Самые быстрые самолеты в мире. Часть 6. Легкие самолеты Antoinette IV и VII, Франция 1909-10
Несмотря на то, что Леон Левавассёр был выпускником парижской академии изящных искусств, его интересы были в области техники. Летом 1902 года Левавассёр стал главным конструктором компании Société Antoinette (Antoinette), расположенной в Мурмелоне (Mourmelon) и названной так в честь дочери ее владельца – Жюля Гастамбида (Jules Gastambide). Компания Antoinette занималась производством моторных лодок и двигателей, разработанных Леоном Левавассёром. Это были восьмицилиндровые V-образные двигатели водяного охлаждения, мощность которых была доведена с 28 л.с. (20 кВт) до 50 л.с. (37 кВт). После удвоения цилиндров и создания 16-цилиндрового мотора мощность удалось довести до 100 л.с. (74 кВт). Для своего времени эти двигатели были очень передовыми, поскольку были оборудованы системой непосредственного впрыска топлива, и эти относительно легкие двигатели были выбраны многими французскими пионерами авиации.
Разумеется, Леон Левавассёр не избежал общего увлечения авиацией, но в 1903 году его первая попытка с машиной птицеобразной формы окончилась неудачей. В 1907 году Левавассёр начал, но не закончил постройку довольно странного самолета компоновочной схемы «утка» Antoinette I. Однако в феврале 1908 года он преуспел с созданием легкого самолета Gastambide-Mengin I – интересного моноплана с большим поперечным V консолей крыла, двигателем мощностью 50 л.с. (37 кВт) и тянущим винтом.
Крыло самолета имело необычный куполообразный профиль средней толщины, верхняя и нижняя поверхности которого были покрыты прорезиненным шелком производства компании Michelin. В отличие от большинство самолетов тех лет хвостовое оперение было спроектировано как ненесущее; в те годы такое оперение называлось «плавающим». Неуклюже выглядело лишь четырехколесное шасси. Машина совершила четыре полета в Шато-де-Багатель (Château de Bagatelle) и послужила основой для других самолетов, получивших наименование Antoinette.
На легком самолете Antoinette II Леон Левавассёр опробовал треугольные элероны. Хотя шасси у машины осталось четырехколесным, взгляд на эту машину показывал, что в конструкторе еще продолжал жить художник. В октябре 1909 года компанией был изготовлен легкий самолет Antoinette IV (тип III был приобретен капитаном артиллерии Фердинандом Фербером [Ferdinand Ferber] после аварии и ремонта), в котором хорошо заметен дальнейший прогресс в области аэродинамики и технологий.
Леон Левавассёр создал очень тонкий изящный фюзеляж в форме лодки с деревянным силовым набором, обшивкой из кедрового шпона в передней части и полотна в задней. Однако назвать Antoinette IV гидросамолетом было ошибочно, поскольку фюзеляж в форме лодки не означал умение плавать. Бóльшая часть бортов фюзеляжа от носа до кабины пилота была покрыта алюминиевыми водяными радиаторами, связанными трубопроводами с медными кожухами цилиндров двигателя. Данная конденсационная система охлаждения обходилась небольшим количеством воды, что позволяло экономить вес.
Так же как и задняя часть фюзеляжа, крыло и переходящее в фюзеляж хвостовое оперение имели полотняную обшивку. Еще одной бросающейся в глаза отличительной особенностью конструкции легкого самолета Antoinette IV были огромные трапециевидные элероны.
Несмотря на передовые технические решения, внедренные в конструкцию самолета, Antoinette IV – видимо в качестве компенсации этому – обладал серьезным недостатком. Пилотировать самолет было сложно, и процесс управления машиной требовал полной концентрации внимания. Этим «четверка» отличалась от машин Луи Блерио, система управления которыми стала классической и используется и по сей день. По обеим сторонам кабины пилота Antoinette IV находились рулевые колеса. Правое колесо управляло рулем высоты, а левое – гошированием крыла или отклонением элеронов (первоначально только вниз). Руль направления отклонялся при помощи педалей. Установленные перед пилотом два небольших колеса отвечали за управление двигателем.
Еще одной интересной особенностью конструкции легкого самолета Antoinette IV была вертикальная «мачта», пересекавшая фюзеляж сверху вниз. К данной «мачте» крепились расчалки и основные стойки шасси, оснащенные пневматической амортизацией (уже тогда – в первые годы развития авиации!) и длинной противокапотажной лыжиной.
