Проекты гоночных самолетов Клаудиуса Дорнье
Данный материал является продолжением темы, поднятой в статье "Гонка за призраком скорости. Летающие торпеды Часть 1".
Гонки гидросамолетов на кубок Шнейдера прочно ассоциируются с противостоянием команд Италии и Великобритании. Более знающий любитель истории авиации назовет участников из Франции и США. Однако мало кому известно, что со своими проектами гидросамолетов для гонок 1929 года в Калшоте планировала выступить фирма Клаудиуса Дорнье AG für Dornier-Flugzeuge.
Проект Дорнье представлял собой в высшей степени неортодоскальную конструкцию сокращенной фюзеляжной гондолы, установленной над двумя поплавками с помощью фермы из стоек, выполненных из труб с аэродинамическим профилем сечения. Двигатели в гондоле установлены спереди и сзади от пилотский кабины. Вертикальное оперение крепилось непосредственно к хвостам поплавков, а горизонтальное связывало два киля. В качестве силовой установки предполагалось использование 12-цилиндровых V-образных моторов жидкостного охлаждения BMW IX ожидаемой мощностью в 800 л.с. при 1780 об/мин или 12-цилиндровых V-образных перевернутых моторов жидкостного охлаждения Daimler-Benz F2 с расчетной максимальной мощностью в 1000 л.с. при 1800 об/мин. Двигатели должны были работать на тянущий и толкающий винты, работавшие в противоположных направлениях, чтобы свести на нет крутящий момент. Крыло было установлено на гондоле по низкопланной схеме и с помощью растяжек крепился к фюзеляжу и поплавкам. Однореданные поплавки обладами значительным относительным удлиннением и размещали в себе все топливо.
Модель гоночного гидросамолета К. Дорнье, проектировавшегося для участия в шнейдеровских гонках 1929 года
Модель проекта Дорнье была представлена на международной авиационный выставке (Internationale Luftfahrt Ausstellung — ILA) 1928 года, но средства для строительства прототипа так и не были получены. По стечению обстоятельств, один из итальянских участников шнейдеровских гонок Savoia-Marchetti SM.65 (в конечном счете, снятый с конкурса), была поразительно похож на проект концепции Дорнье. Также Dornier-Werke подготовила проект самолета, предназначенного для участия в гонках на кубок Шнейдера 1924 года, проводимого тогда в Балтиморе. Этот проект Клаудиуса Дорнье обладал чрезвычайно современной конструкцией с хорошей аэродинамикой и в целом походил на Supermarine S.4 Реджинальда Митчелла, спроектированного в 1925 году. Самолет Дорнье был монопланом (среднеплан) с 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения Curtiss D.12 мощностью 450 л.с.
Проект Дорнье, созданный для гонок 1931 года, показывающий неортодоксальную двухмоторную конструкцию с удлиннеными валами, приводящими в движение толкающий винт
Пожалуй, самым интересным из проектов Дорнье, разработанных для шнейдеровских гонок, был самолет спроектированный для последних из них — гонок 1931 года. Это была весьма неортодоксальная одноместная цельнометаллическая летающая лодка-высокоплан с выдвижными стабилизирующими поплавками. В качестве силовой установки использовались два 12-цилиндровых V-образных двигателя жидкостного охлаждения мощностью 2000 л.с. каждый, расположенными в средней части корпуса выходными валами друг к другу. На крыле самолета была установлена испарительная система охлаждения. С помощью полого вертикального пилона и системы передач мощность передавалась на расположенный над фюзеляжем вал, вращающий четырехлопастный толкающий винт. Пилот сидел в открытой кабине, расположенной позади крыла.
Основные характеристики проекта 1931 года (расчетные)
Размах крыла, м |
12,00 |
Длина, м |
11,00 |
Высота, м |
4,10 |
Площадь крыла, м² |
24,00 |
Масса самолета, кг |
|
пустого |
3250 |
взлетная |
4000 |
Максимальная скорость, км/ч |
650 |
Источник Air Enthusiast 07,12/1972