Проект тяжелого военно-транспортного самолета Focke-Wulf Projekt 195. Германия
Содержание:
Предисловие редакции: Несмотря на то, что крупный военно-транспортный самолет остался «бумажным проектом», нет никаких сомнений в целесообразности и осуществимости «гиганта», который в случае реализации проекта стал бы самым большим самолетом в мире. О проекте гигантского военно-транспортного самолета рассказывает Герберт Гинглштеттер.
Способность любого фронта вести военные действия напрямую зависит от способности снабжать боевые часть пополнением, боеприпасами, продуктами питания и прочим всем необходимым. Обычно самый быстрый способ доставить на фронт все необходимое – это по воздуху. Так было и во время Второй Мировой войны, когда с немецкой стороны эту задачу в основном решали самолеты-ветераны Junkers Ju 52/3m. На начальном этапе войны были предприняты усилия по созданию более мощных транспортных машин, которые могли бы доставлять на фронт больше грузов и материалов, а также более крупные образцы вооружений. Вершиной этих усилий стал тяжелый военно-транспортный самолет Messerschmitt Me 323 Gigant, который был запущен в серийное производство весной 1942 года.
В 1942 году компания Focke-Wulf, Бремен, занималась проектированием крупных военно-транспортных самолетов. Достаточный опыт в этом направлении был получен в ходе создания четырехмоторного коммерческого самолёта и вооружённого дальнего самолета-разведчика Fw 200, первый полет которого состоялся в 1937 году. Кроме того, с 1940 года компания работала над проектом Fw 300, который представлял собой увеличенный и усовершенствованный Fw 200 с большей примерно на восемь метров длиной. Этот четырехмоторный самолет, разработанный для авиакомпании Deutsche Lufthansa, должен был после окончания войны с экипажем из пяти человек выполнять трансатлантические полеты, перевозить 32 пассажиров в Нью-Йорк. Однако боевые действия продолжались, и было очевидно, что время гражданских трансатлантических перевозок наступит еще не скоро. С другой стороны подразделения действующей армии, сражавшиеся против англичан и русских на фронтах в Северной Африке и Советском Союзе, нуждались в срочных поставках и не могли ждать. Требовался самолет с большой грузоподъемностью, что побудило Техническое управление Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) рассмотреть вопрос о военно-транспортном самолете, способном нести 30–40 тонн полезной нагрузки.
Гигантские размеры
Команда разработчиков компании Focke-Wulf под руководством своего технического директора Курта Танка стремилась к созданию более крупной машины. Целью их усилий был большой военно-транспортный самолет, который своими размерами мог бы затмить даже такого гиганта как Me 323. Приказ, поставленный Куртом Танком проектной группе, гласил: необходим самолет, способный на высоте 2000 метров. перевозить 30-40 тонн грузов на дальность 1500 километров.
С конструктивной точки зрения планировалось использование проверенных технических решений, позволявших свести риски к минимуму и в достаточно сжатые сроки разработать самолет с низкорасположенным крылом. Весной и летом 1942 года компетентный специалист отдела аэродинамики (Flugmechanik-L) компании Focke-Wulf старший инженер Янсон Фойгтсбергер (Oberingenieur Janson Voigtsberger) выполнил расчеты проекта военно-транспортного самолета Projekt 195.
Две концепции
В августе 1942 года в RLM компанией Focke-Wulf были представлены два проекта крупного военно-транспортного самолета, отличавшиеся силовой установкой: шестимоторной и восьмимоторной. Вариант с меньшими размерами (техническое описание №246) должен был иметь длину фюзеляжа 43 метра, длина более крупного варианта (техническое описание №249) должна была достигать 47 метров. Размахи крыльев обоих вариантом составляли 56 и 58 метров соответственно. Это были гигантские размеры и, таким образом, в случае реализации военно-транспортный самолет компании Focke-Wulf стал бы самым крупным летательным аппаратом в мире.
Для того, чтобы получить необходимые данные о летных характеристиках Янсон Фойгтсбергер рассчитал показатели самолета с уже имевшимися двигателями и с двигателями, которые на тот момент находились на этапе разработки. Выбор пал на испытанные 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель BMW 801 воздушного охлаждения и 12-цилинлровый рядный двигатель жидкостного охлаждения DB 603, представлявший собой дальнейшее развитие авиамотора DB 605 с рабочим объемом 44,5 литра и взлетной мощностью 1700 л.с.. Кроме того, в число вариантов силовой установки были включены 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель BMW 802 со взлетной мощностью 2600 л.с. и Jumo 222 – рядный звездный двигатель, 24 цилиндра которого были расположены в шести рядах по четыре цилиндра в каждом. Взлетная мощность Jumo 222 вариантов A/B, предназначенных для проекта Projekt 195, составляла около 2500 л.с. при рабочем объеме 46,5 литров. Мощные, но имевшие множество проблем сдвоенные двигатели DB 606, DB 610 и DB 613 даже не были включены в окончательный список.
