Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 28. Бронедрезина Матваль Сормовского завода. 1920

14
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 28. Бронедрезина Матваль Сормовского завода. 1920

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 28. Бронедрезина Матваль Сормовского завода. 1920

Авторское предисловие: Кроме направлений в России, даже в советской, оставались еще и дороги, правда железнодорожные – самый быстрый способ переброски войск и сил по стране. Небольшой чехословацкий корпус, захватив Трансиб от Самары до Владивостока, стал силой диктовавшей свои условия всем участникам конфликта в России. Да и Гражданская война стала войной бронепоездов, как никакая другая. После окончания боевых действий в Советской России озаботились созданием новых образцов бронетехники для железной колеи. В 20-х годах на железные дороги страны выехали бронедрезины с бронекорпусами от неудачных броневиков Шеффилд-Симплекс. В итоге «английская недвижимость» хоть как-то сгодилась.

В 1916-1917 годах после успешных опытов с применением железнодорожного хода на броневиках Некрасова-Боголюбова, бронированных на шасси Руссо-Балт, военное ведомство Российской империи решило поставить на железные колеса всю бронированную «недвижимость», скопившуюся в то время на складах Офицерской школы и Запасной роты. А это было без малого 70 бронемашин, использовать которые на дорогах без рельс не было никакой возможности. Некоторое время броневики, не попавшие в состав строевых частей, перебрасывались в Савелово для переделок в бронедрезины, но к осени 1917 года так ничего сделать и не удалось, а потом стало не до бронедрезин. В итоге к моменту прихода к власти большевиков в частях было 2 бронедрезины постройки одесских железнодорожных мастерских и возможно 3 броневика-дрезины Некрасова-Братолюбова, хотя последние скорее всего уже были к тому времени потеряны на Юго-Западном фронте. Под ником «Стрела» до 1919 года одна из одесских бронедрезин воевала под Царицыным.

Двухбашенная бронедрезина Стрела (Источник контента: https://naukatehnika.com/pervyie-bronedrezinyi.htmlnaukatehnika.com)

Двухбашенная бронедрезина Стрела (Источник контента: https://naukatehnika.com/pervyie-bronedrezinyi.htmlnaukatehnika.com)

Сборка брони одной из двух построенных в Одессе двухбашенных бронедрезин (Источник контента: https://naukatehnika.com/pervyie-bronedrezinyi.htmlnaukatehnika.com)

Сборка брони одной из двух построенных в Одессе двухбашенных бронедрезин (Источник контента: https://naukatehnika.com/pervyie-bronedrezinyi.htmlnaukatehnika.com)

Казалось бы, в чем проблема? Берешь грузовик или броневик, оборудуешь его колеса ребордами, вот и готова дрезина или бронедрезина. Но это только на первый взгляд. Для любой техники, перемещающейся по железной дороге крайне важно, чтобы она могла двигаться в обе стороны с одинаковой скоростью, а значит она должна быть оснащена специальной КПП с реверсом. В 1915 году техник автомобильной роты Севастьян Вальднер вместе с командиром роты Маттисоном разработал проект скоростной мотодрезины, используя матчасть из сломанных грузовиков и запасных частей со склада. В основном проект базировался на использовании узлов и агрегатов трофейных немецких грузовиков, собственноручно сконструированной КПП с реверсом, и любой попавшей под руку рамой и двигателем. По именам конструкторов проект получил название Матваль или Мат-валь (Маттиссон-Вальднер). К осени 1917 Вальднер с Маттиссоном усовершенствовали автодрезину и разработали новые проекты дрезин, имевшие общую черту – у них у всех были только автомобильные агрегаты. В сентябре 1919 года уже на базе агрегатов грузовиков Уайт изобретатели построили дрезину, показавшую на испытаниях скорость 90 км/час. В Ярославле после окончания Гражданской войны было построено несколько моторных дрезин «Матваль» на шасси White TBC.

Дрезина на шасси White TBC, 1924, Ярославль, фото: https://ar-ar.facebook.com/gruzovikpress/posts/2674430525958154/

Дрезина на шасси White TBC, 1924, Ярославль, фото: https://ar-ar.facebook.com/gruzovikpress/posts/2674430525958154/

27 декабря 1919 года при Промвоенсовете создается «Бюро по постройке моторных дрезин системы Матваль» – «Матвальбюро». Понятно, что привлекло советских военных: не было необходимости делать ничего нового, что было почти невозможно в условиях разрухи, а склады были забиты поломанными, вышедшими из строя и некомплектными грузовыми машинами. Построить столь необходимые для военных бронедрезины только силами мастерских было очень заманчиво. В начале 1920 года благодаря усилиям Путиловского завода, построившего шасси и Ижорского завода, собравшего бронекорпус, на железнодорожные пути вышла бронированная и до зубов вооруженная 37-мм пушкой в башне и 4-мя пулеметами бронедрезина. У «трех нянек» дитя получилось тяжёлое и неудобное для применения оружия. А ведь основной задачей, которую военные хотели поставить перед бронедрезинами, была разведка вдоль пути в составе бронепоездов, связь и охранение в железнодорожной полосе. В мае 1920 года было сформулировано техническое задание на бронедрезину, которая должна была быть построена на шасси Уайт-ТБС, иметь вооружение в двух пулеметных башнях и иметь дополнительные бойницы для стрельбы из ручных пулеметов и винтовок вдоль склона ЖД полотна.

Вид сзади на бронедрезины Матваль постройки Сормовского завода. Фото: Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны

Вид сзади на бронедрезины Матваль постройки Сормовского завода. Фото: Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны

К делу подключился Сормовский завод в Нижнем Новгороде, уже имевший опыт работы с бронетехникой, ведь именно там собирались примерно в это же время первые советские танки, да и железнодорожная тематика была сормовичам не нова. С Ижорских заводов в Нижний Новгород поставили броневые башни, со складов в Петербурге получили четыре броневика Шеффилд-Симплекс, совершенно непригодных для боевого использования, но отличавшихся хорошим качеством брони и удачным двигателем. Замена деревянного каркаса на стальной дала выигрыш в жесткости и массе, задний мост, как и положено было у дрезин Матваль, взяли от Уайта, заменили коробку на реверсную. На бронедрезинах, кроме замены деревянного каркаса на железный, поставили более надежные задние мосты от грузовиков Уайт, установили дополнительный топливный бак и железные колеса. Как и планировалось все бронедрезины переданы бронепоездам Юго-Западного и Западного фронтов для использования по назначению. Вплоть до 1938 года бронедрезины использовали в составе бронепоездных частей, пока не отправили в металлолом, кроме одной дрезины Сормовского производства, которую передали войскам НКВД по охране железных дорог, где её использовали как учебную до 1942 года.

Бронедрезина Матваль из состава бронепоезда 72-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, 1940. Фото: Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны

Бронедрезина Матваль из состава бронепоезда 72-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, 1940. Фото: Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны

Матваль/Мат-валь/Бронедрезина Матваль с использованием бронекорпуса Шеффилд-Симплекс

Страна: Россия

Производитель: Сормовский завод (Нижний Новгород)

Год выпуска: 1920

Кол-во: 4 экз.

Экипаж: 5 человек

Бронирование: 5,5-8 мм

Боевая масса: 5735-5750 кг

Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.

Шасси: Sheffield Simplex LA7B 30HP

Двигатель: 30 л.с., 4741 см³

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-28-bronedrezina-matval-sormovskogo-zavoda-1920-5f970219b2613332b0e51036?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account