Все статьи цикла
Статья с сайта TOPWAR от 22 января 2013 года.
Французское командование оперативно осознало стратегическую ошибку, допущенную накануне Первой мировой войны, когда приоритет отдавался легкой полевой артиллерии. Уже в августе 1914 года компания Schneider получила заказ на разработку вариантов размещения крупнокалиберных морских орудий на железнодорожных платформах. Основной задачей являлось создание мобильной тяжелой артиллерии для полевых условий. Одним из первых орудий, установленных фирмой Schneider на железнодорожный транспортер, стала 155-миллиметровая пушка М 1877. Эта пушка была разработана в начале 1870-х годов для использования в береговой обороне и имела длину ствола в 27 калибров. Дальность стрельбы бронебойными и осколочно-фугасными снарядами весом 40,3—43,0 кг составляла примерно 9,8 км.
На железнодорожном транспортере пушка монтировалась на штатном лафете, включавшем верхний и нижний станки, а также противооткатные устройства в виде двух гидроцилиндров. Для обеспечения кругового обстрела лафет размещался на поворотной платформе, установленной на центральном штыре железнодорожного транспортера. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки были ручными. Угол склонения орудия составлял минимум 3°, а угол возвышения – максимум 40°. При создании железнодорожной установки, помимо лафета, у берегового орудия был заимствован массивный щит, защищавший механизмы и расчет от осколков снарядов, летящих с боков, сверху и спереди.
Конструкция железнодорожного транспортера была импровизированной: за основу взяли обычную железнодорожную платформу с двумя двухосными тележками, раму которой усилили стальными накладками. Для поглощения продольных и вертикальных нагрузок использовалась специальная рама, опускаемая на рельсы шестью винтовыми домкратами. Поперечные усилия, возникающие при стрельбе, воспринимались выносными опорами, также оснащенными винтовыми домкратами с опорными плитами.
Несмотря на довольно примитивную конструкцию, данный транспортер оказался довольно удачным и впоследствии (с небольшими изменениями) использовался во время создания других железнодорожных установок. Также важным преимуществом транспортера являлось относительно небольшое время, нужное для приведения в боевое положение: расчет из 22 человек выполнял данные работы в течение 10 минут. Что касается описанной железнодорожной установки, то был изготовлен всего один экземпляр. По сути, данная установка являлась экспериментальным образцом, подтвердившим возможность использования в интересах сухопутных войск тяжелых орудий морской и береговой артиллерии.
Тактико-технические характеристики:
- Калибр – 155 мм;
- Длина ствола – 27 калибров;
- Максимальный угол возвышения – +40 градусов;
- Угол склонения – -3 градуса;
- Угол горизонтального обстрела – 360 градусов;
- Масса фугасного снаряда – 40,3 кг;
- Наибольшая дальность стрельбы – 9800 м.
Источник: https://topwar.ru/23233-pushki-na-zheleznodorozhnom-transportere-155-millimetrovaya-m-1877.html