В марте в компании Antoinette появился новый человек, ставший еще одной знаковой фигурой начального периода развития французской авиации, – Юбер Латам (Hubert Latham). Он родился в проживавшей в Париже зажиточной семье англичанина и француженки. В 1908 году врачи предупредили Латама, что из-за плохого здоровья и «плейбойского» образа жизни он протянет не больше года. Желая прожить остаток жизни как можно более ярко, Юбер Латам отдал всего себя столь увлекавшей его авиации. Поскольку семья была небедной, то она выделяла Юберу средства на это увлечение. В Шалоне во время своего первого полета на Antoinette IV Латам буквально сросся с самолетом и дальнейшие успешные полеты доказали его мастерство. 19 июля 1909 года Юбер Латам, желая получить три приза, установленные за пересечение Ла-Манша, взлетел с мыса Блан-Нез (Blanc-Nez) и взял курс в сторону Дувра.
Однако на расстоянии примерно 16 километров от места взлета двигатель «четверки» отказал. К счастью, благодаря непроницаемости крыла и непотопляемости корпуса легкий самолет Antoinette IV смог удержаться на воде, и Юбер Латам смог дождаться тех, кто спас его и машину. Несмотря на то что Блерио преодолел Ла-Манш 27 июля, Латам повторил попытку, но его «четверка» вновь закончила свой полет в водах канала – на этот раз до Дувра не хватило всего километра!
Юбер Латам не стал винить в своих неудачах самолет, и в 1909 году в Реймсе на Antoinette IV, получившим стартовый номер «13», принял участие в гонке на приз Шампани и Реймса. К финишу Латам пришел вторым, показав среднюю скорость 54,5 км/ч.
Затем в Реймсе Латам представил новый самолет компании – Antoinette VII (стартовый номер «29»), на котором он летал до 27 июля. «Семерка» была оснащена 60-сильным (44 кВт) двигателем, системой гоширования крыла и менее вытянутым горизонтальным оперением. Однако несмотря на лучшую аэродинамику Antoinette VII не смог догнать машину конструкции Гленна Кертисса, и в гонке на приз Гордона-Беннета Латам занял третье место. Небольшим утешением стал приз, выигранный им 29 августа за набор высоты 155 метров.
Следующий 1910 год стал успешным для Юбера Латама и легкого самолета Antoinette VII. Уже 7 января в Шалоне Латам установил мировой рекорд высоты 453 метра и прославился в авиационных состязаниях, проводившихся в Ницце с 10 по 25 апреля. 23 числа этого месяца «семерка» под управлением Юбера Латама установила мировой рекорд скорости 77,78 км/ч, но в следующий раз ему вновь пришлось «искупаться» из-за отказа двигателя. В Реймсе машина со стартовым номером «13» установила рекорд высоты 1384 метра, а другая машина, оснащенная 16-цилиндровым двигателем и получившая стартовый номер «16», приняла участие в гонках на приз Гордона-Беннета, но была только четвертой.
Легкие самолеты Antoinette VII хорошо продавались как в одноместном, так и в двухместном вариантах. Юбер Латам представил «семерку» в Берлине, и демонстрационные полеты в Йоханнисталь привели руководство компании Albatros к решению о покупке лицензии.
В заключение следует сказать, что врачи, дававшие Латаму всего год жизни, ошиблись в своих прогнозах. Хотя Юбер Латам и умер молодым, но смерть наступила не из-за болезни: в 1912 году на сафари в Африке он задохнулся под упавшим на него раненым буйволом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Antoinette VII
Назначение: легкий самолет
Статус: серийное производство
Экипаж: 1-2 чел.
Размеры:
размах крыла 12,80 м
длина 11,50 м
площадь крыла 50,00 м² [1]
Вес:
взлетный 520–590 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 78 км/ч
практический потолок 1400 м
дальность полета 160 км
[1] легкий самолет Antoinette IV первоначально имел меньшее крыло с площадью 34 м², но после восстановления в марте 1909 года он получил стандартное крыло площадью 50 м²
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa. ANTOINETTE IV A VII. FRANCIE 1909/10» // Letectvi+Kosmonautika 1-1992, стр.12-13/332-333
часть фотографий взята в сети интернет