Революция для вертолётов: что будет летать над нами в будущем?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Большинство существующих вертолётов уже устарели! Они ведь начали свой путь ещё в 70-х и 80-х годах, а то и раньше. Но революция в их сфере неизбежно грядёт — почти все главные игроки на мировой арене сейчас приступили к созданию вертолётов нового поколения. Что это за проекты и какая их ждёт судьба? Попробуем разобраться.
Одна программа, чтобы всех заменить
В новой вертолётной гонке пока лидируют США. Это ожидаемо, ведь у них за спиной годы форы 90-х и начала нулевых и даже неудачная попытка создать вертолёт нового поколения — RAH-66 «Команч». Все нынешние работы сосредоточены в рамках программы Future Vertical Lift (FVL) — плана по замене всех винтокрылых машин США в течение следующих 40 лет.
Под эгидой FVL идёт работа над тремя направлениями — лёгкий вертолёт, средний и тяжёлый. Все три должны иметь скорость не меньше 430 километров в час и дальность полёта с полной нагрузкой без дозаправки в 850 километров.
Некоторые ранние проекты средних вертолётов в рамках FVL
Нелёгкие проблемы лёгкого вертолёта
Лёгкий вариант FVL разрабатывается в рамках подпрограммы CS1 — Сapability Sets 1. Это лёгкий и скоростной вертолёт-разведчик, одним из главных требований к которому является малая шумность, даже в ущерб скорости. Кроме того, FVL-CS1 должен нести шесть десантников или различное вооружение весом до тонны. Вертолёт займёт место разведчиков OH-58 «Кайова ворриор», MH-6 «Литтл бёрд» у Сил специальных операций, а также возьмёт на себя часть задач «Апача». Пока на это место претендует лишь одна машина — «Сикорский» S-97 «Райдер».
Корни «Райдера» уходят в далёкие 70-е годы, когда фирма «Сикорский» (Sikorsky) начала работы над винтокрылом с созданием подъёмной силы только за счёт соосных несущих винтов. Появился целый ряд прототипов, и вот уже в начале 10-х годов S-97 представили общественности в рамках программы перспективного разведчика Armed Aerial Scout (AAS). Первый раз вопрос замены разведывательного вертолёта попытались решить постановкой RAH-66 «Команч» на вооружение, но закончилось это неудачей с самыми неприятными последствиями для всей отрасли.
S-97 «Райдер» со своим предшественником, опытным винтокрылом Х-2
Последующая попытка в конце нулевых заменить старенькую «Кайова» похожим обычным вертолётом в ходе программы Armed Reconnaissance Helicopter тоже с треском провалилась — оказалось, что сэкономить не выйдет. Но дальше медлить было нельзя, парк разведчиков стал уже устаревать не только морально, но и физически. Было решено начать новые работы.
В рамках AAS S-97 смотрелся выгоднее всего, но его главным противником стала глубокая модернизация «Кайова» — OH-58F, которая хоть и уступала большинству конкурентов по характеристикам, но уделывала всех по главному параметру — цене. Казалось, судьба S-97 предрешена, а победа OH-58F неизбежна.
ARH-70 «Арапахо» — победитель конкурса Armed Reconnaissance Helicopter
Но тут в дело вступило мастерство подковёрных интриг.
Если не можешь победить в текущем конкурсе, добейся его закрытия и дождись нового!
Благо, Sikorsky поддерживали ВВС и Силы специальных операций, которым очень понравился «Райдер». У OH-58F имелось одно слабое место — это были не новые машины, а модернизация уже существующих «Кайова», и в 2025 году их всё равно пришлось бы снимать с вооружения. Не экономия, а растрата! Вместо финансирования одного проекта, требовалось выдать деньги сначала на OH-58F, а потом ещё и на новый вертолёт.
Из-за этого в 2014 году AAS подверглась сначала секвестру, а потом её и вовсе закрыли. S-97 успешно переехал под крыло FVL, а армия США осталась без разведывательного вертолёта, поскольку OH-58 окончательно списали в 2017 году.
Лётные испытания S-97 идут с 2015 года, и, по словам Sikorsky, они даже обгоняли график, пока в 2017-м первый прототип не попал в небольшую аварию. Пришлось ускорить постройку второго, и лишь этой осенью график нагнали.
Интересно, что, хоть S-97 формально единственный участник FVL-CS1, победителем его ещё не объявили, и армия не приняла решение о подготовке его к серийному производству.
