Рекордный автомобиль Stutz Black Hawk Special. США

16

Рекордный автомобиль Stutz Black Hawk Special. США

Возможно, единственное, что было быстрее феноменального старта карьеры Фрэнка Локхарта (Frank Lockhart) как автогонщика это ее трагическое завершение. Прозванный прессой «чудо-ребёнком», Фрэнк Локхарт лишь дважды участвовал в гонках 500 миль Индианаполиса (Indianapolis 500; Indy 500). Его первый заезд состоялся в 1926 году, когда он занял место травмированного водителя гоночного автомобиля Miller с двигателем объемом 183 кубических дюйма (3,0 л). Во время тренировки он установил рекорд прохождения круга автодрома «Индианаполис Мотор Спидвей» (Indianapolis Motor Speedway; IMS) – 115,488 миль в час (185,86 км/ч). Во время гонки Локхарт, стартовав с двадцатой позиции, на пятом круге обогнал 14 машин. Он выиграл гонку с отрывом более чем на два круга.

В 1927 году в Индианаполисе Фрэнк Локхарт во время квалификационных заездов показал лучшее время, пройдя круг трассы со скоростью 120,100 миль в час (193,28 км/ч). В то время это было самое лучшее зарегистрированное время прохождения круга автодрома IMS. Локхарт лидировал первые 81 кругов гонки Indy 500 – рекорд, который продержался 64 года. После пит-стопа Фрэнк Локхарт вернул себе лидерство на 91-м круге, но уже на 120-м круге сломался шатун, и он выбыл из гонки. Из 280 кругов, которые Локхарт проехал в рамках гонок Indy 500, он лидировал в двухсот пяти (73,21%) из них. Фрэнк Локхарт является одним из трех гонщиков, которые лидировали в более 45% кругов гонок Indianapolis 500, и в этом зачете он занимает почетное второе место (первое место занимает Хуан Пабло Монтойя, который лидировал в 167 кругах из 200 [83,50%]).

В мае 1927 года в квалификационном заезде Фрэнк Локхарт установил рекорд, пройдя дистанцию 1,5 мили (2,4 км) со скоростью 147,729 миль в час (237,74 км/ч). Рекорд был установлен на гоночной трассе в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, Локхарт сидел за рулем своего гоночного автомобиля Miller с рабочим объемом двигателя 91 кубический дюйм (1,5 л). Только в 1960 году – 33 года спустя – другой гонщик показал лучшее время на автодроме в Атлантик-Сити. За свою короткую карьеру в Американской автомобильной ассоциации (American Automobile Association – AAA) Фрэнк Локхарт принял участие в 61 гонках, выиграл 27 из них и 37 раз финишировал в тройке лучших.

Но Фрэнк Локхарт был больше, чем просто гонщиком – он был новатором с умом инженера-исследователя. В промежутке между сезонами 1926 и 1927 годов Локхарт и его команда, в которую входили Зенас и Джон Вайзели (Zenas and John Weisel) и Эрни Олсен (Ernie Olsen), разработали промежуточный охладитель для установленного на гоночном автомобиле Miller двигателя с рабочим объемом 91 кубический дюйм (1,5 л). Они заметили, что, хотя нагнетатель сжимает воздух, он также нагревает его, делая его менее плотным. Если бы воздух можно было охлаждать, то более плотный воздух позволил бы двигателю развивать бóльшую мощность. Позднее в том же году, 13 июня 1927 года, Фрэнк Локхарт подал заявку на получение патента на свой промежуточный охладитель, и 26 мая 1931 года ему был выдан патент США №1807042.

11 апреля 1927 года Фрэнк Локхарт отправился со своим стандартным гоночным автомобилем Miller в Калифорнию чтобы на поверхности сухого озера Мюрок установить рекорд скорости в международном классе F. На гоночном автомобиле с 1,5-литровым двигателем, оснащенным системой наддува и промежуточным охладителем собственной разработки, Локхарт установил новый рекорд скорости в классе F – 164,009 миль в час (263,947 км/ч). С этой скоростью Фрэнк Локхарт занял четвертое место в неофициальном списке самых быстрых людей в мире после Генри Сигрейва на Sunbeam 1000 HP Mystery Slug (203,793 миль в час [327,973 км/ч]), Малкольма Кэмпбелла на Napier-Campbell Blue Bird (174,883 миль в час [281,447 км/ч]) и Джона Годфри Парри-Томаса на автомобиле Babs (171,019 миль в час [275,229 км/ч]). Все более быстрые автомобили были машинами, которые были специально построены для достижения мирового рекорда скорости на суше и в которых в качестве силовой установки использовались крупные и мощные авиационные двигатели.

