Проект турельного истребителя Armstrong Whitworth F.9/35. Великобритания
К моменту начала Второй Мировой войны достижения во всех сферах авиации по сравнению с 1918 годом — годом окончания Первой Мировой войны — были огромными, но еще оставалось неизвестным насколько эффективными будут некоторые типы новых боевых самолетов. Типы самолетов, разработанные в предвоенный период, в некоторой степени больше соответсвовали теоретическим выкладкам, нежели практике, хотя начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании предоставила ценный опыт в этот важный момент времени. Некоторые британские самолеты, разработанные в этот период (такие как Spitfire и Hurricane) были успешными, тогда как ряд других был признан ошибочным.
Одним из примеров ошибочной концепции являются турельные истребители, которые сегодня нам знакомым как с воздушными боями, так и с применением ракет воздух-воздух может показаться довольно странной концепцией. Тем не менее данная концепция была результатом серьезных теоретических разработок о способах ведения боевых действий в будущем конфликте и необходимости охватить все возможные случаи боевого применения.
В те годы была общепринятой теория, согласно которой по Британии будут наноситься удары со стороны крупных соединений бомбардировщиков противника. Было высказано мнение, что противодействовать бомбардировщикам должны были истребитель-перехватчики ПВО, однако в ходе обсуждения были высказаны сомнения в способности пилотов-истребителей взаимодействовать друг с другом во время прицеливания и ведения огня из своего вооружения. Решение данной проблемы было найдено в применении башни с механическим приводом, в которой должно было быть размещено все вооружение истребителя. с середины 1930-х годов было предпринято несколько попыток принять на вооружение современный турельный истребитель. В конечном итоге военный опыт доказал превосходство компоновки с фиксированным вооружением истребителей Spitfire/Hurricane, и в конечном итоге после 1940 года идея оснащенного башней "истребителя бомбардировщиков" сошла на нет.
В 1934 году некоторые британские компании экспериментировали с оснащенными механическим приводом турелями или пулеметными установками. Одна из них — компания Boulton and Paul Aircraft — добились определенных успехов со своим средним бомбардировщиком Overstrand, и в 1935 году ею у французской компании SAMM была приобретена четырехпулеметныя турель с механическим приводом. В компании Boulton Paul считали, что данная башня значительно превосходит все когда-либо разработанные британские турели с приводом, в частности башни, спроектированные компанией Frazer Nash.
Одной из первых спецификаций на турельный истребитель была F.5/33, требовавшая истребитель с турелью в носовой части и двигателем, вращавшим толкающий винт. Данная спецификация была аннулирована после того как стало очевидным, что создававшиеся по ней самолеты не будут иметь преимущест по сравнению с уже существующими истребителями. Прототип одного из создававшихся по этой спецификации проектов — Armstrong Whitworth AW.34 — был заказан, но не завершен.
Гораздо более успешной была спецификация F.9/35, требовавшая двухместный дневной и ночной истребитель со скоростью на высоте 15000 футов (4572 м) не менее 290 миль/ч (467 км/ч) и приведшая к принятию в годы войны на вооружение Королевских ВВС единственного турельного истребителя Boulton Paul Defiant. Создававшийся по этой спецификации самолет не должен был иметь стреляющего вперед вооружения; наступательный огонь должен был вестить из механизированной турели, установленной позади кабины пилота. Как было сказано в спецификации
"стрелок должен быть полностью защищен от ветра и быть в состоянии управлять своим вооружением вне зависимости от скорости самолета".
В июне 1935 года спецификация F.9/35 была выпущена и одним из проектов, разработанных в соответствии с ее требованиями, был Armstrong Whitworth F.9/35.
схемы турельного истребителя Armstrong Whitworth F.9/35 (источник 1)
В отличие от своего предшественника AW.34 этот проект не имел внутрифирменного обозначения и являлся его развитием. В конкурсе данной спецификации Armstrong Whitworth F.9/35 был единственным двухмоторным самолетом; его силовая установка состояла из двух двигателей Armstrong-Siddeley Terrier. В конструкции крыла самолета была использована применявшаяся в те годы компанией Armstrong Whitworth компоновка с одним коробчатым лонжероном. Этот лонжерон должен был изготавливаться из легких сплавов. Коробчатый лонжерон и широкие поперечные элементы несущей конструкции должны были создать легкий и прочный каркас крыла, способный воспринимать напряжения изгибающих моментов и крутящие усилия. Передняя часть крыла до лонжерона должна была покрываться листами дюралюминия, а задняя часть должна была иметь стандартную по тем временам полотняную обшивку.
Для уменьшения сопротивления в обшивке крыла и фюзеляжа должны были использоваться потайные заклепки и целлюлозные лаки, приближавшие отделку поверхности к к качеству, достигнутому в то время на автомобилях. Был подписан договор на постройку одного прототипа (номер вренного регистра K8624), который, возможно, был переделкой частично завершенного прототипа AW.34. Вполне вероятно, что к моменту аннулирования контракта сборка прототипа продвинулась достаточно далеко. Ряд источников предполагает, что причиной отмены могли быть проблемы с охлаждением двигателей Armstrong-Siddeley Terrier.
схема охлаждения двигателя Armstrong-Siddeley Terrier
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: турельный истребитель
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два двухрядных радиальный цетырнадцатицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley Terrier, развивавших 450 л.с. на высоте 12000 футов (3658 м) и 470 л.с. на высоте 5000 футов (1524 м)
Размеры:
размах крыла 39 фт (11,89 м)
длина 37 фт 3 дйм (11,35 м)
площадь крыла 259 фт² (24,06 м²)
Вес:
максимальный 6700 фнт (3039 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 328 миль/ч (528 км/ч)
Вооружение:
4×0,303" (7,7-мм) пулемета в турели
источники:
- TONY BUTTLER "BRITISH SECRET PROJECTS. FIGHTERS & BOMBERS 1935-1950"
- OLIVER TAPPER "ARMSTRONG WHITWORTH AIRCRAFT SINCE 1913"