Военные по-прежнему смотрят в сторону более дешёвых и традиционных вертолётов, хотя Силы специальных операций готовы закупать S-97 сразу, как они будут готовы к серийному выпуску. Особое внимание вызывает винтокрыл также у иностранных заказчиков — например, к нему присматриваются Турция и Израиль.
Пока судьба «Райдера» не ясна до конца, и нас точно ещё ждут интересные новости на эту тему.
Различные варианты винтокрылов на базе S-97 «Райдер»
Рекламный ролик S-97 «Райдер» в честь достижения скорости в 202 узла.
Зёрна противоборства
Работы над средним вертолётом идут в рамках подпрограммы CS3 — Сapability Sets 3. Основная задача — замена верного трудяги «Блэк Хок» во всех ипостасях. С грузоподъёмностью у него всё в порядке, а вот скорость и дальность военные хотели бы повысить. Драмы тут пока сильно меньше, чем у лёгкого варианта, но это лишь пока, ведь предстоит противостояние двух машин: «Бэлл» V-280 «Валор» (Valor) и «Сикорский»–«Боинг» SB-1 «Дифайэнт» (Defiant).
Bell верны традициям — их проект V-280, потомок «Оспри» (Osprey) и наследник десятилетий работы над этой схемой, очень напоминает «Блэк Хок», превращённый в конвертоплан. Сложно сказать, было ли это решение намеренным, чтобы сохранить милые военному глазу формы или просто случайное совпадение из-за схожих требований по грузоподъёмности? Ожидаемые от Valor характеристики впечатляют — скорость до 520 километров в час при дальности до 3900 километров в одну сторону без дозаправки.
Этот проект вызывает бурный интерес за рубежом. Израильтяне и британцы готовы включится в него даже на стадии проектирования, до принятия на вооружение в США.
Модель V-280 «Валор», на заднем плане ударный вариант
Конечно, схема конвертоплана вызывает у скептиков некоторые вопросы — например, в плане живучести. Но в Bell утверждают, что все проблемы они уже отработали на «Оспри» и настолько уверены в своём проекте, что потом планируют выпустить его на гражданский рынок. В конце 2017 года первый прототип наконец совершил полёт, все испытания идут строго по графику, и о проблемах пока не слышно.
Рекламный ролик V-280 «Валор»
В Sikorsky тоже не стали отходить от традиций. Их SB-1 «Дифайэнт» — винтокрыл с несущими соосными винтами и толкающим винтом на конце хвостовой балки. Проект очень походит на увеличенный S-97, что неудивительно, ведь многие решения для SB-1 отрабатывают именно на «Райдере». Скорость и дальность у «Дифайэнт» не самые выдающиеся — «всего» 460 километров в час и 850 километров соответственно. Зато полезная нагрузка заявляется до двух с половиной тонн внутри и до семи тонн на подвеске, что серьёзно больше, чем у Valor. В плюсы идёт и более простая конструкция, а также унификация с S-97.
Но от своего конкурента SB-1 сильно отстаёт. Выкатка первого прототипа планировалась сначала на осень 2017 года, потом её перенесли на лето 2018, а потом и на ноябрь 2018. Судя по всему, и этот срок выполнен не будет.
Первый полёт ожидается только летом 2019, а к тому времени к испытаниям приступит уже второй «Валор». Кроме того, интереса у иностранных заказчиков к SB-1 не так много. Значит, нам предстоит наблюдать за очень интересной схваткой, где участники могут прибегнуть и к не самым честным методам.
До начала испытаний SB-1 «Дифайэнт» может похвастаться только красивой графикой.
Остальные
Работы над тяжёлой версией FVL ещё даже не начинались и в ближайшие годы и не планируются. Пока военных устраивает и CH-47 «Чинук», и новый CH-53K «Кинг Сталлион» (King Stallion}. Работы по их замене должны стартовать только в 2025 году, и до сих пор ещё не решено, хотят ли военные просто более быстрые версии этих вертолётов, или же им нужна винтокрылая машина на уровне С-130.
Возможный внешний вид тяжёлого вариант FVL от Sikorsky
Внимательный читатель заметит, что пока мы не сказали ни слова о замене AH-64 «Апач». Программа FVL её предусматривает, но есть одна проблема — пока военным не удалось решить, делать ударный вертолёт на лёгкой базе или на средней. Споры об этом идут с 2015 года и до сих пор не прекратились. Да и современный вариант AH-64E «Апач Гардиан» (Apache Guardian) пока ещё устраивает военных — закупать его планируют до середины 20-х годов и только потом решать, надо ли делать новый вертолёт или дальше глубоко модернизировать «Апач».