К середине 1927 года Фрэнк Локхарт сосредоточился на создании автомобиля, который должен был превзойти текущий мировой рекорд скорости Генри Сигрейва (203,793 миль в час [327,973 км/ч]). В деле создания специального рекордного автомобиля Фрэнк Локхарт сотрудничал с Фредом Московичем (Fred Moskovics) – президентом компании Stutz Motor Car Company (Stutz). Рекордный автомобиль спроектировали Локхарт и братья Вайзель. Компания Stutz профинансировала половину стоимости создания автомобиля (вторая половина финансировалась Локхардом из его выигрышей в гонках), и поэтому машина несла имя этой компании.

В Индианаполисе была собрана команда для изготовления рекордного автомобиля, и 12 февраля 1928 года он был создан. Stutz Black Hawk Special – такое наименование получила машина – представлял собой сравнительно небольшой обтекаемый автомобиль, который был оснащен двигателем Miller V-16 (точнее U-16), имевшим рабочий объем 180,4 кубических дюймов (2,96 л), с двойным нагнетателем и промежуточным охладителем. Последний был встроен в капот двигателя и позволял воздуху, протекавшему над кузовом автомобиля, охлаждать топливно-воздушную смесь перед ее попаданием в двигатель. Автомобиль состоял из центрального кузова и каждое его колесо было заключено в массивный обтекатель. Black Hawk был, пожалуй, первым автомобилем, спроектированным с использованием результатов испытаний в аэродинамической трубе. Масштабные модели были испытаны в аэродинамических трубах компании Curtiss и Авиационного корпуса армии США. Согласно сообщениям, аэродинамическое сопротивление автомобиля составляло 0,0061 фунта на квадрат мили в час (0,0011 кг‧ч²/км²). Автомобиль Black Hawk имел длину 15 футов 9 дюймов (4,80 м) и колесную базу 112 дюймов (2,84 м). Кузов имел ширину всего 24 дюйма (0,61 м), а общая ширина автомобиля, включая колеса, составляла около 60 дюймов (1,52 м).

Фрэнк Локхарт сидит в кабине рекордного автомобиля Stutz Black Hawk Special во время презентации на гоночной трассе Indianapolis Motor Speedway

Фрэнк Локхарт сидит в кабине рекордного автомобиля Stutz Black Hawk Special во время презентации на гоночной трассе Indianapolis Motor Speedway

Двигатель автомобиля состоял из двух два рядных восьмицилиндровых моторов Miller объемом по 91 кубический дюйм (1,5 л), установленных под углом 30 градусов друг к другу на общем картере. Коленчатый вал каждого однорядного восьмицилиндрового двигателя был соединен с центральной шестерней, расположенной в задней части двигателя. Маховик был прикреплен к центральной шестерне. Для охлаждения двигателя в баке, установленном в задней части автомобиля, находился радиатор, охлаждаемый 80 фунтами (36 кг) льда. Диаметр цилиндра двигателя составлял 2,1875 дюйма (55,56 мм), ход поршня составлял 3,0 дюйма (76,2 мм), а масса двигателя – около 630 фунтов (286 кг). При частоте вращения вала 8300 оборотов в минуту двигатель развивал мощность 550 л.с. (410 кВт) и согласно результатов испытаний в аэродинамической трубе автомобиль Black Hawk, имевший массу 2800 фунтов (1270 кг), мог разогнаться до максимальной скорости свыше 280 миль в час (450 км/ч). Ориентировочная стоимость рекордного автомобиля составляла от 70000 до 100000 долларов (от 0,9 до 1,3 миллиона долларов в ценах 2013 года).

на снимке показаны два рядных восьмицилиндровых двигателя Miller, установленных на общем картере и представлявших собой единый 16-цилиндровый двигатель Black Hawk. На этом виде сзади хорошо показано, что шестерни коленчатых валов зацеплены с нижней, центральной шестерней

на снимке показаны два рядных восьмицилиндровых двигателя Miller, установленных на общем картере и представлявших собой единый 16-цилиндровый двигатель Black Hawk. На этом виде сзади хорошо показано, что шестерни коленчатых валов зацеплены с нижней, центральной шестерней

