пушки на шканцах и баке. Конструкция этих судов оказалась настолько удачной, что фрегаты данного типа были поставлены в серию во французском флоте. Их назвали – по калибру вооружения – 8-фунтовыми фрегатами. Такая конструкция фрегатов сохранилась до конца наполеоновских войн.

Сергей Махов. Парусные корабли, "которые изменили мир"

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/parusnye-korabli-kotorye-izmenili-mir-62110e9313a28b512ad9d60c?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account