На второй вариант надеются и в Boeing, где не стихает работа над новыми версиями этого заслуженного вертолёта, в том числе и с большей скоростью.
Ударный винтокрыл на базе SB-1 «Дифайэнт»
Какой русский не любит быстрый вертолёт?
Следующими за американцами идём мы. К сожалению, информации о наших работах сильно меньше, и зачастую она весьма противоречива. Связано это и с большей любовью к секретности, и с достаточно ранним этапом проектирования. Судя по всему, работы носят название «Перспективный скоростной вертолёт» (ПСВ) и идут с 2012-13 года.
Как обычно, в них приняли участие два наших главных вертолётных конструкторских бюро (КБ) — Камова и Миля. Точные задачи программы ещё неизвестны, но можно предположить, что планируется создание универсального скоростного вертолёта, выполняющего как разведывательные, так и транспортные задачи — некий наш аналог S-97, только размером покрупнее.
Летающая лаборатория проекта ПСВ на базе Ми-24
В КБ Миля работы велись на основе проекта скоростного вертолёта Ми-Х1, модель которого представили публике на авиасалоне МАКС ещё в 2007 году. У изначального варианта был толкающий винт на конце хвоста, но ходят слухи, что в КБ отказались от него, рассчитывая достигнуть стабильной скорости в 400 километров в час только за счёт лучшей аэродинамики фюзеляжа и новых лопастей. Теоретические выкладки прошли испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из вертолёта Ми-24, и, по заверениям сотрудников КБ, работоспособность всей идеи полностью подтвердилась.
О проекте КБ Камова известно ещё меньше. Кто-то говорит, что их ПСВ был развитием винтокрыла Ка-92, также показанного в 2007 году со схемой, сильно напоминающей решения Sikorsky — фирменная соосность и толкающий винт на хвостовой балке. Недавно же в сети всплыла информация о куда более радикальном проекте боевого винтокрыла с турбореактивными двигателями и развитым крылом. Имеет ли он отношение к ПСВ или вообще никакого — пока не известно.
Всего пару дней назад военные сообщили, что победителем в рамках ПСВ стал проект Миля. Он менее революционный, чем предложение от КБ Камова, но может быть создан гораздо быстрее.
Пока внешний вид финального варианта ПСВ неизвестен, но начало испытаний планируют уже на 2019 год. А тем временем в сети фанаты Камова и Миля вновь вернулись на баррикады, устраивая некрасивые срачи и выдвигая обвинения в коррупции, гордыне, безумии и других смертных грехах. Остаётся лишь надеяться, что это глупое противостояние не перекинется на сами КБ, и нам не придётся наблюдать повторение не самой красивой истории Ка-50 и Ми-28.
Камовский перспективный боевой винтокрыл
Восточные тайны
Идут работы над скоростными вертолётами и в Китае. Правда, о них почти ничего не известно — либо дело в чрезмерном желании сохранить тайну, либо сами работы находятся в зачаточной стадии. Пока можно только смотреть на разные модельки, которые китайцы частенько показывают на своих выставках, и гадать, имеют ли они хоть какое-то отношение к реальности? Но, учитывая внезапность «хитрого дракона», есть все шансы, что их военный винтокрыл выскочит как чёрт из табакерки — совсем неожиданно для всего мира.
Одна из многочисленных моделек китайских винтокрылов
Без Европы
Ну и наконец, последними идут европейцы. Одно время их концерн Eurocopter работал над проектом винтокрыла Х3 для американской программы AAS. Конечно же, ничего не вышло — американские военные сторонних производителей не очень любят. Потом этот проект пытались адаптировать под желания уже французских военных, ищущих замену своему обширному парку вертолётов, но снова не срослось — Х3 оказался дорогим и сложным. Взамен Франция решила закупать Airbus Helicopters H160, который хоть и выглядит предельно футуристично, но скоростным вертолётом никак считаться не может.
Проект военного винтокрыла на базе Eurocopter Х-3
Военный вариант Airbus Helicopters H160
Дойдут ли все описанные выше проекты до серии, или им на смену придут вертолёты более обычной компоновки и не таких выдающихся характеристик? Остаётся лишь наблюдать и удивляться.
источник: https://warhead.su/2018/11/26/revolyutsiya-dlya-vertolyotov-chto-budet-letat-nad-nami-v-buduschem