В середине февраля 1928 года Локхарт подобно Кэмпбеллу и другим гонщикам и прибыл в Дейтона-Бич, штат Флорида, чтобы выполнить под контролем представителей AAA попытку побить рекорд скорости. 19 февраля 1928 года Малькольм Кэмпбелл на более совершенном с точки зрения аэродинамики автомобиле Napier-Campbell Blue Bird установил новый рекорд на скорости 206,956 миль в час (333,064 км/ч). На следующий день Фрэнк Локхарт выполнил заезд по мерной трассе при дувшем встречном ветре; его Black Hawk прошел трассу со скоростью 200,222 миль в час (322,226 км/ч). Это было быстрее, чем скорость, показанная Кэмпбеллом во время его заезда против ветра. К сожалению, проблемы со сцеплением не позволили Локхарту совершить обратный заезд.

оптимистичный Фрэнк Локхарт в кабине рекордного автомобиля Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, февраль 1928 года. Билл Штурм (Bill Sturm) у передней части автомобиля добавляет лед в охлаждающий бак, а Жан Марсенак (Jean Marcenac) приближается с новой порцией. Рэй Кич стоит рядом с Локхартом. Обратите внимание на оребрение на капоте двигателя, которое служило в качестве промежуточного охладителя

оптимистичный Фрэнк Локхарт в кабине рекордного автомобиля Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, февраль 1928 года. Билл Штурм (Bill Sturm) у передней части автомобиля добавляет лед в охлаждающий бак, а Жан Марсенак (Jean Marcenac) приближается с новой порцией. Рэй Кич стоит рядом с Локхартом. Обратите внимание на оребрение на капоте двигателя, которое служило в качестве промежуточного охладителя

Фрэнк Локхарт на глазах зрителей готовится к заезду на рекордном автомобиле Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, февраль 1928 года. Отверстие в верхней части автомобиля перед кабиной являлось впускным отверстием карбюратора для правого блока цилиндров двигателя. С другой стороны автомобиля было еще одно отверстие для левого блока цилиндров двигателя

Фрэнк Локхарт на глазах зрителей готовится к заезду на рекордном автомобиле Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, февраль 1928 года. Отверстие в верхней части автомобиля перед кабиной являлось впускным отверстием карбюратора для правого блока цилиндров двигателя. С другой стороны автомобиля было еще одно отверстие для левого блока цилиндров двигателя

22 февраля, когда время санкционированного мероприятия подходили к концу, Фрэнк Локхарт в плохих погодных условиях выполнил еще один заезд. Во время заезда на скорости свыше 200 миль в час (322 км/ч) Локхарт столкнулся с ливневым шквалом, который свел на нет его видимость. Он потерял управление автомобилем, и Black Hawk, несколько раз перевернувшись, оказался в море. Фрэнк Локкарт был зажат в машине, когда волны обрушились на его голову. Зрители бросились ему на помощь, защищая его от набегающих волн и удерживая его голову над водой, в то время как другие привязывали веревки к машине. К ним присоединились другие зрители и начали тащить машину к пляжу, пока не прибыл эвакуатор, чтобы протащить автомобиль оставшуюся часть пути. Локхарта пришлось вытаскивать из машины при помощи фомок и паяльных ламп. У Фрэнка Локхарта были разорваны три сухожилия на левом запястье; он получил несколько синяков и был в шоке.

зрители, пресса и полиция спешат на помощь Фрэнку Локхарту после того, как его машина попала в прибой. Локхарт мог бы утонуть, если бы О.Д. Крейг (O.D. Craig) не держал его голову над водой

зрители, пресса и полиция спешат на помощь Фрэнку Локхарту после того, как его машина попала в прибой. Локхарт мог бы утонуть, если бы О.Д. Крейг (O.D. Craig) не держал его голову над водой

Black Hawk был отправлен обратно в Индианаполис, где этот автомобиль был быстро перестроен и отремонтирован. Фрэнк Локхарт, его машина и его команда вернулись в Дейтона-Бич 20 апреля 1928 года – всего два месяца спустя после аварии. Рекордные заезды были вновь санкционированы руководством AAA, и Дейтона-Бич также присутствовали другие гонщики. Так, например, рекордные заезды выполнил Рэй Кич (Ray Keech) на автомобиле White Triplex, оснащенном тремя 12-цилиндровыми V-образными рядными двигателями Liberty.

