Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель

15
Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель

Авторское предисловие: Эта вторая часть цикла статей о рождении первого «настоящего танка», в которой рассказывается о двигателе и будущем производителе первого танка. Предыдущая статья о гусеничном движителе первого танка здесь: Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Танк — это вездеходная машина, одной из его особенностей является достаточно большая из-за брони, но главное — постоянная масса. Это как будто грузовик всё время ездит с полным кузовом, а не только от погрузки до разгрузки. Для того, что бы постоянно и в любых условиях перемещать большую массу нужен мощнейший двигатель, и такой двигатель был создан британской фирмой Даймлер. 105 британских лошадиных сил, система газораспределния Найта обеспечивали ему потрясающие характеристики для своего времени. И, неудивительно, что именно этот двигатель был установлен на первый прототип танка.

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

Но проектировали 105-ти сильный двигатель для совсем других — мирных задач. трактор Daimler-Fosters значителен для будущего танкостроения не только тем, что на нем был установлен двигатель, который затем использовался на танках, но и тем, что «нашелся» и конструктор — Уильям Триттон, и завод — Фостерс, которые буквально через год после начала войны в 1915 начали делать первый танк. Но пока все было мирно, Уильям Триттон на заводе Фостерс построил всего лишь очень мощных трактор, правда для военных.

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

Незадолго до Первой мировой войны расположенная в городе Линкольн фирма Уильяма Фостера (William Foster & Company) сконструировала огромных размеров трактор с 60-ти сильным нефтяным двигателем по системе Хорнсби-Акройд (Hornsby-Akroyd oil engine). Трактор был построен после путешествия в 1910 году управляющего директора Уильям Триттона в сопровождении своего главного конструктора поездку по нескольким странам Южной Америки. Уильям Триттон вернулся домой с заказом на 45 тракторов с бензиновым двигателем в Аргентину.

60-ти сильный трактор Foster c двигателем Хорнсби

60-ти сильный трактор Foster c двигателем Хорнсби

Информации о том, были ли поставлены все 45 машин в Аргентину нет, но если так, то возможно где-то в джунглях стоит остов английского монстра, который надо только найти. Даже на фоне отнюдь не маленьких тягачей от самого Даймлера трактор смотрелся внушительно.

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

На первый взгляд трактор казался архаичным паровым механизмом, из широкой трубы шёл дым, огромные размеры напоминали паровоз. Многие, наблюдавшие за испытаниями, так и думали, но только не военные. Они точно знали, что видят мощный тягач с газовым двигателем. Для обеспечения хорошего охлаждения в условиях Южной Америки при постоянных высоких нагрузках конструкторы применили для охлаждения воды градирню, которая устанавливалась в передней части трактора. Выходящие через трубу горячие выхлопные газы создавали тягу, которая создавала поток свежего воздуха. Горячая вода из системы охлаждения разбрызгивалась в поток воздуха, частично испарялась, но в основном охлаждалась и стекала в бак под радиатором, из которого снова поступала в охлаждение мотора. Основным преимуществом градирен является большой объем воды, которые они могут охладить.

Прототип трактора со 105-ти сильным двигателем на испытаниях в Линкольне 4 декабря 1914 года

Прототип трактора со 105-ти сильным двигателем на испытаниях в Линкольне 4 декабря 1914 года

Летом 1914 года, когда в Европе уже шла война Сэр Риджинальд Бэкон (Adm Sir Reginald Bacon), управляющий директор артиллерийского завода в Ковентри (Coventry Ordnance Works) обратился к фирме Фостера с запросом предложения тягача, который должен был перемещать мощные осадные пушки, производимые заводом, такие как Ordnance BL 15-inch howitzer (380-мм гаубица), чье производство было заказано военными моряками для обороны Парижа. Полная масса гигантской пушки достигала 92 тонн, и её перемещение стало огромной проблемой. Британцы не озаботились созданием единой системы, как например в Австрии, где сразу проектировали пушки и тягачи Шкоды, и им пришлось искать решение на ходу.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель

Управляющий директор Foster & Company Уильям Триттон приехал в Ковентри и заверил руководство орудийного завода, что они адаптируют трактор Daimler-Foster, и это может решить проблему логистики тяжелых пушек. Соглашение между заводами утвердил Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (Sir Winston Churchill), дав распоряжение заказать у Фостера (Foster & Company) 97 тягачей и 291 прицеп для перевозки 15-ти дюймовых пушек. Заказ на трактора был размещён в сентябре 1914 года на заводе в Линкольне. Фактически изготовление трактора свелось к установке полученного 105-ти сильного «бесшумного Даймлера» на проверенное шасси Foster 60HP. Первый прототип был показан Ридженальду Бэкону 4 декабря 1914 года, а полностью контракт на поставку тягачей и прицепов был выполнен в начале лета 1915 года, когда все 97 машин с прицепами были поставлены Артиллерийским частям Королевского Флота Англии (Royal Marine Artillery Unit), которые были основаны Черчиллем для боевого использования осадных орудий.

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

Гражданский инженер Уильям Триттон (William Ashbee Tritton) и офицер флота Уолтер Гордон Вилсон ( Walter Gordon Wilson) официально признаны как изобретатели танка. C 1906 года Триттон начал работать в компании William Foster & Co. Ltd. Будучи одним из ведущих специалистов в проектировании сельскохозяйственной техники, уже в 1911-м году вошел в состав совета директоров компании, позднее стал её управляющим директором.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель

Несмотря на свой странный вид, трактор Даймлера-Фостера и технические решения, заложенные в него, показали себя вполне успешно, тягачи использовались для транспортировки тяжелой полевой флотской артиллерии, применяемой для проламывания обороны германской армии, не только 380-мм гаубиц, но и других систем. Мощный двигатель показал себя надежным и соответствующим требованиям военных. Сама по себе 380-мм гаубица так и не нашла места в системе вооружения английских войск, её пробовали даже использовать при штурме турецких укреплений в Галипполи.

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

фото: IWM collection. Только для частного использования

Потренировавшись на огромных тракторах и конструктор, и сама фирма Фостерс была готова к тому, что бы стать первым танковым заводом, но пока сама этого не знала. От будущего танка в их распоряжении пока был только двигатель.

Daimler-Foster 105 BHP Tractor/Тягач Даймлер-Фостер 105 л.с.

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1914-1915

Производитель: William Foster & Company

Кол-во произведенных: 97 (военный заказ)

Двигатель: 106 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-k-tanku-chast-2-fosterdaimler-105-bhp-tractor-1914-vtoroi-kamen-v-fundament-nastoiascego-tanka-dvigatel-5eca9ed4287cea156284dcf9

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account