Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

14

«Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.»(с) Древний кавказский тост из к.ф. «Кавказская пленница».

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и  6 мая 1924 года оно приступило к работе. В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация. Это весьма прозрачный намек на то, что не стоит строго результаты их работы с прошедшего столетия.

Армия хотела танк. Причем танк хороший, несущий в себе самое лучшее, что могла дать отечественная промышленность.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

 

В качестве прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат «Рено ФТ-17». Хотя в сторону NC-2 посматривать продолжали. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом малого танка. И с глубоким сожалением осознали, что в отведенные три тонны «всё лучшее» не влезет. От слова «совсем». Высоко на «верху» подумали, и приняли соломоново решение. Одна группа конструкторов пытается впихнуть хоть что-то в прокрустово ложе трехтонных ограничений. Вторая творит конфетку из всех подручных материалов, до которых сможет дотянуться. Первой теме присвоен индекс «Т-16», второй «Т-18».

Для Т-18 отечественная промышленность могла предложить листовые рессоры хорошего качества. Броню толщиной до 16 мм. Тяжелое наследие царского режима и Гражданской войны – 57-мм пушку Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. И мотор М-6, в девичестве «Испано-Сюиза 8».

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Авиационные перспективы этого двигателя были весьма грустные. Но его производство было уже налажено, и поставить крест на затраченных усилиях мешала элементарная «жаба». А тут и танкисты подвернулись с протянутой рукой. Все восемь цилиндров, да еще и стоящие под углом в 90 градусов, в габариты МТО влезать не захотели. Один ряд пришлось удалять хирургическим путем. Далее под секвестр попала система жидкостного охлаждения. На размерность покушаться не стали, и так уже страшно было – а вдруг ОНО не заработает? В результате к 1928 году на стенде достаточно бодро отработало порядка 100 часов незаконнорожденное дитё советских франкенштейнов – танковый мотор воздушного охлаждения М-16. Выдать обещанные 100 л.с. он так и не смог, зависнув на 95, но и этот результат был значительно лучше того, что заставлял двигаться Т-16. Этот аппарат уже был готов, но больше походил на танкетку-переросток, чем на полноценный танк. И работы по Т-18 продолжались.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Ходовая часть Т-18 первых серий применительно к каждому борту состояла из ленивца, ведущего колёса, четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков среднего диаметра, сблокированных по два, и двух сдвоенных поддерживающих катков. Гусеницы стальные, гребневого зацепления, крупнозвенчатые. В качестве упругого элемента в тележках использовались листовые рессоры. Первоначальная конструкция тележек была довольно громоздкой. Выход подсмотрели у немцев, пытающихся пилить собственные танки на полигоне «Кама». Получилась значительно более компактная конструкция.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Вооружение по первоначальному проекту состояло из 57-мм танковой пушки Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. Их просто прихватизировали из арсенала, куда они сдавались вместе с трофейными британскими «Рикардо». Перекомпоновав системы отката, Ленинградский Кировский завод приготовил к выпуск эксклюзивно-отечественный вариант под обозначением «Л-1». Дополнять её в двухместной башне должен был спаренный пулемет Федорова на индивидуальной установке или новый ДП-27 в танковом варианте.

И тут военные увидели заморский «Виккерс – 6 тонн». Истерику «хочу такой же» погасили волевым решением – обязали конструкторов установить на Т-18 две пулеметные башни. Искоса посмотрев на приплясывающих заказчиков, инженеры тихо пробурчали матерный вариант «нате и подавитесь», и Т-18, еще не пойдя в серию, обзавелся первой модификацией.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

Информация о колесно-гусеничном танке «Кристи» попала к конструкторам даже раньше чем к военным. Кто-то даже рисунок привез. Вот по этому рисунку и слепили вторую модификацию. Тут уже припухли военные, такого авангардизьма они не ожидали. На слабую попытку отбрыкаться, у них вежливо поинтересовались, а не пропало ли у них желание иметь. А раз не пропало, берите и владейте. А башню и заменить можно, на что-нить более вам привычное.

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

наименование Танк Т-18
Боевая масса 7 тонн
Бронирование до 16 мм
Вооружение 1×57мм Гочкис/Л-1, 1×7,62мм ДТ
Двигатель 4-х цилиндровый воздушного охлаждения М-16. 95 л.с.
Экипаж 3 человека

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

P.S. У колесно-гусеничного танка 37-мм  автоматическая пушка на базе 40-мм  Мк2 «Виккерс». Ствол с воздушным охлаждением в комплект к двигателю:)

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account