20 апреля 1928 года Фрэнк Локхарт выполнил пробный заезд по мерной трассе и на обратном пути разогнался до скорости 200,33 миль в час (322,40 км/ч). Двигатель Miller автомобиля Black Hawk страдал от проблем с карбюратором. Тем временем Рэй Кич совершил серию заездов, входе которых скорость машины неуклонно повышалась. 22 апреля 1928 года Кич разогнал Triplex до средней скорости 207,55 миль в час (334,02 км/ч), установив новый мировой рекорд.

Фрэнк Локхарт рядом с рекордным автомобилем Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, апрель 1928 года

Фрэнк Локхарт рядом с рекордным автомобилем Stutz Black Hawk Special, Дейтона-Бич, штат Флорида, апрель 1928 года

25 апреля 1928 года Фрэнк Локхарт выполнил на мерной трассе пробный заезд, во время которого на обратном пути задняя правая шина заблокировалась при торможении. Проблемы с карбюратором, казалось, были решены, и к 7:30 утра Локхарт выполнил еще один заезд. Во время прохождения трасы в прямом направлении была зафиксирована скорость 203,50 миль в час (327,50 км/ч), и все прошло хорошо. Когда Black Hawk подготавливали к заезду в обратном направлении, Фрэнк Локхарт сказал своей команде, что собирается установить новый рекорд скорости. Black Hawk мчался по пляжу со скоростью более 220 миль в час (355 км/ч) и не доезжая примерно 700 футов (213 м) до конца трассы, лопнуло правое заднее колесо, и автомобиль вышел из-под контроля. Автомобиль занесло по песку примерно на 400 футов (122 м), отлетел в сторону и взлетел в воздух. Black Hawk пролетел еще 503 фута (153 м) и ударился о землю после того как несколько раз перевернулся в воздухе. Локхарт был отброшен на 51 фут (15 м) от машины. Он был доставлен в больницу, где констатировали смерть. На момент гибели Фрэнку Локхарту было всего 25 лет.

рекордный автомобиль Stutz Black Hawk Special под управлением Фрэнка Локхарта мчится в южном направлении на мерной трассе, Дейтона-Бич, штат Флорида

рекордный автомобиль Stutz Black Hawk Special под управлением Фрэнка Локхарта мчится в южном направлении на мерной трассе, Дейтона-Бич, штат Флорида

Последующее расследование показало, что правое заднее колесо было повреждено во время одного из предыдущих заездов. Шина продолжала изнашиваться по мере того, как делались дополнительные заезды. 16-цилиндровый двигатель был извлечен из обломков автомобиля Black Hawk. Двигатель прошел капитальный ремонт и был установлен на автомобиль Sampson «16» Special, принадлежавший Олдену Сэмпсону (Alden Sampson). Боб Свонсон (Bob Swanson) участвовал в гонках Indy 500 1939 и 1940 годов и в 1940 году занял шестое место. Машиной также управляли Дикон Литц (Deacon Litz) в 1941 году и Сэм Хэнкс в 1946 году. В настоящее время автомобиль Sampson «16» Special с 16-цилиндровым двигателем выставлен в Зале славы автодрома Индианаполиса, Индианаполис, штат Индиана.

Имеются две реплики рекордного автомобиля Lockhart Stutz Black Hawk. Одна копия принадлежит Тернеру Вудворду и выставлена в здании Штутц, Индианаполис, штат Индиана, принадлежащем ему и имеющем историческую ценность. Вторая реплика является ходовым макетом (силовой установкой является двигатель, отличный от 16-цилиндрового двигателя), изготовление которой завершает Джеб Сколман (by Jeb Scolman) из компании Jebs Metal and Speed, Лонг-Бич, штат Калифорния.

Ниже приведено видео с хостинга YouTube (приношу извинения за музыку) злополучного скоростного заезда, загруженного с канала SportingHistory. Сначала показан путь, идущий в южном направлении (слева – океан), а затем – обратный путь в северном направлении. Авария была очень жестокой.

Источники:

  • Frank Lockhart: American Speed King by Morgan-Wu and O’ Keefe (2012)
  • The Miller Dynasty by Mark Dees (1981/1994)
  • http://gordonkirby.com/categories/columns/archive/lockhart_legend.html by Gordon Kirby
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Lockhart
  • http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Indianapolis_500_lap_leaders
  • http://blog.hemmings.com/index.php/2011/09/28/replica-of-the-ill-fated-stutz-black-hawk-special-to-debut-at-long-beach-motorama/
  • http://www.autoweek.com/article/20061222/free/61206028

источник: https://oldmachinepress.com/2013/02/23/lockhart-stutz-black-hawk-lsr-car/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-avtomobil-stutz-black-hawk-special-ssha

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account