1

 

В 1936 году компания Caudron была на пике своей славы. В течение нескольких предшествующих лет созданные компанией самолеты участвовали во многих соревнованиях и завоевали множество призов. Гонки, посвященные памяти Анри Дойч-де-ла-Мёрта (Coupe Henry Deutsch de la Meurthe) [III кубок (1932-35 гг.)], были благоприятной нивой для маленьких болидов компании Caudron, оснащенных двигателями Renault. В это время в арсенале моторостроительной компании из Бийанкура (Billancourt) появился двенадцатицилиндровый 450-сильный двигатель, о котором рассказывалось в более ранних статьях.

Руководитель конструкторского бюро компании Caudron инженер Георгий Отфиновский (Georges Otfinovsky) попросил своего непосредственного начальника Марселя Риффара (Marcel Riffard) освободить его от работ по созданию истребителя на основе конструкции гоночного самолета. К этому времени мода на легкие истребители начинала овладевать умами военных, и многие вполне естественно  считали, что можно из маленького гоночного самолета получить боевую машину.

По словам Георгия Отфиновского двигатель, предлагаемый для установки на создаваемый самолет, не является подходящим, поскольку не может предоставить ему два основных преимущества истребителя: огневую мощь и скороподъемность. Кроме того, Георгий Отфиновский был занят работами по подготовке для пилота Андре Жапи (André Japy) самолета для сверхдальних перелетов и созданием ближнего разведчика с высокорасположенным крылом – аналога немецкого Fi 156 Storch. Аследствие этого боевой самолет Caudron C.710 было поручено разработать инженеру Девлигеру (Devlïeger).

Caudron C.712R был выкатан из сборочного цеха и совершил свой первый полет 24 декабря 1936 года. Оснащенный двигателем Renault 12 R, со специально увеличенной мощностью до 730 л.с., самолет представлял собой крыло C.560, принимавшего участие в гонках Дойч-де-ла-Мёрт, и фюзеляж C.710. Новый самолет получил собственное имя Cyclone – такое же, как и у легкого истребителя – и представлял собой отличный рекордный самолет. Его двенадцатицилиндровый двигатель имел удельную мощность 40 л.с./л и на 3200 оборотах развивал мощность 730 л.с..

Здесь следует сказать, что рабочий объем двигателей самолетов, принимавших участие в гонках Дойч-де-ла-Мёрт, не должен был превышать 8 литров, и шестицилиндровый двигатель Renault, принесший победу самолету компании Caudron, развивал 320 л.с.. Таким образом, при установке двигателя с 12 специальными цилиндрами можно было рассчитывать на ее значительное увеличение.

Самолет был перегнан в Истр, где его существование было недолгим. 29 апреля 1937 года пилот компании Раймонд Дельмотт (Raymond Delmotte) в попытке увеличить скорость разбил самолет, не сумев добраться до 620 км/ч. Пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом, но самолет спасти не удалось.

После гибели самолета инженер Отфиновский вернулся к разработке новой рекордной машины – C.712R. За основу им была выбрана такая же смесь крыла C.560 и фюзеляжа C.710. В новой машине была принята структура фюзеляжа 710-го, тогда как внешний вид новой машины был изменен: от крупной вписанной в фюзеляж кабины конструкторы компании перешли к применявшейся на гоночных самолетах кабине с небольшим резко заканчивавшимся гагротом. Помимо гагрота и фонаря кабины были и другие отличия: у C.712 киль был округлой формы, тогда как на C.712R было решено вернуться к трапецеидальной форме (об этом свидетельствует чертеж, подписанный Рене Кодроном.

В качестве силовой установки предполагалось использовать прототип нового 900-сильного двенадцатицилиндрового двигателя компании Renault. С этим двигателем ожидалось достижение рекордным самолетом C.712R максимальной скорости 720 км/ч, что должно было вернуть Франции абсолютный рекорд скорости, принадлежавший в то время Италии (гидросамолет Macchi M.C.72 под управлением Аджело разогнался до 709 км/ч).


схемы рекордного самолета Caudron-Renault C.714 R

В интересах национальной пропаганды и желая показать, что за основу рекордного самолета был взят истребитель C.714, самолет был переименован из C.712 R в C.714 R (R – рекордный [record]). Немцы, сами того не зная, пошли на такой же обман, что и французы: специально разработанный рекордный самолет компании Bayerische Flugzeugwerke был представлен в качестве варианта истребителя Bf 109.

После завершения сборки рекордный самолет Caudron 714 R должен был быть перевезен в Истр, однако война, объявленная Францией 3 сентября 1939 года, не позволила машине подняться в воздух. Но это не конец недлинной истории этого небольшого самолета. Во время немецкой оккупации C.714 R был спрятан в подвале большого выставочного зала, расположенного по адресу Елисейские поля дом 53, который компания Renault использовала для хранения своих легковых и грузовых автомобилей.

После освобождения Парижа самолет был повторно собран для экспозиции на авиационной выставке, проходившей в парижском зимнем велодроме (Vélodrome d'Hiver de Paris). На данной выставке C.714 R был ошибочно представлен как продукт возрождающейся французской авиастроительной промышленности.




в настоящее время Caudron-Renault C.714 R представлен в музее авиации, Шале-Мёдон (Chalais-Meudon). Выглядящий на снимке слишком темным самолет был окрашен очень темной и яркой краской, чтобысделать его похожим на гоночные самолеты тридцатых годов

К сожалению, перед выставкой самолет был полностью выкрашен в синий цвет – как машины, принимавшие участие в гонках Дойч-де-ла-Мёрт, тогда как главный конструктор Риффар уделял особое внимание отделке внешних поверхностей C.714 R. Рекордный самолет должен был быть покрыт бесцветным аэролаком, который бы прекрасно показал пластины деревянной обшивки.

Сегодня этот грубовато окрашенный в синий цвет самолет можно увидеть в музее авиации. В прошлом 1971 году во время проходившего в Ле-Бурже авиасалона C.714 R был выставлен на Елисейских полях в витрине здания, принадлежащего компании Renault. Так закончилась краткая история самолета со странной красотой, который так никогда и не летал, но до сих пор удивляет специалистов совершенством своих линий.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Caudron-Renault C.714 R

Назначение: рекордный самолет

Статус: незавершенное производство

Конструкция: металлическая из магниевых сплавов с деревянной обшивкой

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один двенадцатицилиндровый рядный двигатель Renault 12 R, развивавший при 3000 об/мин мощность 900 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага Ratier

Размеры:

размах крыла 6,75 м
длина 8,684 м
высоте 1,85 м
площадь крыла 7 м²

Вес:

пустого 1040 кг
общий 1225 кг
удельная нагрузка на крыло 175 кг/ м²
удельная нагрузка на мощность 1,36 кг/л.с.

Летные характеристики:

расчетная максимальная скорость на высоте меньше 100 метров [1] 720-730 км/ч


  • [1] высота, на которой согласно регламента ФАИ проводились полеты самолетов, претендовавших на установление абсолютного рекорда скорости

источник: Robert J. Roux «Caudron-Renault C.714 R» «Le Fana de l'Aviation» 1972-09 (036), стр.7-9

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account