Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18)
«Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.»(с) Древний кавказский тост из к.ф. «Кавказская пленница».
Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и 6 мая 1924 года оно приступило к работе. В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация. Это весьма прозрачный намек на то, что не стоит строго результаты их работы с прошедшего столетия.
Армия хотела танк. Причем танк хороший, несущий в себе самое лучшее, что могла дать отечественная промышленность.
В качестве прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат «Рено ФТ-17». Хотя в сторону NC-2 посматривать продолжали. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом малого танка. И с глубоким сожалением осознали, что в отведенные три тонны «всё лучшее» не влезет. От слова «совсем». Высоко на «верху» подумали, и приняли соломоново решение. Одна группа конструкторов пытается впихнуть хоть что-то в прокрустово ложе трехтонных ограничений. Вторая творит конфетку из всех подручных материалов, до которых сможет дотянуться. Первой теме присвоен индекс «Т-16», второй «Т-18».
Для Т-18 отечественная промышленность могла предложить листовые рессоры хорошего качества. Броню толщиной до 16 мм. Тяжелое наследие царского режима и Гражданской войны – 57-мм пушку Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. И мотор М-6, в девичестве «Испано-Сюиза 8».
Авиационные перспективы этого двигателя были весьма грустные. Но его производство было уже налажено, и поставить крест на затраченных усилиях мешала элементарная «жаба». А тут и танкисты подвернулись с протянутой рукой. Все восемь цилиндров, да еще и стоящие под углом в 90 градусов, в габариты МТО влезать не захотели. Один ряд пришлось удалять хирургическим путем. Далее под секвестр попала система жидкостного охлаждения. На размерность покушаться не стали, и так уже страшно было – а вдруг ОНО не заработает? В результате к 1928 году на стенде достаточно бодро отработало порядка 100 часов незаконнорожденное дитё советских франкенштейнов – танковый мотор воздушного охлаждения М-16. Выдать обещанные 100 л.с. он так и не смог, зависнув на 95, но и этот результат был значительно лучше того, что заставлял двигаться Т-16. Этот аппарат уже был готов, но больше походил на танкетку-переросток, чем на полноценный танк. И работы по Т-18 продолжались.
Ходовая часть Т-18 первых серий применительно к каждому борту состояла из ленивца, ведущего колёса, четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков среднего диаметра, сблокированных по два, и двух сдвоенных поддерживающих катков. Гусеницы стальные, гребневого зацепления, крупнозвенчатые. В качестве упругого элемента в тележках использовались листовые рессоры. Первоначальная конструкция тележек была довольно громоздкой. Выход подсмотрели у немцев, пытающихся пилить собственные танки на полигоне «Кама». Получилась значительно более компактная конструкция.
Вооружение по первоначальному проекту состояло из 57-мм танковой пушки Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. Их просто прихватизировали из арсенала, куда они сдавались вместе с трофейными британскими «Рикардо». Перекомпоновав системы отката, Ленинградский Кировский завод приготовил к выпуск эксклюзивно-отечественный вариант под обозначением «Л-1». Дополнять её в двухместной башне должен был спаренный пулемет Федорова на индивидуальной установке или новый ДП-27 в танковом варианте.
И тут военные увидели заморский «Виккерс – 6 тонн». Истерику «хочу такой же» погасили волевым решением – обязали конструкторов установить на Т-18 две пулеметные башни. Искоса посмотрев на приплясывающих заказчиков, инженеры тихо пробурчали матерный вариант «нате и подавитесь», и Т-18, еще не пойдя в серию, обзавелся первой модификацией.
Информация о колесно-гусеничном танке «Кристи» попала к конструкторам даже раньше чем к военным. Кто-то даже рисунок привез. Вот по этому рисунку и слепили вторую модификацию. Тут уже припухли военные, такого авангардизьма они не ожидали. На слабую попытку отбрыкаться, у них вежливо поинтересовались, а не пропало ли у них желание иметь. А раз не пропало, берите и владейте. А башню и заменить можно, на что-нить более вам привычное.
наименование | Танк Т-18 |
Боевая масса | 7 тонн |
Бронирование | до 16 мм |
Вооружение | 1×57мм Гочкис/Л-1, 1×7,62мм ДТ |
Двигатель | 4-х цилиндровый воздушного охлаждения М-16. 95 л.с. |
Экипаж | 3 человека |
P.S. У колесно-гусеничного танка 37-мм автоматическая пушка на базе 40-мм Мк2 «Виккерс». Ствол с воздушным охлаждением в комплект к двигателю:)
++++++++++
++++++++++
Прекомпановав системы откаты,
отката?
Спасибо. Исправил.
Спасибо. Исправил.
(Тема не указана)
+
Но система с вынесенным
+
Но система с вынесенным вооружением не пойдет, военные забракуют, хотя бы из-за того что ленты к Викерсу надо постоянно попровлять, плюс уязвимости боеприпасов и самого орудия даже для стрелкового вооружения.
Так металлическую ленту
Так металлическую ленту поставят, как раз у итальянской Бреды такая и надежность сразу вверх скакнет, заодно можно и вторую ленту поставить, а уязвимость от стрелковки решается бронекожухом, заодно можно и вторую коробку с лентой поставить.
