Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

14

«Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.»(с) Древний кавказский тост из к.ф. «Кавказская пленница».

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и  6 мая 1924 года оно приступило к работе. В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация. Это весьма прозрачный намек на то, что не стоит строго результаты их работы с прошедшего столетия.

Армия хотела танк. Причем танк хороший, несущий в себе самое лучшее, что могла дать отечественная промышленность.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

 

В качестве прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат «Рено ФТ-17». Хотя в сторону NC-2 посматривать продолжали. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом малого танка. И с глубоким сожалением осознали, что в отведенные три тонны «всё лучшее» не влезет. От слова «совсем». Высоко на «верху» подумали, и приняли соломоново решение. Одна группа конструкторов пытается впихнуть хоть что-то в прокрустово ложе трехтонных ограничений. Вторая творит конфетку из всех подручных материалов, до которых сможет дотянуться. Первой теме присвоен индекс «Т-16», второй «Т-18».

Для Т-18 отечественная промышленность могла предложить листовые рессоры хорошего качества. Броню толщиной до 16 мм. Тяжелое наследие царского режима и Гражданской войны – 57-мм пушку Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. И мотор М-6, в девичестве «Испано-Сюиза 8».

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Авиационные перспективы этого двигателя были весьма грустные. Но его производство было уже налажено, и поставить крест на затраченных усилиях мешала элементарная «жаба». А тут и танкисты подвернулись с протянутой рукой. Все восемь цилиндров, да еще и стоящие под углом в 90 градусов, в габариты МТО влезать не захотели. Один ряд пришлось удалять хирургическим путем. Далее под секвестр попала система жидкостного охлаждения. На размерность покушаться не стали, и так уже страшно было – а вдруг ОНО не заработает? В результате к 1928 году на стенде достаточно бодро отработало порядка 100 часов незаконнорожденное дитё советских франкенштейнов – танковый мотор воздушного охлаждения М-16. Выдать обещанные 100 л.с. он так и не смог, зависнув на 95, но и этот результат был значительно лучше того, что заставлял двигаться Т-16. Этот аппарат уже был готов, но больше походил на танкетку-переросток, чем на полноценный танк. И работы по Т-18 продолжались.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Ходовая часть Т-18 первых серий применительно к каждому борту состояла из ленивца, ведущего колёса, четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков среднего диаметра, сблокированных по два, и двух сдвоенных поддерживающих катков. Гусеницы стальные, гребневого зацепления, крупнозвенчатые. В качестве упругого элемента в тележках использовались листовые рессоры. Первоначальная конструкция тележек была довольно громоздкой. Выход подсмотрели у немцев, пытающихся пилить собственные танки на полигоне «Кама». Получилась значительно более компактная конструкция.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Вооружение по первоначальному проекту состояло из 57-мм танковой пушки Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. Их просто прихватизировали из арсенала, куда они сдавались вместе с трофейными британскими «Рикардо». Перекомпоновав системы отката, Ленинградский Кировский завод приготовил к выпуск эксклюзивно-отечественный вариант под обозначением «Л-1». Дополнять её в двухместной башне должен был спаренный пулемет Федорова на индивидуальной установке или новый ДП-27 в танковом варианте.

И тут военные увидели заморский «Виккерс – 6 тонн». Истерику «хочу такой же» погасили волевым решением – обязали конструкторов установить на Т-18 две пулеметные башни. Искоса посмотрев на приплясывающих заказчиков, инженеры тихо пробурчали матерный вариант «нате и подавитесь», и Т-18, еще не пойдя в серию, обзавелся первой модификацией.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Информация о колесно-гусеничном танке «Кристи» попала к конструкторам даже раньше чем к военным. Кто-то даже рисунок привез. Вот по этому рисунку и слепили вторую модификацию. Тут уже припухли военные, такого авангардизьма они не ожидали. На слабую попытку отбрыкаться, у них вежливо поинтересовались, а не пропало ли у них желание иметь. А раз не пропало, берите и владейте. А башню и заменить можно, на что-нить более вам привычное.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

наименованиеТанк Т-18
Боевая масса7 тонн
Бронированиедо 16 мм
Вооружение1×57мм Гочкис/Л-1, 1×7,62мм ДТ
Двигатель4-х цилиндровый воздушного охлаждения М-16. 95 л.с.
Экипаж3 человека

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

P.S. У колесно-гусеничного танка 37-мм  автоматическая пушка на базе 40-мм  Мк2 «Виккерс». Ствол с воздушным охлаждением в комплект к двигателю:)

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

 

товарищ Сухов
Подписаться
Уведомить о
guest


23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
03.07.2018 11:17

++++++++++

++++++++++

st .matros
Редактор
03.07.2018 11:24

Прекомпановав системы откаты,

Прекомпановав системы откаты, Ленинградский Кировский завод приготовил к выпуск

 отката?