Восемь двигателей
Расчеты показали, что только вариант с восемью двигателями может гарантировать безопасную эксплуатацию. Для перевозки 30 тонн мощности шести двигателей DB 603 варианта «246» было достаточно, но не для более крупного варианта «249», предназначенного для перевозки 40 тонн грузов. В этом случае силовая установка должна была состоять из восьми двигателей DB 603. Однако наилучшим вариантом были восемь двигателей Jumo 222, которые обеспечивали самолету продолжение полета даже при выходе из строя двух моторов. Согласно расчетам Янсона Фойгтсбергера для варианта с восемью двигателями переход от авиамоторов DB 603 к Jumo 222 позволил бы увеличить максимальную скорость на высоте 3600 метров с 435 км/ч до 490 км/ч, а практический потолок увеличился бы с 6000 метров до 7100 метров. Также с двигателями Jumo 222 резко улучшились бы характеристики набора высоты. Так, например, с восьмимоторный вариант с двигателями DB 603, работающими на взлетном и боевом режимах, имел бы скороподъемность 0,9 и 2,3 м/с соответственно, в то время как с двигателями Jumo 222 эти показатели составляли бы 2,3 и 4,7 м/с. Пока двигатель Jumo 222 не был готов к серийному производству самолеты должны были оснащаться DB 603, при этом моторные рамы должны были обеспечивать установку обоих типов двигателей.
Согласно расчетам специалистов компании Focke-Wulf максимальная взлётная масса восьмимоторного тяжёлого военно-транспортного самолета «249» должна была составлять невероятные 112 тонн при максимальной дальности полета 2100 километров.
Огромная грузоподъемность
Шасси с носовой стойкой значительно упростило процесс погрузки военно-транспортного самолета компании Focke-Wulf. В задней части фюзеляжа на его нижней стороне располагалась складная погрузочная рампа больших размеров. Во время загрузки дополнительную устойчивость фюзеляжу должны были обеспечивать две опоры, расположенные у корневой части аппарели.
Погрузочная площадка имела длину 26 метров. Поперечное сечение грузового отделения было больше, чем габариты грузов немецких железных дорог, и поэтому погрузка из железнодорожного вагона в этот гигантский военно-транспортный самолет не представляла бы проблем.
По всей длине грузового отсека проходила крановая тележка грузоподъемностью три тонны. Кроме того, грузы можно было перемещать в отсек самолета с помощью тяговой лебедки грузоподъемностью двадцать тонн.
Были рассмотрены многочисленные варианты загрузки самолета. Так, например, машина могла перевести 400 полностью экипированных солдат, размещенных в грузовом отсеке на двух палубах. Также самолет мог перевезти частично разобранный истребитель Fw 190 и другие грузы. Еще одним вариантом были 14 двигателей и 20 тонн других грузов. Гигантский военно-транспортный самолет компании Focke-Wulf также смог бы доставить до места назначения проглотил 23-тонный Panzerkampfwagen III или 25-тонный Panzer IV и еще два автомобиля.
Для защиты от истребителей противника разработчиками была запланирована установка мощного оборонительного вооружения: три стрелковые позиции с двумя пушками MG 151 (калибра 15 мм или 20 мм) и боезапасов по 600 снарядов на ствол. Эти стрелковые позиции размещались на верхней поверхности передней части фюзеляжа, в задней оконечности фюзеляжа и на нижней части фюзеляжа в его задней трети. На нижней поверхности передней части фюзеляжа было возможно размещение еще одной оборонительной позиции с пушками MG-151. Кроме того, в случае необходимости несколько 13-мм пулеметов MG 131 могли быть установлены в оконных проемах.
Оптимальная доля стали – 20 процентов
Гигантский военно-транспортный самолет должен был изготавливаться из металла. С целью экономии легких сплавов, производство которых было сложным и дорогим, была исследована возможность использования в конструкции самолета стали, производство которой требовало значительно меньших энергозатрат по сравнению с легкими металлами. Результаты исследований гласили: грузоподъемность цельностального самолета составляла всего лишь 20 тонн, в то же время если массовая доля стали в конструкции самолета составляет 20 процентов, то полезная нагрузка увеличивалась до 40 тонн.