Подвеска как по мне
Подвеска как по мне переуслажнённая — зачем полурессора? обычная уравновешенная(по нагрузкам) рессора встанет без проблем и с креплением её меньше головняка — один(два) хомута и всё… В целом приятное впечатление… только разноплановость смущает… изобилие как бы взаимно конкурирующих моделей.
Простите, уважаемый ser.
Как
Простите, уважаемый ser.
Как мне каатся, изобилие это слишком громко сказано;) Шасси по сути всего два варианта. Либо чистый гусеничный, либо колесно-гусеничный. Корпус, мотор, варианты вооружения, даже диаметр погона — всё едино.
Безусловно красиво и
Безусловно красиво и оригинально! С т.з. заклепок вопросов нет, хоть счаз на конвейер!
Сумленья, таки есть:
1. Проблема совеццких танкостроителей конца 20-х годов в нетехнологичности решений. В танчике МС-1 были заложены такие траблы, такие кунсштюки, типа алюминиевых ступиц ведущих катков и ленивцев, что он выходил за пределы возможностей тогдашней промышленности. Поэтому, простой как три рубля Виккерс 6-тн, разработанный англичанами спецьялно(!) для армий стран третьего мира, был единственным способом наладить массово производство танков в СССР. Без
водки и салатехнических решений, примененных в Виккерсе нам не обойтись.2. Тележка подвески уж больно напоминает таковую у Т-4. В Каме такого ещё не было. Послезнание детектед
3. Переделка мотора вызывает сумленья. Тем паче, из жидкостного переделать в воздушника — как организовать охлаждение? Неизбежна доводка, т.к. у воздушника местные перегревы не редкость. То, что Вы предлагаете — по сути разработка нового мотора, с использованием отдельных деталюшек от М-6. Потянут ли такое в конце 20-х?
4. Перекомпоновали ПОУ — означает: "разработали новую пушку с баллистикой имевшейся". Сячинтов жидко обгадился пытаясь горную пушку к танку прикрутить, а тут — бац и перекомпоновали.
5. Последний вопрос: почему такой большой диаметр ведущих катков? И да, обдувать маслорадиатор теплым воздухом после мотора — идиотское решение, стоить ли повторять?
Почтенный коллега!
«В танчике
Почтенный коллега!
"В танчике МС-1 были заложены такие траблы,…, что он выходил за пределы возможностей тогдашней промышленности."
С чего бы? МС-1 за 3 года серийного выпуска на двух заводах наклепали без малого тыщу штук!
Сячинтов вполне удачно "перекомпановал" зенитку Лендера в ПС-19 (А-19).
за 3 года серийного выпуска
Вот именно, за три года, двумя заводами, по безумной цене, сделали всего-то 900-т с лишним штук шеститонных танкеток, по боевым характеристикам, равными танку десятилетней давности.
Кто сказал, что удачно? Где энта пушка засветилась, акромя мертворожденного ТГ?
Что значит «всего» 900? Вы
Что значит "всего" 900? Вы знаете много танков в мире, которые строились бы такой серией в 20-30-е? По 300 машин в год!
А два завода — это как раз показатель высокой технологичности.
Как где "засветилась"? Л-7 — успешно испытанная и не принятая на вооружение по субъективным причинам — её прямой наследник.
Уважаемый blacktiger63. 1. Уважаемый blacktiger63. 1. Траблы МС-1 имели место от желания впихнуть невпихуемое и побыстрее. И усё равно не впихнули;) Тут Т-16 уже бегает, уже создаёт проблемы, уже проверяет грабли. А Т-18 ещё только сосредотачивается;) Причем сразу же было предупреждение не ждать шадевра;) 2. Какие фаши докасательства?:) Может это Геринг в тиши ночной под Казанью придумал на будущее. Или он в Липецке был? Хотя он вроде летчик. и говорят ваще в СССР не был:( А по принципу работы что первы вариант подвески, что второй — монопенисуально:) Как и чешский вариант. А гансы изголяясь рессору снизу прикрутили:) 3. Нехай стараются. Государство им, панимш, доверило. Оно ж понимает, что на Солнце лучше ночью лететь;) А если серьёзно, то британский аналог, который нам в РИ впарят через годик-полтора, не просто уже устарел к этому времени, а выжат до предела. То есть принципаиально создать мотор воздушного охлаждения в 95 лошадей можно. Исторически доказано. не те мощности, чтобы тепловой режим стал трагедией. Вот когда из этого захотят выжать раза в два-три поболее… Но это уже вторая половина 30-х. 4. Коллега, перекомпановали это не перепроектировали. Как горную пытались сделать танковой. Другие габариты, другие длины отката, другие (совершенно ПОУ). А тут просто те же самые ПОУ… Подробнее »
как всегда футуристично и
как всегда футуристично и оригинально. браво, товарищ сухов!
До боевых магов мне пока
До боевых магов мне пока далеко;)
!!! Красиво.
Это прям технооргазм
Это прям технооргазм какой-то. Но скоро поспеет девайс на шасси Холта образца 1912 года в 75 л.с. Он уже практически доходит.
Ansar02, я не узнаю вас в
Ansar02, я не узнаю вас в гриме!
товарищ Сухов, шедеврально!
А почему на остановились на 57-мм калибре? Вроде как 37-мм хватает "за глаза"… Ну как бэ хватает. <закрыв глаза на недостатки>
Фугас у 37мм никакой и она… 57мм рявкает!