Вадим Петров
03.07.2018 13:26

(Тема не указана)

E .tom
03.07.2018 14:09

+
 Но система с вынесенным

+

 Но система с вынесенным вооружением не пойдет, военные забракуют, хотя бы из-за того что ленты к Викерсу надо постоянно попровлять, плюс уязвимости боеприпасов и самого орудия даже для стрелкового вооружения.

sergey289121
sergey289121
03.07.2018 22:31
Ответить на  E .tom

Так металлическую ленту

Так металлическую ленту поставят, как раз у итальянской Бреды такая и надежность сразу вверх скакнет, заодно можно и вторую ленту поставить, а уязвимость от стрелковки решается бронекожухом, заодно можно и вторую коробку с лентой поставить.

ser .
03.07.2018 14:48

Подвеска  как  по мне 

Подвеска  как  по мне   переуслажнённая —  зачем  полурессора?        обычная уравновешенная(по нагрузкам)  рессора   встанет   без   проблем  и  с  креплением   её  меньше   головняка —  один(два)  хомута  и всё… В целом  приятное  впечатление…  только   разноплановость  смущает…   изобилие    как  бы  взаимно   конкурирующих   моделей.

blacktiger63
03.07.2018 15:12

Безусловно красиво и

Безусловно красиво и оригинально! С т.з. заклепок вопросов нет, хоть счаз на конвейер!

Сумленья, таки есть:

1. Проблема совеццких танкостроителей конца 20-х годов в нетехнологичности решений. В танчике МС-1 были заложены такие траблы, такие кунсштюки, типа алюминиевых ступиц ведущих катков и ленивцев, что он выходил за пределы возможностей тогдашней промышленности. Поэтому, простой как три рубля Виккерс 6-тн, разработанный англичанами спецьялно(!) для армий стран третьего мира, был единственным способом наладить массово производство танков в СССР. Без водки и сала технических решений, примененных в Виккерсе нам не обойтись.

2. Тележка подвески уж больно напоминает таковую у Т-4. В Каме такого ещё не было. Послезнание детектед wink

3. Переделка мотора вызывает сумленья. Тем паче, из жидкостного переделать в воздушника — как организовать охлаждение? Неизбежна доводка, т.к. у воздушника местные перегревы не редкость. То, что  Вы предлагаете — по сути разработка нового мотора, с использованием отдельных деталюшек от М-6. Потянут ли такое в конце 20-х? 

4. Перекомпоновали ПОУ — означает: "разработали новую пушку с баллистикой имевшейся". Сячинтов жидко обгадился пытаясь горную пушку к танку прикрутить, а тут — бац и перекомпоновали. 

5. Последний вопрос: почему такой большой диаметр ведущих катков? И да, обдувать маслорадиатор теплым воздухом после мотора — идиотское решение, стоить ли повторять?

 

Ansar02
03.07.2018 20:03
Ответить на  blacktiger63

Почтенный коллега!
«В танчике

Почтенный коллега!

"В танчике МС-1 были заложены такие траблы,…, что он выходил за пределы возможностей тогдашней промышленности."

С чего бы? МС-1 за 3 года серийного выпуска на двух заводах наклепали без малого тыщу штук!

Сячинтов вполне удачно "перекомпановал" зенитку Лендера в ПС-19 (А-19).

 

blacktiger63
04.07.2018 10:05
Ответить на  Ansar02

за 3 года серийного выпуска

за 3 года серийного выпуска на двух заводах наклепали без малого тыщу штук!

Вот именно, за три года, двумя заводами, по безумной цене, сделали всего-то 900-т с лишним штук шеститонных танкеток, по боевым характеристикам, равными танку десятилетней давности. 

Сячинтов вполне удачно "перекомпановал" зенитку Лендера в ПС-19 (А-19).

Кто сказал, что удачно? Где энта пушка засветилась, акромя мертворожденного ТГ?

Ansar02
04.07.2018 12:23
Ответить на  blacktiger63

Что значит «всего» 900? Вы

Что значит "всего" 900? Вы знаете много танков в мире, которые строились бы такой серией в 20-30-е? По 300 машин в год!

А два завода — это как раз показатель высокой технологичности.

Как где "засветилась"? Л-7 — успешно испытанная и не принятая на вооружение по субъективным причинам — её прямой наследник.

 

byakin
Редактор
03.07.2018 15:59

 
как всегда футуристично и

 

как всегда футуристично и оригинально. браво, товарищ сухов!

 

Ansar02
03.07.2018 20:03

!!! Красиво.

yes!!! Красиво.

vasia23
03.07.2018 23:18

Это прям технооргазм

Это прям технооргазм какой-то. Но скоро поспеет девайс на шасси Холта образца 1912 года в 75 л.с. Он уже практически доходит.

Tumnin
04.07.2018 07:36

Ansar02, я не узнаю вас в

Ansar02, я не узнаю вас в гриме! smiley  товарищ Сухов, шедеврально!

А почему на остановились на 57-мм калибре? Вроде как 37-мм хватает "за глаза"… Ну как бэ хватает. <закрыв глаза на недостатки>

 

W_Scharapow
15.09.2019 00:10
Ответить на  Tumnin

Фугас у 37мм никакой и она… 57мм рявкает!

Альтернативная История
Logo
Register New Account