Таким образом, был сделан вывод о том, что:
«Самолет, в конструкции которого большой процент стали, является неэкономичным с точки зрения потребления топлива. Электрическая энергия, сэкономленная на производстве легких сплавов, будет полностью израсходована в другой форме уже после нескольких полетов, а именно в виде высококачественного топлива. Баланс этих условий показывает, что с точки зрения энергетики увеличение массовой доли стали в конструкции самолета свыше 20-25% является ошибкой.»
Компания Focke-Wulf не получила заказа на изготовление своего гигантского военно-транспортного самолета. Не в последнюю очередь это было связано с силовой установкой – невозможностью получить двигатели Jumo 222. В связи с изменившейся военной обстановкой работы по данным авиамоторам были прекращены и, как следствие, чудовищная грузовая машина не получил шанса продемонстрировать свои качества на фронтовой службе. Также никаких шансов не было у компании Blohm & Voss и со своим проектом BV 250 – сухопутной версией шестимоторной гигантской летающей лодки BV 238. Таким образом Me 232 оказался единственным типом крупных военно-транспортных самолетов немецких ВВС.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Focke-Wulf Projekt 195 (249)
Назначение: военно-транспортный самолет
Статус: проект
Экипаж: 7-9 человек
Силовая установка: восемь 24-цилиндровых рядно-радиальных двигателей жидкостного охлаждения Jumo 222, развивавших на взлете при 2900 об/мин по 2500 л.с.
Размеры:
размах крыла 58 м
длина 47 м
высота 11,80 м
площадь крыла 460 м²
Масса:
пустого самолета 60000 кг
полезной нагрузки 40800 кг
полной нагрузки 52000 кг
максимальная взлетная 112000 кг
Удельная нагрузка на крыло 243 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3600 метров 490 км/ч
крейсерская скорость на высоте 3600 метров 400 км/ч
посадочная скорость 135 км/ч
длина разбега
• от точки старта до отрыва от земли 800 м
• от точки старта до набора высоты 20 метров 1400 м
максимальная скорость набора высоты 4,7 м/с
практический потолок 7100 м
нормальная дальность около 1500 км
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сравнение размеров
При длине 47 метров и размахе крыла 58 метров, а также максимальной взлетной массе до 112 тонн гигантский военно-транспортный самолет Focke-Wulfs (249) привлекал бы к себе внимание и сегодня.
Ju 52 – стандартный военно-транспортный самолет немецких ВВС – с его 18-метровой длиной казался карликом по сравнению с проектом P 195. Даже «гигант из Дессау» Junkers Ju 90 казался младшим братом по сравнению с колоссом компании Focke-Wulf. Но может быть транспортный самолет компании Messerschmitt смог бы конкурировать с P 195? Однако Me 323 – полноценный крупный самолёт с большой грузоподъемностью – не мог угнаться за машиной компании Focke-Wulf даже отдаленно. И это касается не только габаритов, но и, конечно же, массы перевозимой полезной нагрузки. При перегрузке Me 323 был способен нести «всего» 15,7 тонны (обычная полезная нагрузка – двенадцать тонн).
Таким образом, гигантский военно-транспортный самолет компании Focke-Wulf должен был перевозить в два с половиной — три раза больше грузов, чем Me 323!
Летающий по сей день франко-германский военно-транспортный самолет Transall C-160 может перевозить 16 тонн полезной нагрузки, а американский Lockheed C-130/J30 – до 22 тонн, как и советский Ан-12. Новый A400 рассчитан на перевозку максимум 37 тонн грузов. В качестве тактических военно-транспортных самолетов эти машины предназначены для эксплуатации с грунтовых аэродромов, в то время как настоящие большегрузные транспортники типа Ан-124 (грузоподъемностью 150 тонн) или Lockheed C-5 (130 тонн) используются в качестве стратегических машин несут максимально возможную нагрузку к расположенным на удалении от фронта укрепленным базам.
Со своей стороны Focke-Wulf P 195 также как и Me 323 должен был доставлять грузы как можно ближе к линии фронта. При условии, разумеется, что в распоряжении была взлетно-посадочная полоса достаточной протяженности.
источник: Herbert Ringlstetter «Focke-Wulf Projekt 195. Eine neue Dimension» «Flugzeug Classic» 2022-04, Seiten 56-63