Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Особо малые.

25

Содержание:

История создания

В начале было слово, и слово это было Карден-Ллойд. Как всем известно, озабоченность поголовной механизацией привела советскую делегацию в Великобританию, где в тот момент заканчивалась шумная рекламная компания танкетки Карден-Ллойд.

Как известно, делегация привезла танкетку в СССР и на ее основе была сделана танкетка Т-27. В этой АИ все было также, только танкетку назвали ОМ-1 (Особо Малый, первый).

Кроме тесной и ОМ-1 на базе ГАЗ-овских агрегатов, было решено спроектировать танкетку ОМ-2 на базе агрегатов новейшего тогда грузовика ЗИС-5.

В ходе проектирования, машина получила круговое бронирование в 10мм, а также вращающуюся башню с пулеметом ДТ от легкого танка МС-2. Были взяты от ЗИС-5 6-ти цилиндровый мотор в блоке с трехступенчатой КПП, задний мост с двойной главной передачей и механическими барабанными тормозами. В качестве ведущих колес использовались модернизированные диски колес с установленными вместо покрышек зубчатыми венцами. Повороты осуществлялись при помощи одинарного дифференциала, путем притормаживания соответствующей полуоси. Длительное маневрирование с частыми резкими поворотами приводило к перегреву тормозов, но зато в трансмиссии не было никаких дополнительных деталей.

По своим характеристикам и боевым возможностям ОМ-2 превосходил ОМ-1 в 2-2,5 раза. Правда и тяжелее был почти на две тонны. ОМ-2 выгодно отличался от ОМ-1 безопасным размещением топливного бака, хорошей проходимостью по пересеченной местности, надежной трансмиссией и тяговитым мотором. Подвеска на полуэллиптических рессорах получилась прочная, надежная и энергоемкая.

Было отмечено, что ОМ-2 может уверенно таскать дивизионную трехдюймовку 190330г.  Более крупные габариты позволяли комфортно разместить экипаж, а все узлы и агрегаты были легко доступны для обслуживания, при этом, управление не требовало больших физических усилий.

Танкетки ОМ-1 и ОМ-2 были выпущены в 1932-33гг., серией по 200 шт. Машинки не произвели большого впечатления на военных, из-за низких боевых качеств. Однако, неожиданно стали очень востребованными в танковых училищах, особенно ОМ-2, имевший бОльший запас прочности и лучше переносивший издевательства неопытных водителей. Действительно, простые до примитивности, ремнтнопригодные, т.к. созданные на агрегатах массовых грузовиков,  ОМ-ы просто идеально подходили для учебных целей. Поэтому, из армии, ОМ-ы быстро перекочевали в танковые училища, где активно использовались для первоначального обучения.

ОМ-1/2, будучи по сути, условно боевыми машинами, тем не менее, стали родоначальниками большого семейства артиллерийских тягачей и легких танков.

Боевое применение

ОМ1/2 официально никогда не принимали участия в боевых действиях. Правда, есть непроверенная информация об эпизодическом использовании нескольких ОМ-2 партизанами в 1942-43 годах на территории оккупированной Белоруссии.

ТТХ ОМ-2

Вес 3,2 т.

Длина 3,3м

Ширина 2,15м

Высота 1,77м

Скорость по шоссе – 40кмч.

Запас хода 150 км.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account