Самолеты КБ Мухамедова.Часть3.Самолет СВВП проекта FM-21.
Проект Fm-21 — пятиместный самолет вертикального взлета и посадки авиации общего назначения.
Недостатками уже созданных самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП): ХV-5A, истребителей «Харриер», Як-141, F-35, конвертоплана V-22 «Оспрей» и других является попытки привязать несущие винты, или подъемные вентиляторы, или подъемные ТРД (один, или целый их пакет), или сочетание их всех на самолете классической фюзеляжной схемы. Но, принимая во внимание природу СВВП — вертикальный взлет, целесообразней сделать наоборот, создать летательный аппарат с новой аэродинамикой под подъёмную силовую установку.
Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Fm-21 в своей
основе имеет интегральную схему с дискообразным центропланом, в цен-
тре которого расположен горизонтальный подъемный вентилятор. Такое
решение позволило значительно упростить управление самолетом на ре-
жимах взлета и посадки и получить высокую весовую отдачу конструк-
ции в сочетании с высокими аэродинамическими характеристиками. Го-
ризонтальный полет при этом обеспечивается поворотным толкающим
винтом, а салон расположен перед подъемным вентилятором. Линейка
СВВП, включающая в себя 5, 19 и 50 местные самолеты, может обеспе-
чить создание гибкой транспортной сети между городами, разгрузив авто-
мобильные магистрали.
Проект СВВП основан на аэродинамической схеме Мухамедова, который состоит из несущего диска и консолей. Кабина вписана интегрально в передний полукруг центроплана. Подъёмный вентилятор находится в геометрическом центре центроплана. Мотогондолы вписаны интегрально в задний полукруг центроплана. Двухрежимный толкающий воздушный винт расположен позади самолета и может работать в режиме хвостового воздушного винта (ВВ) для балансировки аппарата в режиме вертикального взлета и посадки (ВВП) и толкающего воздушного винта в режиме крейсерского полета. Воздухозаборники расположены на верху центроплана по бокам ПВ, так что они экранированы от попадания в них частиц пыли или грязи при старте аппарата с грунтовых ВПП.
Проект Fm-21 имеет следующие особенности:
— внедрение в гражданскую технику интегральной аэродинамической схемы;
— применение в качестве топлива смеси авиакеросина и авиагаза (авиационного сконденсированного топлива)
— все элементы самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) кабина, консоли, мотогондола с горизонтальным оперением и 2-х килевым вертикальным оперением, основные стойки шасси конструктивно навешены на подъёмный вентилятор, что позволит получить СВВП с высокой весовой отдачей конструкции и с высокими аэродинамическими характеристиками;
— применяется шасси изменяемой высоты для удобства высадки и посадки пассажиров и уменьшения влияния воздействия струи подъемного вентилятора на планер самолета на режиме взлета;
— использование профилированного дискообразного центроплана, что в сочетании с консолями позволяет получить высокие аэродинамические характеристики на крейсерском режиме полета;
— двухрежимный толкающий воздушный винт, расположенный позади самолета и работающий в режиме хвостового воздушного винта для балансировки аппарата в режиме вертикального взлета и посадки и толкающего воздушного винта в режиме крейсерского полета;
— горизонтальное размещение двухступенчатого вентилятора большой степени двухконтурности;
— подъемный вентилятор расположен в центре диска и совпадает с центром тяжести самолета (позволяет уменьшить потери на балансировку).
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технические характеристики Fm-21 Экипаж, чел 1 (Пассажировместимость. чел 5) Взлетный вес, кг 2500 Двигатель, л.с. 2х500 Вес топлива, кг авиакеросин (ТС-1) 600 Геометрические параметры, м: Длина самолета, метров —9 Размах крыла, м 9 Высота самолета, м 3,8
Крейсерская скорость. км/ч 500 | |
Дальность полета, 1200-2000км | |
Полезная нагрузка, 450-500кг | |
|
|
1 — пятиместная кабина;
2 — подъемный вентилятор;
3 — два двигателя;
4 — толкающий винт с системой поворота;
5 — топливные баки с топливом;
6 — блоки систем управления.
Ссылки http://nkip.ru/sites/default/files/projects/files/fm-5.pdf
http://www.mukhamedov-aircraft.com/main/about#
Продолжение следует…..